НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ МОРСКОГО ПРОМЫСЛА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ МОРСКОГО ПРОМЫСЛА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС

Гладченко В.А. 1
1ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Ростовский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рыбохозяйственный комплекс России, сырьевой базой которого служат промышленное рыболовство и рыбоводство, представляет собой комплексный сектор экономики, охватывающий различные виды деятельности, начиная от прогнозирования сырьевых ресурсов отрасли и завершая организацией торговли рыбной продукцией в стране и за ее пределами. Иными словами, рыбная отрасль в Российской Федерации играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, сохранении водных биологических ресурсов и улучшении качества жизни населения. Этим объясняется актуальность выбранной в данной статье темы исследования.

Вопросы совершенствования государственного контроля как за экспортом рыбной промысловой продукции, так и за их оборотом в общем были затронуты в исследованиях Е.А. Крючковой, Л.А. Филипповой и В.Г. Свинухова. Именно с их научными трудами ассоциируются пути организации и развития таможенного контроля перемещения водных биоресурсов, в том числе с внедрением системы мониторинга морских объектов со спутника. Кроме того, роль внешнеторгового оборота рынка рыбной продукции была поднята в разработках М.А. Николаевой, Ю.Н. Клещевского и О.А. Рязановой.

К числу основных видов деятельности рыбного хозяйства вРоссии можно непосредственно отнести следующие направления:

рыболовство (рыболовный промысел);

рыбоводство (разведение рыбы);

переработка и производство первостепенных видов рыбной продукции.

Именно в рамках рыболовства осуществляется деятельность по добыче и вылову водных биоресурсов, в том числе и по приемке, обработке, переработке, транспортировке, хранению, выгрузке морских и речных уловов. В связи с этим, возникают вопросы по жесткой регламентации порядка перемещения, а именно вывоза продукции морского промысла через российский участок таможенной границы Евразийского экономического союза.

Если российское законодательство по охране и использованию объектов морского промысла не включает нормы международного и наднационального регулирования, то комплекс нормативно-правовых актов относительно порядка ввоза и вывоза морских объектов через таможенную границу в части российской государственной границы составляет правовое соединение интернационального, наднационального и национального (таможенного) регулирования.

Водные биоресурсы, подлежащие сохранению из-за редких и находящихся под угрозой исчезновения видоврыбных товаров, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо Красную книгу субъекта Российской Федерации, запрещено добывать и вылавливать. В случае обнаружения морской продукции она должна быть изъята из хозяйственного пользования. Но следует учесть, что в исключительных случаях продукция морского промысла подлежит добыче и вылову со стороны российских рыболовецких судов толькос предоставленным уполномоченному государственному органу разрешением на их использование в коммерческих целях. Данный порядок установлен Правительством Российской Федерации. Полный перечень российских законодательных актов по вопросам охраны и реализации водных биоресурсов представлен на рисунке 1.

Рис. 1. – Пул российских нормативно-правовых актов в сфере охраны и использования объектов морского промысла

Что касается таможенных правил в части перемещенияобъектов морского промысла через таможенную границу Евразийского экономического союза, то следует обратиться крисунку 2.

Рис. 2. – Нормативно-правовая база регулирования ввоза и вывоза водных биоресурсов на пространстве Евразийского экономического союза

Таможенные операции, связанные с декларированием продукции морского промысла и ее выпуском в свободное обращение в пределах единой таможенной территории Евразийского экономического союза, не осуществляются ввиду того, что по результатам совершения таможенных операций в рамках прибытия рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов установлен факт полностью произведенной на территории Российской Федерации и получившей статус товаров Евразийского экономического союза морской и речной продукции[4].

Если исследовать продолжительность совершения таможенных операций, то время оформления, а также осуществления государственного контроля в частиоборота морской продукции, добытой и выловленной в рамках промышленного рыболовства во внутренних морских водах России и в ее территориальном море, в том числе и произведенных из них рыбных и иных товаров не может превышать трех часов. В свою очередь, отсчет времени совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля касательно экспортируемых с территории Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов устанавливается по фактическому времени постановки рыбопромыслового флота к причалу либо на якорную стоянку в морском порту Российской Федерации.

Отличительной особенностью оформления продукции морского промысла является осуществление таможенных операций в первоочередном порядке[6].В частности, вывозимые за рубеж рыбные товары, добытые и выловленные судами под российским флагом во внутренних водах и в территориальных водах страны, подлежат таможенному декларированию в универсальном порядке свзиманием таможенных платежей, причитающихся при промысловом экспорте.

Перемещение рыбопромысловой продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза часто сопровождается многочисленными проблемами как объективного, так и субъективного характера. Так, объективной причиной противоправного вывоза рыбной продукции выдвигается массивность процедуры осуществления таможенных операций и таможенного контроля. Это объясняется значительными производственными затратами ввиду аномальных климатических условий, длительных переходов по водным акваториям России и дорогостоящего судового снабжения. В итоге, снижается экономический эффект рыбопромышленного производства. Дополнительные затраты могут возникать с момента добычи и вылова продукции морского промысла до ее доставки в место нахождения таможенных органов. Существенную часть расходов судовладельцы несут при обслуживании судов в порту, а такжепроводится усиленный контроль портовых служб.

Эффективность таможенного контроля напрямую зависит от особенностей заполнения сведений о вывозимой морской продукции в декларации на товары. И тут играет роль несоответствие товарных номенклатур внешнеэкономическойдеятельности Евразийского экономического союза с соответствующими базами товарных кодов основных стран-контрагентов. Поэтомуснижаются качество и скорость проводимого таможенного контроля. Товарный коды в номенклатурах разных экономических союзов и стран можно наблюдать в таблице 1.

Таблица 1. – Соотнесение ставок ввозных таможенных пошлин основных видов объектов морского промысла по классификационным кодам в Европейском союзе, Евразийском экономическом союзе и Соединенных Штатах Америки

ВИДЫ ПРОДУКЦИИ МОРСКОГО ПРОМЫСЛА

ТАРИК ЕС (TARIC EU)

ТН ВЭД ЕАЭС

ГТ США

(HTSUS)

Минтай

(Theragrachalcogramma)

Alaska pollock (Theragra chalcogramma)

15% (0303 67 00 10, 0303 67 0090)

8% (0303 67 000 0)

0%, нонеменее 2,2 ¢/кг (0303 67 0000)

Крабкамчатский (Paralithodes camtschaticus)

Red king crab (Paralithodescamtschaticus)

7,5% (030614 1000)

5% (0306 14 100 0)

0% (0306 14 4030)

Сельдь (Clupeaharengus, Clupeapallasii)

Herrings (Clupeaharengus, Clupeapallasii)

15% (0303 51 00 10, 0303 51 00 20, 0303 51 00 90)

3%, но не менее 0,01 €/кг (0303 51 000 0)

0% (0302 41 00 00)

Основной вклад в общероссийскую добычу водных биоресурсов в морских водах традиционным путем внес Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн, который составил 69,65% от общего улова продукции морского промысла либо 3424,79 тысяч тонн.Между тем,центральные объемы добычи и вылова объектов морского промысла по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну, как и по всей России, пришлись на следующие виды рыбы, рыбопродуктов и морских продуктов:

Минтай – 1733,03 тысяч тонн либо 103,15% к уровню 2018 года.

Крабы – 71,87 тысяч тонн либо 94,73% к уровню 2018 года.

Сельдь – 383,51 тысяч тонн либо 104,33% к уровню 2018 года.

Треска – 155,57 тысяч тонн либо 125,56% к уровню 2018 года.

Камбалы дальневосточные – 86,37 тысяч тонн либо 103,65% к уровню 2018 года [3].

В вышеприведенной таблице 1следует подчеркнуть сопоставление ставок импортных пошлин на три вида наиболее массивных по объему добычи и вылова морских объектов. При этом отмечается практически беспошлинный ввоз рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в Соединенные Штаты Америки, тогда как на территорию Европейского союза подлежит ввозу продукция морского промысла по максимальным ставкам исходя из вышеуказанных в таблице 1 сравнительных мер таможенно-тарифного регулирования.

Нелегальные операции в рамках водного пространства России происходят путем легализации таких ухищрений, как:

установка немаркированных порядков с помощью притапливания;

указание неверных сведений в суточных радиодонесениях о судовых координатах, в том числе и не предъявление такой информации совсем в течение нескольких суток;

умышленное не заполнение промысловых журналов вместе с ведением записей, которые не соответствуют действительности;

заведомо ложное предоставление координат точек установки порядков в судовых журналах;

не подача приемо-сдаточных актов;

обход точек контроля, которые выставляются Пограничной службой Федеральной службы безопасности России.

Контрабанда морских биоресурсов также имеет место с учетом аспектов субъективного характера. На первый план выходит деятельность криминальных группировок, которые имеют тесные и долгосрочные связи с государственными органами власти, в частности, на местах. Прежде всего, на территории Дальнего Востока в полной мере укоренились влиятельные организованные преступные группировки, которые достаточно сильно наносят ущерб экологии и экономике региона и страны в целом. Явным примером незаконного морского промысла на территории Дальневосточного природного комплекса являлась деятельность на протяжении почти 20 лет сахалинского предпринимателя Олега Кана [5].Иными словами, Олег Кан начал активно заниматься развитием крабового промысла при завладении крупных активов рыбопромышленных предприятий, в частности, он являлся гендиректором компании «Вакканай», работа которой состояла в скупке квот на добычу, вылов и поставку крабовой продукции напрямую в Японию. Его деятельность связана и с выполнением обязательств по контракту на поставку краба между компанией «Монерон» и фирмой, зарегистрированной в Панаме. В свою очередь, стоимость экспортируемого краба занижалась в целях сокращения сумм уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, когда в действительности продукция морского промысла поставлялась в Японию. Это привело к началу в России заведения целой плеяды уголовных дел в части контрабанды и убийств предпринимателей-конкурентов на Дальнем Востоке в феврале 2020 года, где он был заочно арестован Следственным комитетом Российской Федерации. Таким образом, Олег Кан прибрел прозвище «крабовый король».

Помимо прочего, на пространстве Евразийского экономического союза сохраняются разногласия, связанные с аспектами таможенного регулирования перемещаемых водных биоресурсов. Так, рыболовецкие предприятия в Атырау, Республика Казахстан, ходатайствуют перед уполномоченными органами стран Евразийского экономического союза и Комитетом государственных доходов при Министерстве финансов Республике Казахстан об отмене требования о том, что необходимо приобретать и предъявлять сертификат происхождения товара СТ-1 в рамках экспорта объектов морского промысла в пять государств-членов. Если в 2019 году экспортировано свыше 11 тысяч тонн рыбы, то основной объем этой добычи и вылова приходится на страны Евразийского экономического союза. За оформление сертификата происхождения товара формы СТ-1 в отношении стран евразийского объединения рыболовецкие кооперативы вынуждены платить по 4 месячных расчетных показателя на каждую отгрузку продукции. Кроме данного документа, экспорт рыбного промысла предполагает наличие таких документов, как справка о происхождении вылова рыбы, протокол испытания, ветеринарный сертификат, электронные счета-фактуры, накладные и договоры. Это наносит по времени неисполнимый ущерб, так как морские объекты – это скоропортящаяся продукция [1].

Наиболее важным представляется то, что в Российской Федерации возврат налога на добавленную стоимость предоставлен рыбопромышленным фирмам в рамках рыбного экспорта уже с ноября 2020 года [8]. С этого момента российские компании могут возмещать вышеупомянутый косвенный налог на вывозимую промысловую продукцию. Упрощение процесса возврата налога на добавленную стоимость также позволяет использовать нулевую ставку при условии уточнения места реализации добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации водных биоресурсов. Естественной причиной внесения нормативных изменений в налоговое законодательство России послужило решение налоговых органов в многократном размере на протяжении 2019 года отказать российским рыбопромышленным фирмам в возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте объектов морского промысла вследствие того, что исключительная экономическая зона не относится к территории российского налогообложения.

Технологическое совершенствование процесса импорта и экспорта водных биоресурсов подлежит активному внедрению на территории России. Так, с 2019 года начал проводиться контроль за российскими судами из космоса. По заказу Министерства транспорта Российской Федерации суда подлежали оснащению специальной аппаратурой «Трал», посредством которой будет контролироваться опускание и поднятие трала наряду с подсчетом массы улова объектов морского промысла. Соответствующая информация надлежит в автоматическом режиме прямой передаче в федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», ведение которого осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в России [2]. Техническое обеспечение передачи данных возложено на спутниковую систему «Гонец», выполняющуюфункции оператора государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Впоследствии диспетчеры смогут получать информацию о ловле в запрещенных местах либо выгрузке водных биоресурсов в иностранных портах. А результат модернизации порядка перемещения продукции морского промысла состоит в снижении масштабов незаконного оборота рыбы и морепродуктов, тем самым предоставив возможность реализовать показатели потребления рыбной продукции населением, что предусматривается Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [7].

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что рыбопромысловая сфера в России в настоящее время остается ведущей отраслью не только на Дальнем Востоке, но и на территории всей России.Законодательная сторона перемещения и охраны совместно с использованием продукции морского промысла в России остается достаточно гибкой, что порождает вопросы касательно регулирования добычи и вылова водных биоресурсов в пределах водной акватории страны. При этом особенно важным является то, что контрабанда морской продукции служит главным негативным последствием для развития рыболовецкой деятельности в рамках таможенной территории Евразийского экономического союза. В части их таможенного-тарифного регулирования выдвигается на первый план соединение товарных номенклатур крупных государственных и экономических образований при активном взаимодействии по внешнеторговому обороту рыбной продукции. Также в рамках контроля за порядком ввоза и вывоза морских биоресурсов через российский участок таможенной границы Евразийского экономического союза первостепенным является техническая и технологическая доработка механизма деятельности уполномоченных органов государственной власти, среди которых выделяются службы пограничного, таможенного и портового контроля.

Список использованной литературы:

Василенко М.А., Тагильцева Ю.А., Магомедов С.Ш., Галкин В.А. Актуальные подходы к оценке эффективности управления социо-эколого-экономической системой. // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России. Материалы VIII всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. 2019. С. 84-88.

В Казахстане жалуются на трудности с экспортом рыбной продукции в страны ЕАЭС // Сетевое издание «Кастомсфорум.ру». URL:https://customsforum.ru/news/business/v-kazakhstane-zhaluyutsya-na-trudnosti-s-eksportom-rybnoy-produktsii-v-strany-eaes-553655.html/ (дата обращения: 24.12.2020).

ГЛОНАСС не даст рыбе уплыть за границу // Сетевое издание «Известия». URL: https://iz.ru/687963/evgenii-deviatiarov-dmitrii-strugovetc/glonass-ne-dast-rybe-uplyt-za-granitcu (дата обращения: 24.12.2020).

Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2019 году // Федеральное агентство по рыболовству. URL: http://fish.gov.ru/files/documents/ob_agentstve/kollegiya/itogi_2020.pdf (дата обращения: 23.12.2020).

Современные проблемы финансового менеджмента: теория, методология и технологии: монография / В.Ю. Барашьян и др.; под науч. ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. – 192 с.

Приказ ФТС России от 15.01.2013 № 40 «О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза»// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147021/ (дата обращения: 22.12.2020).

Суд санкционировал арест «крабового короля» Олега Кана // Сетевое издание «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/02/06/822389-olega-kana/ (дата обращения: 23.12.2020).

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 22.12.2020).

Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/ (дата обращения: 24.12.2020).

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368441/ (дата обращения: 24.12.2020).

Просмотров работы: 232