Формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Младший школьный возраст – период в жизни человека, когда он начинает без помощи других приобретать знания. Непосредственно, в период обучения в начальной школе, когда учебная деятельность представляется в статусе ведущей деятельности, важно сформировать предпосылки, с целью развития нужной мотивации учения, придать мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника. Формирование познавательного интереса является важным условием эффективности учебной деятельности. Вопрос развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в настоящее время представляется актуальным, так как от его решения во многом зависит качество образования в начальной школе. Учебная деятельность носит полимотивированнный характер. Мотивы учебной деятельности разделяются на внешние и внутренние. К внутренним мотивам относится познавательный интерес.

Познавательный интерес – это особый вид интереса к конкретному учебному материалу, обучению в целом, получению знаний, благодаря которому обучающемуся интересен процесс обучения. Он проявляется в познавательной активности и познавательной самостоятельности на занятиях, положительных эмоциях и любознательности на уроке, а также во внимательном слушании учителя.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, которые включают в себя сформированность мотивации к обучению и познанию, а также мн. др.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать в себе следующее:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Уроки литературного чтения весьма значимы для обучающихся начальной школы. Непосредственно они формируют функциональную грамотность, умение работать с текстом, общеучебный навык чтения, интерес к чтению художественной литературы. Грамотно построенный урок, в котором будут соблюдены все его особенности, станет содействовать формированию у младших школьников познавательного интереса к предмету.

Процесс обучения младших школьников осуществляется также посредством межпредметных связей на уроках литературного чтения. Педагог, интегрирующий на уроке различные предметы, обязан принимать во внимание противоречия сути познания, а также в ходе преодоления типизации мышления основываться в работе на вариативное взаимодействие между разными дисциплинами. Основной задачей педагога при организации эффективного образовательного процесса, считается внедрение в него интересных и занимательных моментов. Добавление элементов неизвестности, что позволяет развивать познавательный интерес обучающихся на уроках литературного чтения. Эффективность урока обуславливается степенью соответствия поставленным целям и задачам.

В соответствии с ФГОС НОО, такой учебный предмет, как литературное чтение включает в себя следующие предметные результаты [4]: 1) осознание значимости художественной литературы и фольклора для развития эстетической и нравственной сторон личности человека; 2) сформированность представлений о многообразии жанров произведений фольклора и литературы; 3) использование навыков смыслового чтения; 4) овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста литературных понятий; 5) сформированность необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; 6) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и фольклора.

Одним из новаторских методов, дозволяющих осуществить цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение», считается технология критического мышления. Основная задача этой технологии – научить обучающегося без помощи других добывать знания, работать с информацией, для того чтобы эта информация понималась, осмысливалась, комбинировалась с собственным опытом, и тогда на основе этого бы формировалось собственное аналитическое суждение.

Согласно УМК «Начальная школа ХХI века», задачами курса «Литературное чтение», являются: научить детей читать и одновременно с этим развивать их интерес к чтению и книге; научить работать с произведением; ориентироваться в тексте и книге. В соответствии с концепцией курса, уже с первых уроков грамоты и в течение всех лет обучения проводятся уроки литературного слушания. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения: научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:

• правильно называть произведение и книгу;

• находить и называть фамилию автора и заголовок;

• определять тему чтения и жанр произведения [2, с.36].

Рассмотрим УМК «Школа России». В данном курсе по литературному чтению также отражены положения ФГОС НОО. Рассмотрим некоторые из них [3]:

– содержание учебника и творческой тетради позволяет сформулировать креативные способности учащихся через систему заданий (чтение по ролям, инсценирование, драматизация); устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии);

– предлагаются современные технологии по работе с текстом;

– осуществляется организация самостоятельной работы учащихся с книгой;

– формируется система духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства;

– формируется УУД через умения наблюдать, сравнивать;

– формируется восприятие литературы как вида искусства;

– поэтапно формируется навык чтения через овладение рациональными приёмами чтения вслух и про себя, уделяя особое внимание выразительному чтению.

Также очень важно вырабатывать у обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения оценочную самостоятельность. Так как самооценка и взаимооценка являются метапредметными универсальными учебными действиями. На мой взгляд, в особенности сложно оценить обучающихся на уроке литературного чтения, потому что в основном осуществляется оценка устной работы. Деятельность по выработке оценочной самостоятельности обучающихся достаточно сложная, но все же возможная. Помимо этого, данная деятельность приводит к повышению мотивации учения, так как обучающийся понимает к чему он должен стремиться. Также имеется еще один существенный факт. Работая над критериями оценивания, обучающиеся овладевают новыми универсальными учебными действиями. Данное весьма немаловажно для их общего развития.

Как говорилось ранее, с приходом новых образовательных стандартов, учителю постепенно приходится изменять построение образовательного процесса. На данный момент актуальны системно-деятельностный и личностный подходы в обучении. Именно они лежат в стандартах второго поколения.

Согласно Леонтьевой О.В., урок литературного чтения, который имеет метапредметную направленность, не всегда играет существенную роль в педагогической деятельности учителя. В основном из-за того, что ориентация на предметные результаты по математике и русскому языку является приоритетной. А результаты за урок литературного чтения сводятся к анализу скорости чтения обучающихся.

Непосредственно литературное чтение дает возможность объединить два процесса – обучение и воспитание. Урок литературного чтения основывается на методах обучения, позволяющих обеспечить усвоение эмоционально-ценностного компонента урока. Рассмотрим наиболее востребованные методы [1]:

метод эмоционально-ценностного акцентирования. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний или духовно- нравственной ценности объекта изучения.

метод пробуждения адекватных эмоций. Предусматривает такую организацию процесса обучения, чтобы передаваемое содержание пробуждало нравственные эмоциональные отношения учащихся к воспроизводимым событиям и объекту изучения.

метод эмоционально-ценностных противопоставлений. Состоит в том, что учитель, показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у учеников переживания нравственных чувств, осознание духовных ценностей и способствует введению их в систему ценностных ориентаций личности.

В настоящее время созданы разные методические рекомендации к урокам литературного чтения, которые могут помочь учителям грамотно построить урок. Их главная методическая цель: во время урока при системно-деятельностном подходе к обучению создать условия для проявления познавательной активности обучающихся.

Таким образом, основной особенностью урока литературного чтения считается совершенствование умения работать с текстом. Особенность работы с текстом состоит в абсолютном понимании: содержания текста, языка художественной литературы, роли изобразительно-выразительных средств. По этой причине работа над текстом должна выстраиваться на методах и приемах, которые обладают следующими характерными чертами: знакомство с произведением до чтения, во время чтения и после чтения. На каждом этапе урока выделяются формируемые универсальные учебные действия, позволяющие достигнуть планируемые результаты, определенные ФГОС НОО.

Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках литературного чтения. Исследование протекало по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была осуществлена диагностика мотивов учебной деятельности и успеваемости детей по предмету литературное чтение. Итоги констатирующего исследования выявили, что у большинства детей экспериментального класса (70 %) познавательный интерес к предмету не сформирован. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по формированию познавательного интереса к литературному чтению у младших школьников.

Таким образом, познавательный интерес к предмету является важным условием эффективности учебной деятельности и успеваемости по предмету. Формирование познавательного интереса не происходит спонтанно. Для этого учитель на уроке литературного чтения должен создать специальные условия. Формирование познавательного интереса к учению считается средством повышения эффективности обучения младших школьников. А это, в свою очередь, особенно важно в начальной школе, когда только начинают формироваться и определяться интересы к определенным дисциплинам.

Список литературы:

Леонтьева, О. В. Некоторые особенности построения урока литературного чтения с использованием новых педагогических технологий / О. В. Леонтьева // Издательство: «Перо», Москва, 2015. – 49-52 с.

Никулина, Н. В. Особенности уроков литературного чтения в рамках УМК «Начальная школа XXI века» / Н. В. Никулина // Начальная школа и образование. – 2010. – № 6. –36-38 с.

Троицкая, Н. И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения / Н.И. Троицкая // Вектор науки Тольяттинского Государственного университета. Серия: педагогика, психология – 2012. - № 1 (8). – С. 289-292

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) – 38-39 с.

Просмотров работы: 557