Нормативно-правовая база деятельности терапевтического отделения в амбулаторно-поликлиническом центре - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Нормативно-правовая база деятельности терапевтического отделения в амбулаторно-поликлиническом центре

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Амбулаторно – поликлиническая служба по своему значению, содержанию и объему занимает в здравоохранении ведущее место. Согласно статистическим данным около 80 % больных начинают и заканчивают лечение в условиях поликлиники. Современный амбулаторно – поликлинический центр является многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, в котором доминирующее положение занимает терапевтическая помощь.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях оказывается первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) – термин, появившийся в нашем здравоохранении относительно недавно. В 1978 году в Алма-Ате прошла крупнейшая международная конференция, на которой была разработана концепция ПМСП и принята соответствующая декларация – Алма-Атинская декларация.

Согласно этой декларации (ВОЗ, 1978), под термином «первичная медико-санитарная помощь» понимается зона первого контакта между человеком и системой здравоохранения. У нас в стране этой зоной является амбулаторно-поликлиническая служба. Система первичной медико-санитарной помощи должна обеспечивать не только лечебную, но и профилактическую работу, а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению на всех этапах. Первичная медико-санитарная помощь, являясь центральным звеном системы здравоохранения, должна осуществлять главную функцию качественного улучшения показателей здоровья населения.

Как известно, на долю терапевтического отделения амбулаторно –поликлинического центра приходится самый большой объем работы. Деятельность терапевтического отделения амбулаторно-поликлинических учреждений строится по участковому принципу, позволяющему осуществлять постоянное медицинское наблюдение и оказание необходимой медицинской помощи обслуживаемому населению.

Для обеспечения терапевтического обслуживания населения в поликлинике и оказания помощи на дому предусмотрено 6,0 должностей участковых терапевтов и на каждую должность участкового терапевта устанавливается 1,5 должности среднего медицинского персонала на каждые 10 тысяч взрослого населения. Снижение количества населения на территориальном терапевтическом участке имеет принципиальное значение для дальнейшего повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи.

Целенаправленная работа в этом направлении в стране осуществляется с 1992 г., когда был издан приказ Минздрава России № 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)".

В качестве одной из приоритетных задач по реформированию отрасли было намечено развитие первичной медицинской помощи в стране и усиление первичного звена здравоохранения. Концепция в том числе подразумевала мероприятия, связанные с изменением внутренней структуры по принципу врача общей практики – семейного врача, с внедрением стационарозамещающих технологий, созданием современной консультативно-диагностической службы. Дополнительно вопросы, изложенные в «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки», были проработаны в «Основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000–2010 годы».

Диагностическая служба, созданная в соответствии с этими документами, представляла собой сеть принципиально новых учреждений, позволяющих обеспечить доступность к современным методам диагностики и лечения для населения, особенно на догоспитальном этапе. Совершенно новым подходом к реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи населению стало внедрение системы врача общей практики (семейного врача), поскольку изменяло само существо лечебно-профилактической помощи населению – участковый принцип, доказавший свои очевидные преимущества, усиленный модернизацией понятия пациента, который теперь определялся как семья. Внедрение стационарозамещающих технологий рассматривалось как один из путей интенсификации лечебно-диагностического процесса.

С 2006 года в стране началась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Проект состоял из комплексных мероприятий, отобранных по стратегическим приоритетам развития здравоохранения, и предполагал плавный переход к его реформе, начиная с 2009 года. Реализация происходила по 4 основным направлениям, одно из которых – развитие первичной медико–санитарной помощи:

повышение оплаты труда медицинских работников первичного звена здравоохранения, в частности врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров и медицинских сестер, работающих с ними;

увеличение подготовки врачей и медицинских сестер на курсах повышения квалификации и переподготовки;

усиление профилактической составляющей медицинской помощи: иммунизация населения и расширение Национального календаря профилактических прививок, выявление и лечение инфицированных ВИЧ, гепатитами В и С;

диспансеризация и углубленные медицинские осмотры населения, в том числе работающих во вредных и опасных условиях труда.

С 1 июля 2012 года начала действовать трехуровневая система оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослым (приказ Министерства здравоохранения №358 от 08.06.2016 г. делит все лечебные учреждения на 3 уровня). Цель введения трехуровневой системы оказания медпомощи – повышение качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи.

Реформирование первичной медицинской помощи продолжается. Главная цель реформ - приблизить медицинскую помощь к населению, сделать ее более доступной и качественной. Это стратегия. Тактика - создать институт врача общей практики как таковой и внедрить работу по этому принципу по всей стране.

Внедрение современных медицинских технологий дает возможность не только достоверно улучшить качество диагностики и лечения, но и увеличить их объем.

Основные нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность терапевтического отделения в амбулаторно - поликлиническом центре:

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Национальный проект РФ «Здравоохранение» является развитием одноименного приоритетного нацпроекта, стартовавшего в 2016 году. Паспорт нацпроекта был утвержден 3 сентября 2018 года. Реализация его началась 1 января 2019 года.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. №1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 350 от 20.11. 2002 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации» (ред. от 18.05.2012).

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 834н от 15 декабря 2014 г. «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 765 от 07.12.2005 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 328 29.12.12г. «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг».

Приказ Министерство здравоохранения РФ № 543 от 15.05.12 г. "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (ред. от 30.09.2015).

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 1175 от 20.12.12 г. " Правила назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 36 ан от 3.12.15г. «Об утверждении порядка проведения диспансеризации отдельных групп взрослого населения».

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 923н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия».

В 2008 году в Минздравсоцразвития РФ был создан Департамент информатизации. Приказом Минздравсоцразвития России №364 от 4 мая 2011 г. утверждена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», которая определила цель, принципы, общую архитектуру, основные этапы создания государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ГИСЗДРАВ).

Актуальность информатизации медицины в России отражена в постановлениях Правительства и поручениях Президента РФ. Актуальность информатизации также следует из документов ООН, Конституции (ст. 41) и законов России, в том числе из Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 №323-ФЗ.

В то же время в Указе Президента РФ от 6 июня 2019 г. №254 “О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года” отмечаются:

недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения; имеются населенные пункты, находящиеся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи;

формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации; у граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении;

отставание в развитии технологий, обеспечивающих защиту персональных данных пациентов.

Решение основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

1) совершенствование системы оказания медицинской помощи, предусматривающее в том числе: обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи;

2) формирование системы мотивации граждан, особенно детей и лиц трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни;

3) формирование у граждан мотивации к переходу на здоровое питание, в том числе в целях снижения риска развития алиментарно-зависимых заболеваний, а также развитие системы информирования граждан о качестве продуктов питания;

4) формирование эффективной системы профилактики заболеваний, предусматривающей в том числе ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан, а также обеспечивающей охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми не реже одного раза в год.

Все это говорит о важности развития терапевтических отделений амбулаторно – поликлинических служб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. / В.А. Медик, В.К. Юрьев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 429 с.

Вялков, А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. / А.И. Вялков. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 528 с.

Манерова, О.А. Организация амбулаторно-поликлинической помощи: учебное пособие. / О.А. Манерова, М.А. Курбаков, Н.А. Касимовская. - М.: Первый МГМУ И.М. Сеченова, 2012. – 65 с.

Лычев, В.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие. / В.Г. Лычев, В.К. Карманов – М.: Форум – ИНФРА – М, 2016. – 332 с.

Денисов, И.Н. Экономическое обоснование развития общей врачебной практики и семейной медицины. / И.Н. Денисов, В.З. Кучеренко, Н.Г. Шамшурина// Главврач – 2005. - №5. – С.17-21.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 августа 1992 г. № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 июня 2016 г. №358 «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения».

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 ноября 2002 г. №350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07 декабря 2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг».

Приказ Министерство здравоохранения РФ от 15 мая 2012 г. №543 «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175 «Правила назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 декабря 2015г. № 36 ан от «Об утверждении порядка проведения диспансеризации отдельных групп взрослого населения».

Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. №923н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. №254 “О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года”.

Просмотров работы: 265