Конфронтация России и стран Запада в экономической и политической сфере имеет многовековую историю. Со стороны Российской Федерации данные меры всегда были ответными на меры воздействия (санкции) со стороны мировых держав. В международном праве под санкциями понимают меры воздействия, применяемые к государству, нарушившему свои международные обязательства или нормы международного права1.
Как известно, санкции Евросоюза (август 2014 года) продолжительностью на один год были приняты в отношении России из-за украинских событий. Ограничительные меры западных стран коснулись банковской и нефтяной сферы, оборонно-промышленного комплекса, продукции двойного назначения и сферы технологий. Запрет коснулся поставок оборудования для нефтяной промышленности, технологического сотрудничества в освоении Арктического шельфа и сланцевых месторождений. Кроме того, Евросоюз ввел эмбарго на торговлю оружием с Россией и экспорт технологий двойного назначения.
Санкции были наложены как на физические, так и на юридические лица Российской Федерации по следующим направлениям деятельности:
гражданам стран ЕС и европейским компаниям запрещено совершать операции с ценными бумагами этих компаний сроком обращения свыше 30 дней;
компаниям запрещены операции со счетами в европейских банках, инвестиционные консультации, управление портфельными инвестициями и организация размещения ценных бумаг;
гражданам стран ЕС и европейским компаниям запрещено оказание услуг по разработке и добыче нефти на глубоководье, в Арктике и на сланцевых месторождениях;
запрещены поставки европейских технологий двойного назначения, которые могут быть использованы как в гражданской, так и в оборонной промышленности, технологий и оборудования, необходимых для освоения шельфовых месторождений, а также доступа к рынкам капитала.
Следует отметить, что наложенные санкции время от времени не ограничиваются изначальными сроками. Запад намеренно продлевает их действие. Так, 28 июля 2016 года представительный орган выступил с заявлением о том, что санкции в отношении России продлеваются на семь месяцев до 14 февраля 2017 года2.
Кроме этого, 1 сентября 2016 года США наложили новые ограничительные меры по отношении к России, которые выражались в наложении запрета на деятельность активов 19 масштабных компаний России и 18 физических лиц. Главной причиной стали разборки на Украине. Российской Федерации ничего не оставалось, как ввести ответные меры на оглашенные запреты.
Впервые эти меры были осуществлены в августе 2014 года, когда Высший орган исполнительной власти РФ наложил запрет на ввоз продукции из ряда стран, в список которых вошли США, ЕС, Канада, Австралия. Ответные санкции выражались в запрете импорта из этих стран продовольственных товаров: молока, фруктов, овощей, мясных изделий.
Спустя год к уже существующему списку добавились следующие страны: Украина, Албания, Черногория. В августе 2016 года был издан указ Президента РФ и постановление Правительства РФ согласно которым, ряд вынесенных санкций в отношении перечисленных стран продлевается до конца 2017 года3.
Нельзя не отметить, что вследствие применения санкций Запада, к которым присоединились и страны-союзники, а также контрсанкций России, ухудшились многие показатели эффективной работы экономики всех стран, приобщенных к этим мероприятиям.
В одном интервью Председатель Правительства, Дмитрий Анатольевич Медведев, отметил: «Экономика нашей страны, вследствие наложенных санкций, несет значительные потери, прежде всего, уменьшаются поступления в государственный бюджет. Но такая ситуация идет нам на пользу, поскольку это серьезный повод стимулировать отечественных производителей выпускать более качественную продукцию, а также использовать в своей деятельности новейшие технологии»4.
Д.А. Медведев сделал акцент еще на том, что от ведения такой политики страдает не только наша страна, но и все государства, вовлеченные страны. «По последним подсчетам, каждая из стран, применившая санкции в отношении России, потеряла доход, составляющий более 100 млрд. долларов».
Дмитрий Анатольевич Медведев также отметил, что инициатива наложения определенных запретов, исходила не от России, а значит, никаких просьб об устранении санкций не последует.
Для того чтобы получить более качественные результаты, необходимо рассмотреть аналитические материалы зарубежных экономистов. В одной научной статье два сотрудника института исследований в Германии опубликовали результаты проведенного анализа. Он касался влияния экономических санкций Запада на экономику России. В итоге ученые оценили ущерб, нанесенный России в 11 %, то есть если бы не ввелись санкции, то экономический рост нашей страны составил бы +11 %. Кроме этого, каждый квартал года Российская Федерация теряла по 2 % прироста внутреннего валового продукта (далее – ВВП), что является существенным, анализируя экономическое положение страны5.
По мнению одного из ученых, за 5 кварталов, в которых действовали западные санкции, рост ВВП сократился на 4%, а в случае стабильного функционирования, наоборот, вырос бы более чем на 6%.
Однако российские экономисты полностью опровергли заключение иностранных ученых, так как действительно Россия понесла значительный ущерб, который отразился на благосостоянии населения, но причиной послужили не введенные в 2014 году санкции. Зарубежные ученые строили свое мнение из существующих мировых тенденций, а не из реальной ситуации6.
Еще один российский руководитель заявил, что зарубежные аналитики неверно оценили положение России, так как все же значительные потери страна понесла из-за ряда других экономических событий.
В отчетах ведущих политиков, в числе которых находится Антон Германович Силуанов и Алексей Евгеньевич Лихачев, наблюдается тенденция к уменьшению финансовых потерь для государства нашей страны. Так, в начале 2015 года, по подсчетам экономистов, Россия потеряла около 45 млрд. долларов, в то время как в начале 2016 года эта сумма уменьшилась до 20 млрд. долларов.
Важным аспектом является тот факт, что наложенные ограничения на Россию могут привести к значительным изменениям на рынке государственных облигаций. Так, с 2013 года Россия не продавала ценные бумаги самостоятельно, а только с помощью посредников. Введенные санкции могут изменить эту ситуацию в нашу сторону.
Следует отметить, что западные санкции оказали влияние и ставку инфляции в России. В самом начале ставка поднялась на 1,5 прцента, что не так сильно отразилось на экономической ситуации в стране. К 2015 году ставка выросла еще на 3 процента, что нашло большее отражение в продовольственной сфере.
Инвестирование в экономику нашей страны тоже немного сократилось. По подсчетам экономистов, в период с 2014 года и до наших дней, поступление иностранных инвестиций, в число которых входят как портфельные, так и прямые, сократилось на 320 млрд. долларов.
Что касается потерь стран, которые ввели против нас санкции, то больше всего пострадала Германия, поставщики которой понесли убыток в практически 900 млн. долларов в месяц7.
Более того, исследователи во Франции сделали вывод, что Евросоюз понес значительные потери, которые составили около 84 %, не из-за ответных действий России. Скорее всего, такой результат был достигнут как раз таки из-за Западных санкций, которые явились побочным эффектом в торговых взаимоотношениях8. А значит, «недоброжелатели» нашей страны сделали хуже, прежде всего, себе и своей экономике.
Согласно отчету, подготовленному Федеральной Таможенной Службой Российской Федерации, доля импорта в 2014 году сократилась только из Евросоюза на 7 %, а, в общем, из всех стран мира на 5,2 %. В 2015 году цифры значительно увеличились: импорт России сократился на 43 %. Следствием таких показателей является улучшение состояния отечественных производителей и большие потери Евросоюза и союзников Запада в денежном эквиваленте.
В середине августа 2015 года, после подведения итогов стало понятно, что Евросоюз не только так масштабно пострадал от политики импортозамещения, которая проводится Российской Федерацией, но и целом от российских ответных санкций. В сельском хозяйстве и промышленности упали показатели не только в денежном эквиваленте, но и в другом аспекте. Так, значительно сократились рабочие места, которые всегда оставались стабильными на протяжении долгого количества времени9.
Начиная с 2016 года, ответные санкции Россией стали накладываться не только на Запад и его союзников, но и на Украину. В первую очередь, были введены ограничения на продовольственные товары, а позже на железнодорожные перевозки.
Украина понесла также значительные убытки, которые проявились в снижении экспорта в другие страны мира и в денежном эквиваленте. Они составили около 1,1 млрд. долларов10.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что каждая страна имеет свою точку зрения на события, происходящие в мире. В частности, введение антироссийских санкций, а вслед за ними российских санкций против Запада и его союзников. Кто-то считает, что большой ущерб нанесен России, кто-то утверждает, что Западу, а кто-то придерживается мнения, что пострадали в той или иной степени абсолютно все страны, которые причастны к этому событию.
Мнение российских аналитиков строится на безусловном преимуществе для экономики страны введенных санкций. К таким положительным сторонам относятся: укрепление позиций российских предпринимателей, ведение политики импортозамещения, облагораживание экономики и стремление научиться выходить достойно из стрессовых ситуаций11.
Следует отметить, что в России в период санкций наладить хорошие отношения с Китаем. Страны договорились рассчитываться по некоторым сделкам в рублях и юанях, чтобы уменьшить зависимость от доллара США.
Санкции способствовали переориентации экономики с производства сырьевых товаров на выпуск продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Они также стали импульсом для замещения импортируемых товаров товарами, произведенными отечественными предприятиями (рис. 1).
Рис. 1. Влияние на процесс импортозамещения в отрасли введение двусторонних санкций12
Также санкции способствовали переориентации экономики с производства сырьевых товаров на выпуск продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Они также стали импульсом для замещения импортируемых товаров товарами, произведенными отечественными предприятиями.
Однако существуют и негативные стороны, которые, прежде всего, проявляются в ухудшении благосостояния населения России. Кроме этого, экономисты выделяют следующие недостатки13:
уменьшение доходной части государственного бюджета;
усиление напряжения между странами на международной арене;
уменьшение ассортимента продукции;
общее недовольство части населения нашей страны.
Таким образом, можно отметить, что основная цель введения санкций заключается в ослаблении влияния России на международной арене. Они до сих пор продолжают вводиться США и их союзниками.
Анализ сущности, содержания, основных направлений санкционной политики и ее наиболее очевидных следствий, отмеченных в данной статье, свидетельствует о целесообразности выстраивания отношений в период глобализации экономики с ведущими мировыми странами с позиций обеспечения реализации национальных интересов России, учета в практике международных отношений несамостоятельную роль ряда стран, прежде всего Европейского союза, а также государств, находящихся под контролем администрации США.
Список литературы
Нормативная правовая литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Российская газета. – 7 августа 2014 г.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Научная литература
3. Белькевич, А.А. Исследование мирового опыта применения экономических санкций во внешней политике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. № 1. 2016. - С. 62-71.
4. Бочарников, И.В. Украинский кризис как следствие политики ЕС и НАТО по созданию пояса стратегического окружения России // Конфликтология. - 2014. - № 13. С. 154-167.
5. Кошкин, А.П. Антироссийские санкции: история и современность // Информационно – вестник // Выпуск 7. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – 2016. - 92 с.
6. Шепелев, И.Г., Морозов С.Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление, инвестиции. – 2015. – № 2. – С. 30-43.
7. Эволюция форм, методов и инструментов противоборства в современных конфликтах: коллективная монография. – М.: Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, 2015. - 145 с.
Электронные ресурсы
8. Санкции Запада и из роль - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsn.fm/economy/v-evrope-podschitali-poteri-rf-ot-sanktsiy-v-rossii-posmeyalis. php (дата обращения 06.12.2020).
9. Анализ влияния экономических санкций - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/q/question/society/kakovy_perspektivy_ razvitiia_ekonomiki_e40ca91e/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=fe757071-d1a6- (дата обращения 05.12.2020).
10. РСПП опубликовал результаты опроса - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shr-kirov.ru/index.php?id=86 (дата обращения 07.12.2020).
1 Белькевич А.А. Исследование мирового опыта применения экономических санкций во внешней политике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. № 1. 2016. С. 63.
2 Шепелев И.Г., Морозов С.Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление, инвестиции. – 2015. – № 2. С. 32.
3Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Российская газета. – 7 августа 2014 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
4 Санкции Запада и из роль - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsn.fm/economy/v-evrope-podschitali-poteri-rf-ot-sanktsiy-v-rossii-posmeyalis.php (дата обращения 06.12.2020).
5 Санкции Запада и из роль - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsn.fm/economy/v-evrope-podschitali-poteri-rf-ot-sanktsiy-v-rossii-posmeyalis.php (дата обращения 06.12.2020).
6Анализ влияния экономических санкций - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/q/question/society/kakovy_perspektivy_razvitiia_ekonomiki_e40ca91e/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=fe757071-d1a6- (дата обращения 05.12.2020).
7 Эволюция форм, методов и инструментов противоборства в современных конфликтах: коллективная монография. – М.: Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, 2015. - С. 67.
8 Там же. - С. 78.
9 Санкции Запада и из роль - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsn.fm/economy/v-evrope-podschitali-poteri-rf-ot-sanktsiy-v-rossii-posmeyalis.php (дата обращения 06.12.2020).
10 Бочарников, И.В. Украинский кризис как следствие политики ЕС и НАТО по созданию пояса стратегического окружения России // Конфликтология. 2014. № 13. - С. 156.
11Санкции Запада и из роль - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsn.fm/economy/v-evrope-podschitali-poteri-rf-ot-sanktsiy-v-rossii-posmeyalis.php (дата обращения 06.12.2020).
12 РСПП опубликовал результаты опроса - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shr-kirov.ru/index.php?id=86 (дата обращения 07.12.2020).
13 Кошкин, А.П. Антироссийские санкции: история и современность // Информационно – вестник // Выпуск 7. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». – 2016. – С. 45.