Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Глезко Ю.В. 1
1УлГПУ им И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют особого формирования креативного, активного, творческого поколения, которое способно нестандартно, а также эффективно решать поставленные задачи, проблемы. педагогике креативного и творчества всегда и будет одной самых . Несмотря на то, что эта проблема до сих пор недостаточно в и представленной практике детей. интерес теме креативных идей и ослабевает годами. «креативность» «творчество» с сторон: теории программы развитию , способностей , разрабатывается аппарат концепций, исследуются творческое и способности .

Изучением креативных занимались эксперты, Л..Выготский, .В., В.. Сухомлинский, .М., С..Рубинштейн, .Гилфорд, .П. и . Для творческого детей школьного , нужно ряд : прежде вовлечь в деятельность; должно через деятельность , взрослых детей; должно все деятельности: и . Задача пробудить ребенке активность. В. А. считал, дети жить мире , игры, , музыки, , творчества.

потенциал в с и по его и . Однако, реализации потенциала детей одинакова, , как отмечалось , это от и его с на этапах . [5, с.17]

творческого характерно субъективно продукта новообразования ходе познавательной . Младшие претерпевают в с в - психические приобретают произвольности, есть учится ими - восприятием, , памятью, некоторой и эмоциями, воображением. развивается крепнет воля, регуляция его . А значит, действия приобретают осознанной осмысленной . [1, с.4]

к формируют творческого . Плюсом упражнений то, совсем обязательно специальные развития, таких должны на учебном и переплетаться программным . На многие редко творческие , опасаясь , что останется на нового . И . Развивающие дают зарядку процессам, ребёнка учебному - он работает таких . [2, с.1]

Физическое развитие. Такая творческая деятельность, как театральная, влияет на преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, формирование осанки, постановки голоса, дикции. При рисовании развивается мелкая моторика рук, что способствует выработке красивого почерка.

Психоэмоциональное развитие. Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Главное направление развития эмоциональной сферы - это проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения.

Интеллектуа.льное ра.звитие. Созда.ние обра.зов силой вообра.жения является одним из способов совершенствова.ния мыслительных процессов. За.нятия сценической деятельностью способствуют ра.звитию и стимулирова.нию интеллектуа.льно-логических (сра.внение, а.на.лиз, обобщение и т.п.) и интеллектуа.льно-эвристических способностей: генера.ция идей, вообра.жение, фа.нта.зия. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фа.нта.зирова.ть и сочинять. Фа.нта.зия - источник творческой духовности человека.. Она. помога.ет осозна.ть действия ребёнка., понять, что творится в его душе, осозна.ть стра.хи, мысли, которые ребёнок скрыва.ет.

Выда.ющийся психолог Л.С. Выготский счита.ет: «Вообра.жение, являясь основой творчества., проявляется во всех сторона.х жизни ребёнка.. Ход ра.звития вообра.жения тесно связа.н с речью, основной психологической формой общения ребёнка. с окружа.ющими». [3, с.7]

Социа.льное ра.звитие. В любой творческой ра.боте ма.ксима.льно проявляется личность. Погружа.ясь в коллективный творческий процесс, дети получа.ют опыт и на.выки сотрудничества. и позитивного па.ртнёрства., коллективного вза.имодействия.

Творческие за.да.ния, ка.к, на.пример, переска.з истории лягушки путешественницы от лица. прутика., за. который она. держа.ла.сь в полёте, формируют чувство юмора.. Исследова.ния формирова.ния чувства. комического у детей пока.за.ли, что его возникновение также ка.к и возникновение эстетического чувства., связа.нно с положительной нра.вственной оценкой изобра.жа.емых событий. Чувство юмора. игра.ет реша.ющую роль во всём ра.звитии ребёнка.. [4, с.24]

Кроме позитивного влияния творческих упра.жнений на. ра.звитие ребёнка., подобна.я форма. орга.низа.ции учебной деятельности выступа.ет ва.жнейшей предпосылкой отка.за. учителя от а.вторита.рных методов обучения.

От того, на.сколько созна.тельно, творчески, с жела.нием будут учиться дети в на.ча.льной школе, за.висит в да.льнейшем са.мостоятельность их мышления, умение связыва.ть теоретический ма.териа.л с пра.ктической деятельностью.

Педа.гог обычной школы, за.жа.тый тиска.ми воспита.тельного пла.на. и все более жестких министерских требова.ний всеобщей ста.нда.ртиза.ции обучении, имеет ма.ло возможностей для собственного творчества. и для его ра.звития у своих подопечных. Больше та.ких возможностей у педа.гога. дополнительного обра.зова.ния. В большей степени стимулируют творческое са.мовыра.жение воспита.нников педа.гоги, имеющие в своем а.рсена.ле четкие и доста.точно укоренившиеся ориента.ции на. поддержа.ние в детях естественного творческого процесса.. [5, с.218]

К конструктивным, то есть поддержива.ющим и га.рмонизирующим творчество детей, личностным ориента.циям педа.гога. можно отнести следующие:

1. Поощрять са.мостоятельные мысли и действия ребенка., если они не причиняют вреда. окружа.ющим;

2. Не помеша.ть жела.нию ребенка. сдела.ть, изобра.зить что-то по- своему;

3. Ува.жа.ть точку зрения воспита.нника., ка.кой бы она. не была. “глупой” или “непра.вильной” - не пода.влять ее своим “пра.вильным” отношением и мнением;

4. Предла.га.ть детям больше дела.ть свободных рисунков, словесных, звуковых, та.ктильных, и вкусовых обра.зов, интересных движений и других спонта.нных творческих проявлений в ходе за.нятий;

5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок, обсужда.ть отдельные содержа.тельные моменты этих ра.бот, не сра.внива.ть с другими детьми, а. только с ними са.мими, с его прошлыми опыта.ми;

6. Не смеяться на.д необычными обра.за.ми, слова.ми или движениями ребенка., та.к ка.к этот критический смех может вызва.ть обиду, стра.х ошибиться, сдела.ть что-то “не та.к” и пода.вить в да.льнейшем спонта.нное жела.ние экспериментирова.ть и иска.ть;

7. Творить и игра.ть иногда. вместе с детьми - в ка.честве рядового уча.стника. процесса.;

8. Не на.вязыва.ть свою програ.мму обра.зов и действии, ма.неру изобра.жения и мышления, свою веру, а. на.оборот, пыта.ться понять логику вообра.жения ребенка.;

9. Больше внима.ния уделять орга.низа.ции творческого процесса. созда.ния чего-то, поддержива.нию этого процесса., а. не результа.та.м;

10. Ра.звива.ть чувство меры в отношении детей, к ка.кому - либо виду творческой деятельности, предла.га.я ра.знообра.зные интересные за.да.ния, психологические ра.зминки, упра.жнения обычной гимна.стики и йоги, точечный ма.сса.ж, это позволяет предотвра.тить однообра.зие перена.пряжение и переутомление;

11. Поддержива.ть на. за.нятиях преимущественно положительный эмоциона.льный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточенность и ра.дость, веру в свои силы и в возможности ка.ждого ребенка., дружелюбную интона.цию голоса.;

При орга.низа.ции внеурочной деятельности мла.дших школьников необходимо учитыва.ть, что, поступив в 1 кла.сс, дети особенно восприимчивы к новому зна.нию, стремятся понять новую для них школьную реа.льность. Педа.гогу необходимо поддержа.ть эту тенденцию, обеспечить используемыми форма.ми внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результа.тов.

Во 2 и 3 кла.сса.х, ка.к пра.вило, на.бира.ет силу процесс ра.звития детского коллектива., резко а.ктивизируется межличностное вза.имодействие мла.дших школьников друг с другом, что созда.ёт бла.гоприятную ситуа.цию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результа.тов.

Последова.тельное восхождение от результа.тов первого к результа.та.м второго уровня на. протяжении трёх лет обучения в школе созда.ёт у мла.дшего школьника. к 4 кла.ссу реа.льную возможность выхода. в простра.нство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результа.тов).

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка., где ка.ждый из уча.стников – полнопра.вный член. При этом педа.гог не только демонстрирует ра.зличные творческие способы внеурочной деятельности, но орга.низует её та.к, чтобы условия и обстоятельства. жизни ребёнка. требова.ли от него творческих решений. От того, на.сколько добросовестно и профессиона.льно учитель на.ча.льных кла.ссов отнесётся к своему делу, на.сколько интересно ра.зра.бота.на. програ.мма. внеурочной деятельности, за.висит уровень ра.звития творческого потенциа.ла. детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциа.л госуда.рства..

Список использованной литературы:

Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова. М.: Просвещение, 2019. 96 с.

Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. М.: Педагогический поиск, 2019. 144 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Академия, 2017. С. 55-56.

Григорьев Ю. В. Методический конструктор  «Внеурочная деятельность школьников» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2018. 225 с.

Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». 2016. №3. С. 15-26.

Просмотров работы: 18