Functions of communication and communication act. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Functions of communication and communication act.

Purshaga Emiliya Svyatoslavovna 1
1Vladimir State University named after the Stoletovs
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения. Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации. Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме».

Коммуникация позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде бутылка с запиской, брошенная в море. Коммуникация - это целенаправленный процесс, в процессе происходит обмен информацией, важно наличие обратной связи для обеспечения результата.

Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей - дорожные знаки или крик, информировать других людей - телетекст или пресс-релиз, объяснить что-либо - учебник или план эксперимента, развлечь - анекдот или художественный фильм, описать что-либо - документальный фильм или устный рассказ, убедить кого-либо.

Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности человека: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения. Распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие. Мы вступаем в коммуникационный процесс с целью удовлетворить те или иные потребности.

В отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций: эмотивная, конативная, реферативная, поэтическая, фактическая, метаязыковая. Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.

Л. А. Леонтьев дифференцирует функции языка, проявляющи­ми в любой ситуации общения, и функции речи, возникающие в особых ситуациях.

Выделяется две, либо три функции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом. Считалось, что язык в первую очередь выполняет познавательную - когнитивную или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, которая обычно выделялась - оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья - аффективная: передача эмоций и чувств.

Роджер Т.Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия - когнитивная функция, социология и социальная психология - оценочная функция, психология и литературоведение - аффективная функция.

Известная модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий. Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Функциональная характеристика сообщения - коммуникативного акта может быть дана в зависимости от его направленности, его основной коммуникативной задачи. Р.Димблби и Г.Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение.

Эта классификация функций является прагматической, то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей.

Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая. Но эта передача, в конечном счете, влияет на поведение человека, его действия и поступки, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика коммуникаций в том, что они являются средством взаимодействия психических миров людей друг с другом. Коммуникации выполняют три основные функции: информационно-коммуникативную; регулятивно-коммуникативную; эмоционально-коммуникативную.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен, хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов.

References:

Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие // Сост. Л.Н. Чурилина. М.: Флинта: Наука, 2016. 416 с.

Василик, М.А. Основы теории коммуникации/ М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2003. 615 с.

Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. М.: Академия, 2008. 239 с.

https://studfiles.net

Просмотров работы: 16