Введение. Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека (в том числе офицера), преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в лучшую сторону. Зрелость нравственной культуры измеряется тем, как живет и служит военнослужащий, какой образ жизни он ведет и насколько добропорядочным является его отношение к сослуживцам, жене, детям, окружающим людям, природе, себе. Военнослужащий, обладающий нравственной культурой, знает, что такое добро и зло. Но знать моральные нормы — еще не значит жить по совести и чести. Лишь когда моральные нормы военнослужащего, такие, как долг, совесть, идеал, польза, справедливость, самосовершенствование, дисциплинированность, станут основой его успешной военно-профессиональной деятельности, жизни и быта, только тогда необходимость быть нравственно культурным превращается в потребность высоконравственного поведения.
Нравственная культура военнослужащего проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим сочетанием личных и общественных интересов. Реально нравственная культура военнослужащих воплощается в верности военной присяге, боевому знамени части, следовании традициям войскового товарищества, добросовестном выполнении служебных и военно-профессиональных обязанностей, приумножении морально-боевых качеств российского воинства, в готовности не столько за материальное вознаграждение и служебную карьеру, а по совести и долгу преодолевать все трудности военной службы.
Актуальность темы исследования «Нравственная культура офицера и пути её формирования» обусловлена тем, что в реальной жизни часто происходят изменения в системе ценностей и приоритетов, которые определяют службу в Вооруженных Силах, на смену идейным и идеологическим основам воспитания приходят более прагматические профессиональные идеалы. В связи с этим нравственная культура является важным элементом воспитания офицеров.
Объектом исследования является нравственное воспитание офицеров, а его предметом – процесс формирования нравственной культуры офицеров.
Цель исследования: обосновать сущность, содержание и структуру процесса формирования нравственной культуры офицеров, выявить основные пути её повышения.
Задачи исследования:
1. Обосновать основы формирования нравственной культуры офицеров.
2. Выявить пути и условия повышения нравственной культуры офицеров.
Актуальность исследования заключается в следующем:
Проанализировав основные тенденции развития нравственной культуры офицера, изучив причины, приводящие к нравственному кризису в обществе и армии, общему падению значимости нравственных ценностей военнослужащих по отношению к службе в армии, к преобладанию у военнослужащих в основном материальных ценностей (а не духовно-нравственных, моральных, патриотических), связанных с негативными социально-экономическими реформами, указать пути совершенствования и дальнейшего развития системы нравственного воспитания будущих офицеров в военных вузах и формирование у них нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей, высоких моральных личностных качеств.
Пути и методы формирования нравственной культуры офицера. Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации затронуло практически все стороны жизнедеятельности войск. В сложившейся ситуации кардинально повысилась роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества. Состояние духа народа, его армии, нравственное здоровье, образованность, патриотизм и сплоченность были и остаются основой жизнеспособности нации, страны, показателями развития военной организации государства. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» указано, что национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей [4].
Офицер - представитель особой профессии, связанной с выполнением обязанностей по обеспечению военной безопасности государства. Современный офицер без таких качеств, как духовность, морально-психологическая готовность к выполнению учебно-боевых задач в любых условиях просто не состоится.
Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека (в том числе военнослужащего), преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в лучшую сторону. Зрелость нравственной культуры измеряется тем, как живет и служит военнослужащий, какой образ жизни он ведет и насколько добропорядочным является его отношение к сослуживцам, жене, детям, окружающим людям, природе, себе. Нравственная культура проявляется в активной борьбе с такими неприемлемыми явлениями в армии, как воровство, хамство, грубость, рукоприкладство, потребительское отношение к жизни, военной службе.
Военнослужащий, обладающий нравственной культурой, знает, что такое добро и зло. Но знать моральные нормы — еще не значит жить по совести и чести. Лишь когда моральные нормы военнослужащего, такие, как долг, совесть, идеал, польза, справедливость, самосовершенствование, дисциплинированность, станут основой его успешной военно-профессиональной деятельности, жизни и быта, только тогда необходимость быть нравственно культурным превращается в потребность высоконравственного поведения.
Нравственная культура военнослужащего проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим сочетанием личных и общественных интересов. Реально нравственная культура военнослужащих воплощается в верности военной присяге, боевому знамени части, следовании традициям войскового товарищества, добросовестном выполнении служебных и военно-профессиональных обязанностей, приумножении морально-боевых качеств российского воинства, в готовности не столько за материальное вознаграждение и служебную карьеру, а по совести и долгу преодолевать все трудности военной службы.
Важнейшими элементами, образующими ядро нравственной культуры, являются:
- осознание требований моральных норм;
- принятие моральных требований российского общества в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей;
- самостоятельный выбор из множества вариантов наиболее добродетельного действия или поступка, то есть принятие решения, сделанного не под давлением приказа, распоряжения, инструкции, а по внутреннему убеждению;
- волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением, достигнутым результатом;
- личная ответственность за мотивы и последствия действия.
Например, человек может прекрасно понимать несправедливость или абсурдность требований, вызванных неуставными взаимоотношениями, но исполнять их, совершая насилие над своими нравственными убеждениями из-за страха. В подобных случаях нельзя говорить о настоящей нравственной культуре. Обладающий нравственной культурой военнослужащий активно борется против зла, противостоит ему и стремится непрерывно «возвышать» свое поведение и поведение сослуживцев до идеала. Такой воин не просто носитель моральных достоинств, а их неутомимый созидатель.
Нравственные качества военнослужащих, такие, как смелость, решительность, мужество, самообладание, честность, трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность, являются «снаряжением» особого рода, которое нельзя «выковать» без активного участия самого воина. Совершенствование нравственной культуры во многом зависит от внутренней работы, которую совершает человек как активный творец моральных ценностей.
Нравственная культура офицера как качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности проявляется на трех уровнях.
Во-первых, как культура нравственного сознания, формирующаяся в знаниях моральных требований российского общества, моральных норм армейского общежития, взаимоотношений между военнослужащими, в способности человека сознательно обосновывать цели и средства своего морального выбора.
Во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, является культура нравственных чувств. Так как нравственная культура предполагает не только знания о добре и зле, но и богатство эмоциональных переживаний, способность к нравственному резонансу, к сочувствию, сопереживанию.
В-третьих, важнейшим уровнем нравственной культуры является культура поведения, посредством которой реализуются поставленные и лично принятые моральные нормы, превращающиеся в активную жизненную позицию. Культура поведения характеризует способность воина к выбору между добром и злом в пользу добра и к практическому действию по законам добра.
Воин, по-настоящему верный своему профессиональному долгу, не может быть карьеристом, льстецом, интриганом. И это не случайно, так как нравственная культура не сводится только к внешнему этикету или к психологическому самоанализу, оторванному от реальной воинской деятельности и службы. Если воин не овладел высококвалифицированным ратным трудом, направленным на решение задач боевой подготовки, нельзя говорить о его подлинной нравственности. Ведь мастерское исполнение своих обязанностей всегда порождает чувство гордости за собственные навыки, удовлетворенности своим профессионализмом, уверенности в собственных силах, нужности. Это и есть сердцевина нравственной культуры. Военный профессионализм, деловитость и нравственность являются в условиях воинской деятельности одинаково важными качествами.
Таким образом, можно сделать вывод: нравственная культура личности офицера — это сложное социальное качество, сформированное на основе глубоких знаний, моральных норм, категорий этики, кристаллизации культуры чувств и воплощающееся в культуре поведения. Мерилом нравственной культуры является деятельность по законам добра в сферах военной службы, быта и досуга.
Нравственная культура личности воина как целостное внутреннее образование находит свое внешнее проявление в воинском этикете. Нормы воинского этикета зафиксированы в общевоинских уставах. Воинский этикет только тогда свидетельствует о гармонии внутренней и внешней культуры личности, когда он строится на прочном фундаменте вежливости, тактичности и скромности. Таким образом, вежливость наполняет каждое поведенческое действие офицера человеческим теплом, благородством и притягательной силой. Но вежливость в этикетном поведении немыслима без тактичности. Тактичный офицер никогда не перебивает говорящего, выслушивает его до конца.
Скромный воин берет на себя самую сложную работу, остается работать, не считаясь с личным временем, предоставляя возможность отдохнуть товарищам. Внешний вид такого воина скромен: у него аккуратная прическа, нет на мундире посторонних значков, кроме тех, которые необходимо носить военнослужащему. Скромный воин имеет опрятный внешний вид и никогда нарушает военную форму одежды. Не зря говорят, что скромность красит человека. Воина это качество красит вдвойне, потому что суровая армейская жизнь не терпит излишеств, в ней все предельно четко, надежно и рационально. На это нацелен и воинский этикет, на этой почве произрастает нравственная культура воина, делающая его духовно богатой личностью.
В воинском коллективе складываются два типа этикетных отношений: «по вертикали» (начальники и подчиненные) и «по горизонтали» (между военнослужащими, стоящими на одном служебном уровне). Эти отношения закреплены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
Выявлены основные исторические этапы развития процесса формирования нравственной культуры у будущих офицеров в образовательной среде военных вузов России:
- прагматический (начало XVIII в.),
- эмпирический (XIX – начало XX в.в.),
- идеологический (начало XX в. по 1991 г.),
- плюралистический (с 1991-2004 г.г.),
- комплексирующий (с 2004 г. по настоящее время).
Прагматический этап – на данном этапе проявляется тенденция к зарождению проблематики нравственного воспитания в армии и в первых военных школах, формированию элементов нравственной культуры и традиций нравственного воспитания военнослужащих. Проявление данной тенденции было обусловлено недостаточным уровнем образованности и воспитанности военнослужащих. Элементы нравственной культуры начали зарождаться в ходе реформ Петра 1, воспитательных влияний и воздействий на будущих офицеров в образовательной среде первых военных школ, затем и в кадетских корпусах. В основу формирования нравственной культуры были положены соблюдение требований к внутреннему порядку, несению внутренней и караульной службы и др. Петровские традиции в плане нравственного воспитания и формирования нравственной культуры воинов продолжил А.В. Суворов, который создал целостную систему воспитания и обучения в Русской армии под названием «Наука побеждать», основными ее положениями были: понимание зависимости результатов боевой подготовки от обученности военнослужащих и их высокого морально-психологического настроя; решение поставленных задач духовно-нравственного воспитания в процессе обучения; необходимость осуществлять психологическую подготовку; организация в практической деятельности использования метода моделирования боевых действий.
Эмпирический этап – на данном этапе проявляется тенденция к становлению процесса формирования нравственной культуры в армии, в военных школах, к формированию духовно-нравственных качеств военнослужащих; особое внимание уделяется в военно-профессиональном образовании формированию нравственных ценностей в соответствии с принципом «За Веру, Царя и Отечество!». В числе первостепенных нравственных и воинских качеств будущих офицеров в военных школах культивируется патриотизм, решительность, неустрашимость, храбрость, самообладание и бесстрашие, что соответствовало передовым, прогрессивным взглядам Кутузова М.И., Скобелева М.Д., Драгомирова М.И. В образовательный процесс внедряются новые организационные формы, соответствующие задачам духовно-нравственного воспитания и пониманию ответственности перед Отечеством.
Идеологический этап - этот этап характеризуется длительным советским периодом развития, в котором проявилась тенденция к созданию системы новых нравственных ценностей, отказу от прежних духовных ориентиров, моральных норм и правил, к формированию новых социально-политических взглядов и установок. В тоже время строилась новая система нравственного воспитания, которая была положена в основу нового понимания нравственной культуры личности, на базе проводимого в Вооруженных Силах и в военных вузах коммунистического воспитания и, в частности, идейно-политического воспитания военнослужащих.
Плюралистический этап - этот этап характеризует переходный период от советских идеологических взглядов и установок к новому образу жизнедеятельности, в котором проявилась тенденция к нравственному кризису в обществе и армии, общему падению значимости нравственных ценностей военнослужащих по отношению к службе в армии, к преобладанию у военнослужащих в основном материальных ценностей (а не духовно-нравственных, моральных, патриотических), связанных с негативными социально-экономическими реформами, распадом Советского Союза, существенным сокращением численности Вооруженных Сил РФ, снижением социальной защищенности военнослужащих. Все это оказало деструктивное влияние на нравственные ценности, способствовало снижению их значимости в повседневной практике. В тоже время, завершение данного этапа характеризует тенденцию к структурной перестройке, в соответствии с принятой в 2004 году Концепцией воспитания военнослужащих, всей системы воспитания в Вооруженных Силах РФ, изменение и пересмотр системы нравственных ценностей, повышение роли духовного воспитания, православных знаний, христианской этики, обновление понимания понятия нравственной культуры в условиях демократизации различных сфер общества.
Комплексирующий этап - этот этап характеризует современный период, тенденциями которого стали совершенствование и дальнейшее развитие системы нравственного воспитания будущих офицеров в военных вузах и формирование у них нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей, высоких моральных личностных качеств, комплексирования воспитательных влияний и воздействий субъектов данного процесса. Получает новое обоснование понятие нравственной культуры, продолжается дальнейшая его научная разработка, осуществляется поиск педагогических путей и условий повышения эффективности процесса формирования нравственной культуры у будущих офицеров. В тоже время стали выполняться социальные гарантии военнослужащим, поступать на вооружение новые образцы военной техники, что требует подготовленных высококвалифицированных и высоконравственных военных специалистов [5].
Определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности офицера – важнейшая задача воинского воспитания на современном этапе. Наличие у офицера развитой системы духовной культуры свидетельствует о его способности и готовности верно служить своему народу, профессионально и компетентно выполнять воинский долг, о его высоких морально-деловых, социальных и иных качествах. Духовно-нравственная культура офицера представляет собой уровень его нравственного сознания и этических знаний, чувств, эмоций, волевых качеств, следование во всех жизненных ситуациях нормам морали и нравственности; это важная составная часть его общей культуры, наиболее полно раскрывающаяся в межличностном общении людей, во многом определяющая сущность человека и воплощающаяся, прежде всего, в реальном поведении и образе жизни офицера.
Исключительное значение для формирования духовно-нравственной культуры офицера имеют идейно-нравственные, этические категории такие, как честь, порядочность, совесть, беззаветный патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину, чистота помыслов и дел, благородное отношение к женщине, высокий профессионализм, стремление к самосовершенствованию и другие необходимые качества военнослужащего. Чрезвычайно важно, чтобы воин верил в духовно-нравственные ценности и идеалы. Российский офицер должен твердо знать, за что он воюет, какие ценности защищает. Еще Наполеон любил повторять, что в мире есть только две силы: штык и дух. В конечном же счете дух всегда превозмогает над штыком.
Основу иерархии ценностей офицера, внутренний духовный стержень его профессиональной ориентации составляют нравственные и эстетические ценности, представляющие духовную культуру. Система духовно-нравственных ценностей представляет собой специфическую модель общества или определенной социальной группы, где индивидуальные ценности взаимосвязаны, каждая из них усиливает потенциал другой, тем самым образовывается согласованное целое.
Духовные ценности российского офицера – это личностно и социально значимые для его духовного развития процессы и явления, а также их свойства и стороны, функционирующие в исторически определенных гражданских и военно-профессиональных отношениях, позитивно влияющие на совершенствование его мировоззренческих качеств, выполнение им воинского долга, укрепление духовного потенциала Вооруженных Сил. Они формируются на основе военного и переосмысленного через него социального опыта, военно-учебных и боевых традиций, мнений военнослужащего под воздействием воинского воспитания и других процессов и факторов, не имеющих места в других сферах жизнедеятельности людей.
Система духовно-нравственных ценностей офицеров закладывается и формируется под воздействием социальной среды и включает: религиозные ценности; духовно-нравственные ценности, связанные с военно-профессиональной деятельностью (патриотизм, воинский долг, совесть, воинская честь, вежливость, тактичность, скромность, обязательность, ответственность, профессиональная компетентность, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение оружием, боевые традиции и т.д.); духовные ценности общегражданского характера (государственность, гражданственность и патриотизм, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести); художественно-эстетические ценности и другие. Эти ценности характеризуют высшую степень готовности офицера верно служить своему народу, профессионально и эффективно выполнять воинский долг, а также выступают в качестве его морально-деловых характеристик и социальных черт личности.
Огромный потенциал для укрепления духовно-нравственной культуры будущего офицера имеет отечественная военная история. В настоящее время в условиях духовного обновления общества весьма актуально обращение к духовному наследию российского офицерства, традициям русской армии, ее духовно-нравственным ценностям. Современная духовно-нравственная культура офицерского корпуса является продолжением лучших духовно-нравственных традиций прошлого. Российский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень всеобщего уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту, благородство. Эта тенденция сохраняется и в нынешних условиях. Общество по-прежнему ориентируется на фундаментальные духовно-нравственные ценности.
Дальнейшее формирование и развитие духовно-нравственной культуры офицера современной Российской армии предполагает выстраивание такой системы духовных ценностей, которая, с одной стороны, охватывала бы все сферы жизнедеятельности армии и флота, а с другой – служила основой для обучения и воспитания военнослужащих, давала четкие ориентиры для служебно-профессиональной деятельности командиров и начальников всех уровней и степеней. Укрепление духовно-нравственной культуры офицеров способствует совершенствованию нравственных основ армии, а, следовательно, и повышению ее боевых возможностей [3].
Выявлены педагогические пути и условия повышения эффективности формирования нравственной культуры курсантов военных вузов:
- совершенствование содержания процесса формирования нравственной культуры курсантов в образовательной среде военного вуза, который реализуется через следующие условия: формирование у курсантов системы положительных привычек поведения, соответствующих принятым нравственным нормам; повышение эффективности формирования нравственного сознания личности курсантов и превращение норм морали и этики в глубокие личные убеждения; обеспечение взаимодействия и непосредственного влияния командиров, офицеров по работе с личным составом, преподавательского состава в формировании нравственной культуры у курсантов в учебное и во внеучебное время;
- организация влияния личностно-культурного развития курсантов на формирование нравственной культуры в образовательной среде, основными условиями реализации которого являются: составление курсантами личных планов самовоспитания, отражающих проблематику формирования нравственной культуры; обеспечение влияния командиров, офицеров по работе с личным составом, преподавательского состава на процесс личностно-культурного развития курсантов и формирование у них нравственной культуры личности; организация и введение в практику личностно-культурного развития самоупражнений и самоотчетов курсантов по проблеме формирования нравственной культуры;
- использование потенциала социально-культурной образовательной среды военного вуза в формировании нравственной культуры курсантов, что достигается реализацией следующих условий: организация позитивного влияния элементов образовательной среды военного вуза на формирования нравственной культуры курсантов и их профессионально-личностное становление; обеспечение активного участия курсантов в социально-культурных образовательных проектах развития образовательной среды военного вуза, влияющих на формирование у них нравственных качеств и нравственной культуры; инновационное совершенствование элементов образовательной среды военного вуза, влияющих на формирование у курсантов нравственных ценностей и нравственной культуры личности.
Русский педагог, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, не системой наказаний и поощрений» [6, с. 28].
Нравственные качества занимают важнейшее место среди всех социальных качеств личности. Проявляясь через конкретную деятельность по защите Отечества, они выражаются в понятии нравственного облика военного человека.
Таким образом, нравственный облик офицера – это система определённых нравственных черт в его создании и поведении, которые, обладая относительной устойчивостью, определяют характер личности.
Анализ результатов педагогических исследований, проведённых в войсках и в вузах, позволил выделить нравственные качества, профессионально необходимые офицеру. Их целесообразно классифицировать по следующим основаниям:
а) качества, проявленные офицером по отношению к Родине: патриотизм, преданность Отечеству, верность воинскому долгу, ответственность, самоотверженность;
б) качества, проявленные офицерами по отношению к ратному труду, служебной деятельности: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, отвага, храбрость, инициативность, войсковое товарищество, боевая дружба, честность, бескорыстие, открытость, трудолюбие, усердие, деловитость, самостоятельность;
в) качества, проявленные офицером по отношению к другим людям: коллективизм, справедливость, великодушие, терпимость, требовательность, правдивость, прямота, вежливость, деликатность, доброжелательность, общительность, порядочность;
г) личные качества офицера: скромность, гордость, взыскательность, самокритичность, чувство собственного достоинства и чести.
Особенным качеством, вобравшим в себя большинство нравственных черт личности офицера, является офицерская честь.
Деятельность по формированию этих нравственных качеств строится на основе ряда принципов, среди которых:
- целеустремлённость воспитательных воздействий;
- гуманизм и демократизм в решении задач развития личности;
- воспитание в процессе ратного труда;
- воспитание в коллективе и через коллектив путём создания в нём атмосферы взаимопонимания, дружбы, товарищества, социальной справедливости, высокой культуры взаимоотношений;
- индивидуальный подход в воспитании личности офицера;
- обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;
- единство требовательности и уважительного отношения к личности;
- согласованность и преемственность воспитательных воздействий и влияний;
- стимулирование воспитательной деятельности и самосовершенствования личности офицера.
Эффективность процесса формирования нравственного облика офицера зависит от гуманизации уклада жизнедеятельности войск; утверждения в них социальной справедливости; сочетания демократических основ взаимоотношений военнослужащих с единоначалием; создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах; обеспечения личной примерности командных кадров, а также стимулирования их активности в самосовершенствовании.
Формирование нравственной культуры – процесс сложный и многогранный. Её нельзя внушить или внедрить в сознание и поведение офицера автоматически. Формируется она систематическими воспитательными воздействиями в ходе решения трёх взаимосвязанных групп психолого-педагогических задач.
Первая из них связана с развитием морального сознания: профессионально-этических знаний, убеждений и установок, нравственных мотивов деятельности, чувства долга, чести, совести, ответственности за свои дела и поступки, за результаты своего труда и подготовку подчиненных.
Моральное сознание, закрепленное в соответствующих взглядах и идеях, представлениях, традициях и привычках, определяет отношение офицера к профессиональной деятельности. Единство идейных и нравственных убеждений позволяет ему выбрать правильную линию поведения в учебно-воспитательном процессе, успешно решать служебные задачи.
Вторая задача – заключается в формировании профессиональной гордости офицера и совершенствовании этики его взаимоотношений.
Успех труда офицера обеспечивается в первую очередь его отношением к своей профессии. Это выражается в гордости за принадлежность к ней, в добросовестном выполнении своего воинского долга, в постоянном творческом поиске эффективных путей решения учебно-воспитательных задач.
Не менее важными являются нравственные отношения офицера с воинским коллективом, вышестоящими начальниками, местным населением, членами семей военнослужащих, родителями подчинённых, с собственной семьёй.
Для этого офицер должен совершенствовать свои навыки общения с людьми, проявлять во взаимоотношениях с ними выдержку, вежливость, педагогический такт и нравственную культуру. Это требует от него основательной психологической и профессиональной подготовки.
Третья группа задач охватывает вопросы нравственного поведения офицера. Оно является конкретным выражением уровня развития нравственных качеств и черт его личности как военного руководителя, учителя и воспитателя своих подчинённых. На практике это проявляется в нравственных действиях и поступках, навыках и умениях, способах и приёмах воспитательного воздействия офицера, сформировавшихся и утвердившихся в его жизни, нравственных привычках [1].
Проблемы формирования нравственной культуры обучающихся в военных вузах. Выпускники военных вузов в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами, требующими определенного развития личной нравственной культуры и формирования в будущем ее необходимого уровня у своих подчиненных. При формировании нравственной культуры недостаточно ограничиться только знаниями о морали, необходимо еще ее неукоснительное соблюдение. Показателем нравственной культуры обучающегося является его поведение.
Нравственная культура обучающихся в военных вузах определяется спецификой мужского воинского коллектива и его многонациональным составом. Офицерский состав оказывает существенное воздействие на служебные отношения и поведение курсантов военных вузов. Строгая регламентация жизни и деятельности определяет содержание и формы культуры служебных отношений, накладывая на них жесткий отпечаток. Отсутствие конфликтов на национальной почве способствует развитию здоровой нравственной культуры служебных отношений и благоприятному морально-психологическому климату.
Однако реальная жизнь наполнена многообразием межнациональных конфликтов, проявлением шовинизма и национализма, неуважением к человеку и личности, неумением вести цивилизованную дискуссию, что свидетельствует об отсутствии нравственной культуры.
Во взаимоотношениях курсантов проявляется общая культура личности с преобладанием отдельных ее элементов в зависимости от конкретных условий. В решении служебных задач необходим высокий уровень военно-профессиональной культуры всех участников процесса, причем ее отсутствие не приведет к желаемому результату.
Служба в Вооруженных силах РФ неотделима от политической культуры, которая формируется в семье, школе, средствами массовой информации. Процесс образования в военном вузе направлен на политическое обучение и воспитание военных кадров. При этом важная роль отводится изучению гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, позволяющих курсантам овладевать политическими знаниями и культурными ценностями, нормами морали и принципами поведения, ориентироваться в непростом мире политической культуры.
В процессе обучения взаимоотношения в курсантской среде характеризуются многогранностью, противоречивостью и изменчивостью. В общении возможно взаимное познание людей, их взаимопонимание, на основе которого возникают доверительные отношения, симпатии. В случае их отсутствия складываются противоположные отношения. Общение в курсантском коллективе в процессе обучения и выполнения служебных обязанностей накладывает свой отпечаток на формирование характера, жизненных ценностей.
Военная служба регламентирована требованиями общевоинских уставов, которые определяют служебные взаимоотношения в строгой субординации, подчинение командирам, проявление товарищества и взаимовыручки. Однако неукоснительное выполнение уставов не исключает чуткого и уважительного отношения офицеров к военнослужащим и подчиненных к командирам. Командиры должны уважать личное достоинство военнослужащих, проявляя справедливую требовательность и доброжелательность, заботиться о них.
Воинские уставы не допускают высокомерного, пренебрежительного, грубого, отношения командира к подчиненному. Уставные отношения командиров способствуют формированию культуры служебных отношений у курсантов военных вузов. Культура офицера во взаимоотношениях с подчиненными способствует положительному отношению к нему как к начальнику и как к человеку.
Поведение командира является примером для курсанта, который наблюдает за ним, начиная от его умения держаться перед строем, перед старшим начальником, при проведении индивидуально-воспитательной работы, в коллективе других командиров.
Важное место в культуре служебных отношений отводится культуре речи, которая является отражением духовной культуры личности. В Вооруженных силах РФ за норму общения принят литературный язык. К сожалению, наблюдается резкое снижение речевой культуры, что наглядно проявляется в армейской среде. Культура общения в коллективе курсантов характеризуется крайне низкой речевой коммуникацией, проблемами профессионального общения, низким словарным запасом, преобладанием нелитературных оборотов. Важно изменить ситуацию. Культура речи, позволяет оценить качество подготовки современного офицера и его уровень нравственной культуры.
Воспитание нравственной культуры служебных отношений в военных вузах способствует развитию у курсантов взаимовыручки, ответственности, добросовестности, дисциплинированности, воинскому сплочению, влияющих на качество обучения и необходимых для дальнейшей службы. Достижение высокого уровня нравственной культуры является серьезной задачей в процессе воспитания курсантского коллектива.
Воспитание нравственной культуры будущих офицеров зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить организаторские качества командиров, курсовых офицеров, их способность применять инновационные формы и методы воспитания личного состава.
Целью совершенствования содержания процесса формирования нравственной культуры курсантов военных вузов является: формирование нравственного сознания и превращения норм морали и этики в глубокие личные убеждения, твердые внутренние позиции курсантов; выработка у курсантов системы положительных привычек поведения, соответствующих принятым моральным и этическим нормам; обеспечение взаимодействия и непосредственного влияния командиров, преподавательского состава и офицеров по работе с личным составом на формирование нравственной культуры курсантов в учебное и во внеучебное время, развитие стремления курсантов к усвоению и соблюдению нравственных норм и правил; выработка моральных отношений, нравственных убеждений и нравственных установок курсантов на формирование нравственной культуры; - определение групп нравственных ценностей как составляющих нравственной культуры личности курсанта; закрепление нравственных знаний, установок, правил, моральных норм, привычек поведения, развитие стремления курсантов к самовоспитанию, самообразованию в соответствии с разработанным учебным курсом занятий на кафедре гуманитарных дисциплин военного вуза. При решении этих задач необходимо обеспечить формирование целостной личности курсанта - с прочными моральными знаниями, убеждениями, высокой культурой межличностного общения в коллективе, поступками, поведением, соответствующим уставными и нравственными нормами и требованиями. Результатом этой деятельности выступает реальный уровень сформированности нравственной культуры курсанта, его моральный облик. Моральный облик курсантов в военных вузах основывается на собственных нравственных качествах, таких как: достоинство и честь, долг и совесть, доброта и вежливость, отзывчивость и порядочность и др. Указанные нравственные качества являются нравственными ценностями и ориентируют личность курсантов к положительному поведению и поступкам, придерживаясь принципу «поступай со своим товарищем точно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» [2].
Большинство курсантов обладают высокими нравственными качествами, с большой ответственностью относятся к выполнению своих обязанностей, проявляют дисциплинированность, чутко и внимательно относятся друг к другу. Однако процесс формирования нравственной культуры у некоторой части курсантов еще не полностью отвечает предъявляемым нормам морали и этики. Во взглядах и отношениях отдельных из них наблюдаются отклонения от этих норм, а в поведении — преднамеренное их нарушение. Иногда встречаются нарушение установленного общевоинским уставом ВС РФ порядка, недобросовестное выполнение заданий и поручений, нарушение формы одежды, употребление спиртных напитков и др. У этих курсантов чаще всего отмечаются слабость моральных черт характера, наличие отрицательных привычек поведения.
Необходимо создать условия для перевоспитания, помочь преодолеть негативные привычки, приобретенные ими ранее, обеспечить повседневную ориентацию курсантов на мировоззренческие и нравственные ценности, проявляющиеся в нравственных суждениях, поступках и поведении курсантов. В этом аспекте ценностные ориентации обучающихся - важнейший, стержневой элемент личности. Причем, эти ориентации есть результат личностного выбора на основе усваиваемой актуализированной информации, жизненного опыта и влияния командиров, что отражает направленность будущих офицеров на ответственную, добросовестную службу в рядах Вооруженных сил РФ. В этой связи особую значимость для курсантов приобретает положение о том, что высокие духовно-нравственные ценности тогда становятся действительной опорой в учебе и службе курсантов, когда каждый курсант научится сам сопротивляться, давать отпор всякого рода несостоятельным, порочным и навязчивым взглядам и установкам в условиях, зачастую системного, специально организованного негативного влияния. Поэтому формирование ценностных приоритетов должно сопровождаться формированием нравственных и волевых качеств, обеспечивающих преодоление явлений моральной неустойчивости, самообмана, самообольщения и отражающих сформированность нравственной культуры будущих офицеров.
Заключение. Профессия защитника Отечества всегда была почётной в России. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование. Одним из лучших достижений прошлого является выработанный кодекс нравственности в русской армии – основы нравственного облика офицера. Речь идёт, прежде всего, о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, система воспитания этих прекрасных качеств у русских офицеров.
Я считаю, что высокая нравственная культура является неотъемлемым профессиональным качеством российского офицера, позволяющим ему добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, соизмерять нравственное и нецелесообразное, гуманное и антигуманное, легитимное и нелегитимное.
Духовно-нравственные качества офицера, какими бы неосязаемыми они не казались, образуют в структуре элементов его духовного мира тот ценностный стержень, который дает ему силы и возможность занимать высоконравственную личностную позицию.
Современное развитие и совершенствование духовно-нравственных качеств современного российского офицера протекает в непростых внешнеполитических условиях, которые требуют от личности определённых усилий на общесоциальном, военно-профессиональном, групповом и индивидуальном уровнях.
Сегодня на военной службе в российской армии должны находиться лучшие в моральном и профессиональном отношении офицеры, способные честно и ответственно выполнять свои профессиональные обязанности, способные не к прислуживанию, приспособлению, а к воинскому служению. Это должны быть люди долга, дела и чести, неподкупные, не боящиеся ответственности – люди цельного характера и гражданского мужества с высокой нравственной культурой
Система воспитания курсантов военного вуза направлена на подготовку высокоинтеллектуальных офицеров, с высокой нравственной культурой, гражданской ответственностью, патриотизмом, готовых к защите Отечества.
Список использованных источников.
1. Андрощук В.М. Воспитание воинского долга у курсантов ВУЗов в современных условиях: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2000. – 259с.
2. Захаренко С.В. О проблеме взаимоотношений в курсантской среде // Вестник университета (ГУУ). – 2010. – № 5. – 34-36с.
3. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии: Автореф.: дис. … д-ра филос. наук. – М., 2002 – 50 с.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №1. – 212 с.
5. Тимофеева М.Н. Нравственное воспитание как процесс формирования личности будущих офицеров // Сборник научных статей. – М.: ГУВР ВС РФ; Казань: Изд-во «Отечество», 2008. – С. 124-131.
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С.Ф.Егоров.– М.: Просвещение, 1990. – Т. 5. – 511 с.