Введение. Военная безопасность представляет собой такое состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки, которая позволяет нейтрализовать, пресечь попытки деструктивных сил нанести ущерб военными средствами интересам личности, общества, государства, мировому сообществу, обеспечить суверенитет страны, её стабильное и поступательное развитие. Военная безопасность обеспечивается прежде всего комплексом экономических, политических, дипломатических и др. невоенных мер, направленных на разрешение международных и внутренних противоречий, предупреждение их перерастания в военно-силовое противоборство. Важной стороной военной безопасности является поддержание военной мощи государства соответственно реальным и потенциальным военным угрозам. Непосредственно решают задачи военной безопасности различные силовые структуры: Вооруженные Силы и др. войска, милиция, органы безопасности. В 2015годупринята «Стратегия национальной безопасности РФ», определившая основные направления обеспечения военной безопасности [3]. Военная доктрина РФ к главным целям обеспечения военной безопасности государства относит предотвращение, локализацию и нейтрализацию военных угроз, а также эффективность прогнозирования и адекватность реагирования на различные военные опасности [2].
В данном исследовании раскрывается сущность и основы теории военной безопасности, типология систем военной безопасности и модели обеспечения военной безопасности, а также вопросы объективной необходимости совершенствования безопасности и обороны России.
Основы теории военной безопасности. Всемирная история, в т.ч. история России, свидетельствует о том, что к защите Отечества надо быть готовыми постоянно. Русский историк В.О. Ключевский в своих трудах показал, что великорусская народность только в период своего формирования за 234 года (1228-1462) вынесла 160 внешних войн. В XVI веке в течение 43 лет Московия защищалась на северо-западе от Речи Посполитой, войск Ливонского ордена и Швеции, не прерывала борьбы с кочевыми племенами на южных, юго-восточных и восточных границах. В XVII веке Россия воевала 48, а в XVIII веке - 56 лет. В целом для России в XIII-XIX веках состояние мира было скорее исключением, а война - жестоким правилом. XX век вместил в себя две мировые войны и более 250 локальных вооруженных конфликтов. Начиная с 1945 года - окончания Второй мировой войны, по настоящее время войны унесли более 30 миллионов человеческих жизней. Россия была в эпицентре практически всех основных военных событий XX столетия.
На протяжении всей истории человечества национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время данный компонент национальной безопасности также играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как:
- состояние вооруженных сил страны и возможных театров военных действий;
- наличие (или отсутствие) военных союзников;
- размеры военного бюджета;
- научно-технический, экономический и демографический потенциал страны, моральный дух нации.
В данной связи необходимо подчеркнуть роль военной политики в системе факторов национальной безопасности как важного направления общей политики государства, политических партий, социальных сил и институтов. Военная политика имеет своей целью организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач.
К задачам военной политики относятся:
1) обеспечение национальной безопасности и прежде всего целостности и неприкосновенности государственной территории;
2) обеспечение безопасности плавания своих флотов;
3) защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.
Для решения указанных задач создаются специальные социально-политические институты:
- вооруженные силы;
- правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики;
- военно-промышленный комплекс;
- специальные службы и т.д. [1].
Эти институты выполняют следующие функции по реализации военной политики:
а) организационную, связанную с разработкой военной политики, руководством ее реализацией, соответствующим научным и нормативным обеспечением;
б) научно-техническую, требующую проведения мероприятий по поддержанию высокого уровня обеспечения вооруженных сил современными военно-техническими средствами, а предприятий военно-промышленного комплекса новейшими технологиями;
в) международную, отражающую потребность международных военно-политических контактов: участие в военных союзах; обеспечение мер доверия в военной области (предупреждение о крупных передвижениях войск, контроль за выполнением договоров в военной области и т.п.); разрешение или предотвращение напряженности и конфликтов в военно-политической сфере международных отношений.
Существуют разные подходы к военной безопасности:
во-первых, военная безопасность понимается как система гарантий государственного суверенитета, территориальной целостности, защиты национальных интересов;
во-вторых, военная безопасность трактуется как состояние и развитие общества, отношений в нем, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения обществу ущерба средствами вооруженного насилия, т.е. состояние гарантированного исключения военного насилия;
в-третьих, военная безопасность рассматривается как состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособности страны, при котором предупреждается или сдерживается агрессия, уменьшается опасность национальным интересам страны и вероятность ее вовлечения в войну или военные конфликты, а в случае возникновения угрозы интересам государства, общества, личности, обеспечивается их вооруженная защита.
в-четвертых, военная безопасность представляется как состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия, это отсутствие военных угроз либо способность объектов безопасности гарантированно им противостоять [1].
Необходимо отметить, что категория «военная безопасность» не тождественна категориям «обороноспособность», «оборона».
Обороноспособность есть уровень подготовленности экономики, населения и вооруженных сил страны к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства.
Под обороной принято понимать систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.
Таким образом, оборона, обороноспособность ориентированы на отражение конкретных, реальных и адресных военных опасностей - угроз. Поэтому «оборонная безопасность» - это часть военной безопасности».
Подчеркнем, что обороноспособность страны зависит от:
- характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз;
- включенности страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
- военного потенциала;
- материальных и духовных возможностей страны, ее экономического, научно-технического развития;
- наличия людских ресурсов;
- социального и межнационального единства общества;
- морально-психологической готовности населения к защите отечества;
- способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности.
Военную безопасность можно трактовать как состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредством исключения военного насилия.
Военная безопасность государства, в широком смысле слова - это такое состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособности страны, при котором предупреждается или сдерживается агрессия, уменьшается вероятность нанесения ущерба национальным интересам и вовлечения социальных групп в войну или военные конфликты, а в случае возникновения военной угрозы интересам личности, общества и государства гарантируется обеспечение их вооруженной защиты.
Военная безопасность государства, в узком смысле - это такое состояние жизнедеятельности системы властных органов и учреждений, которое сохраняет качественные и количественные параметры надежности существования конституционного строя, политической, экономической и социальной стабильности и устойчивости общества посредством исключения военных опасностей и угроз, военного насилия.
Военная безопасность общества – это состояние, характеризующееся отсутствием военных опасностей и военных угроз в социальном и социокультурном пространстве, в котором связаны и взаимодействуют между собой независимые от государства индивиды. Иными словами, эти опасности и угрозы исключены из системы жизнеобеспечения социальной, социокультурной и духовной сфер, из производства, воспроизводства и передачи от поколения к поколению норм, образцов и стандартов поведения, традиций, а также из системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений. С другой стороны - это состояние, которое обеспечивает поступательное развитие социального пространства.
Типология систем военной безопасности и модели обеспечения военной безопасности. Военная безопасность как состояние, зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств - факторов:
- внутренней и внешней политики;
- экономических мероприятий по укреплению обороны страны;
- социальной и национальной политики, духовного потенциала народа;
- информационной среды;
- геополитических условий, военно-стратегического положения государства, подготовки театров военных действий;
- строительства вооруженных сил, их подготовки к защите отечества;
- развития образования, науки и техники;
- вневойсковой мобилизационной подготовки, гражданской обороны, оборонно-массовой работы.
Существует довольно разнообразная, разветвленная типология систем военной безопасности. В основе типологии могут лежать:
а) пространственно-территориальный охват - в этой связи выделяют национальную (национально-государственную), коалиционную, региональную и глобальную(всеобщую) системы военной безопасности;
б) способы обеспечения- здесь можно вычленить нелегитимную военно-силовую, легитимную военно-силовую и ненасильственную системы военной безопасности;
в) по характеру обмена со средой- открытую, изолированную и закрытую;
г) по видам изменений – консервативную и развивающуюся.
К числу особенностей сущностных задач, выполняемых системой военной безопасности Российского государства, относятся:
а) выявление и прогнозирование внешних и внутренних военных опасностей и угроз жизненно значимым интересам личности, общества, государства, определение их источников;
б) осуществление комплекса мер по предотвращению и нейтрализации внешних и внутренних военных опасностей, рисков, вызовов, дестабилизирующих факторов;
в) создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств обеспечения военной безопасности, эффективное управление ими;
г) в случае превращения военных опасностей в непосредственную, прямую угрозу - пресечение, локализация, а при необходимости устранение и уничтожение ее.
Модели обеспечения военной безопасности все предыдущие столетия сводились к следующим вариантам:
а) обеспечение военной безопасности с опорой на военный союз с сильным государством, участие в этом союзе;
б) обеспечение своей военной безопасности с опорой на военный союз, не являясь его членом, но поддерживая его;
в) обеспечение военной безопасности с опорой на геополитически активное государство - лидера;
г) обеспечение военной безопасности с опорой на свои собственные силы;
д) обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета.
В современных условиях эти модели приобрели следующий вид:
а) обеспечение военной безопасности с опорой на НАТО, являясь членом этого блока;
б) обеспечение военной безопасности с опорой на США;
в) обеспечение военной безопасности с опорой на свои собственные силы;
г) обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета.
Среди форм обеспечения безопасности отметим военно-политическую интеграцию с другими государствами. В свою очередь, эта интеграция может осуществляться в 3-х видах:
военного или военно-политического сотрудничества государств(союзнические обязательства на особый период при отсутствии единых координирующих органов, единого или объединенного командования);
военного или военно-политического союза (система постоянно действующих политических и военных органов, единых или объединенных военных структур, группировок сил и средств, взаимосогласованных оперативных планов и планов подготовки войск и штабов);
глубокой военной интеграции(с коалиционными структурами, обладающими наднациональными полномочиями, решения которых обязательны для государств-участников, с общим (помимо национальных) военным бюджетом, с едиными вооруженными силами, под единым коалиционным командованием) [4].
Объективная необходимость совершенствования безопасности и обороны России. Развитие международных процессов первой половины XXI века характеризуется дальнейшим ростом потенциальной военной опасности для Российской Федерации (РФ). Обеспечение военной безопасности Российской Федерации обусловлено в первую очередь приближением военной инфраструктуры блока НАТО к ее границам. Руководство НАТО не скрывает антироссийской направленности предпринимаемых мер, что проявляется в резкой активизации военной деятельности вблизи российских границ и развертывании в Прибалтике и Польше дополнительных сил, а на территории Румынии - элементов противоракетной обороны (ПРО), способной наносить удары ракетами в ядерном снаряжении.
В Стратегии национальной безопасности и Военной доктрине РФ конкретно определены военные опасности и угрозы для Российской Федерации и соответственно задачи Вооруженных Сил по нейтрализации этих угроз. Одной из важнейших сфер обеспечения национальной безопасности является военная безопасность. Ответственность за ее обеспечение возложена на военную организацию государства (ВОГ).
Сложная и зачастую непредсказуемая военно-политическая обстановка в мире, в том числе непосредственно у границ Российской Федерации, безусловно, диктуют необходимость сохранения приоритета военной силы как инструмента внешней политики в обеспечении национальных интересов государства. Следует отметить, что Российская Федерация последовательно проводит государственную политику в интересах как собственной, так и международной безопасности, стремится к политическому диалогу, предлагает партнерам открытые и взаимовыгодные отношения.
Оценивая уроки войн и вооруженных конфликтов XX и начала XXI столетия, можно сделать вывод о том, что многие просчеты и неудачи в военных кампаниях так или иначе были обусловлены ошибками в оценке характера и масштабов военных опасностей и угроз, а также своих возможностей по их отражению. Примеров тому немало: это Русско-японская война (1904-1905), война СССР с Финляндией (1939-1940), начальный период Великой Отечественной войны (1941), война в Афганистане (1979-1989), события в Чечне (1994-1996, 1999-2000), трагические события в Ираке, Ливии, Сирии, Украине и других [4].
Особая значимость военной безопасности как основного вида национальной безопасности состоит в том, что без ее надежного обеспечения государство может потерять свой суверенитет и территориальную целостность. Подтверждение этому - региональные конфликты в Ираке, Ливии и Сирии. В этом и заключена проблема, на значимость которой обращали внимание во все времена все народы и все государства.
Военная безопасность обеспечивается наличием комплекса структурных компонентов не только военных, но и политико-дипломатических, экономических, идеологических, информационных и других, а также целенаправленными и скоординированными усилиями государственных и общественных институтов.
Главным субъектом, обеспечивающим военную безопасность страны, является государство - только ему предоставлено право формировать, оснащать и профессионально готовить Вооруженные Силы и военную организацию с целью создания необходимого уровня защищенности от внешних и внутренних военных угроз.
Основными способами обеспечения военной безопасности являются сдерживание военной агрессии и отражение военной агрессии. Вместе с тем не следует забывать о политическом аспекте обеспечения военной безопасности страны, который необходимо выделить как отдельный способ, направленный на достижение состояния снижения или ликвидации военной угрозы. Сдерживать и устранять военные угрозы необходимо не только военными, но и политико-дипломатическими, экономическими и другими невоенными мерами.
Существуют несколько подходов к проблеме обеспечения военной безопасности.
Первый (примат международного права) базируется на концепции соблюдения требований международного права в военной политике государств и военных союзов. Эта концепция исходит из того, что сила оружия в качестве гаранта безопасности должна быть заменена безусловным выполнением международных правовых норм, широким сотрудничеством и доверием. Эта концепция всемерно поддерживается Россией и ее союзниками.
Второй (силовой) базируется главным образом на силе, что выражается в непрерывном стремлении наращивать военный потенциал, соразмерный потенциалу противника.
Третий базируется на концепции соблюдения требований международного права и заключается в сочетании правовых, гуманных методов предотвращения войны с одновременным содержанием военно-силовых структур, обладающих потенциалом оборонной достаточности. Под этим потенциалом следует понимать такое количество и качество Вооруженных Сил и других силовых структур государства, которые при минимальных затратах на их содержание в мирное время способны обеспечить сдерживание потенциального агрессора, а в случае нападения - отразить нападение [4].
Для России наиболее приемлемым является третий подход. У государства имеются достаточные силы, средства и органы, способные совместными усилиями выполнить задачи защиты суверенитета и территориальной целостности, а их совокупность является основой системы обеспечения военной безопасности государства. Главным функциональным элементом системы обеспечения военной безопасности является ее управленческий компонент: высшие органы государственного и военного управления - Президент РФ - Верховный Главнокомандующий, Совет безопасности, Государственный совет, Правительство РФ и подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти.
Непосредственной угрозой национальной безопасности России, как и всему мировому сообществу, остается международный терроризм. Опыт борьбы с международным терроризмом в Северо-Кавказском регионе и в Сирии это подтверждает. Немаловажную угрозу для России представляют попытки стран Запада перераспределить природные ресурсы, в том числе запасы питьевой воды, пересмотреть статус Арктического региона и Северного морского пути. В данной связи усиливается фактор неопределенности, характеризующийся отсутствием среди государств единого понимания процессов мирового развития, углублением кризиса мировой экономики и финансовых систем. Негативное влияние на национальную безопасность Российской Федерации по-прежнему оказывают стратегические ядерные вооружения и средства их доставки, а также возможность распространения оружия массового поражения и технологий его производства.
В этих условиях место и роль России в формирующейся системе мироустройства во многом будут определяться своевременностью и адекватностью реагирования на все вызовы, опасности и угрозы. Превентивные или ответные меры еще на докризисном этапе должны сочетать в себе военный, политический, экономический, правовой и информационный инструменты влияния на характер межгосударственных отношений. Эти меры требуют консолидации усилий профильных министерств и ведомств, что обусловливает необходимость выработки единых подходов к данной проблематике и централизованного управления на государственном уровне.
Страны Запада, которые рассматривают присоединение Крыма к России как вызов своим национальным интересам, спекулируют на ситуации вокруг Украины, тем самым стремятся сформировать коалицию с целью расширения и удержания проамериканского глобального доминирования. В этой связи нельзя исключать попыток Вашингтона реализовать «украинский сценарий» в других государствах: членов ОДКБ и ШОС, Венесуэле, Никарагуа, Кубе и других. События последнего времени в Белоруссии являются наглядным тому подтверждением.
25 декабря 2014 года Президентом РФ утверждена новая редакция Военной доктрины РФ, а 31 декабря 2015 года - новая Стратегия национальной безопасности РФ - концептуальные военно-политические документы для всех структур, участвующих в обеспечении национальной безопасности [2]. Сущность военной безопасности Военная доктрина РФ определяет как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять [1]. Оба документа подтвердили ключевое место военной безопасности в системе национальной безопасности РФ и определили роль и место каждого компонента военной организации России и других структур государства в обеспечении национальной (военной) безопасности. Приняты основополагающие законы «Об обороне» и «О безопасности», позволяющие регулировать правоотношения по общим вопросам строительства и развития ВС, других войск, воинских формирований и органов, вопросам воинской обязанности и военной службы, социальной защиты военнослужащих. В то же время нормативная правовая база военной организации государства пока не представляет собой единой целостной системы, которая бы позволила в законодательном порядке регулировать все указанные вопросы в интересах обеспечения военной безопасности государства [3].
Так, у нас до сих пор нет Федеральных законов «О национальной безопасности Российской Федерации», «О военном строительстве», «О Вооруженных Силах», «О военной организации государства», «Об оперативном оборудовании территории РФ в интересах обороны», «О территориальной обороне» и ряда других законодательных актов. А в Законе «О безопасности» нет ни слова о военной организации государства.
Военная опасность для России существует не только на Западе, но и на Востоке, равно как и на южных границах страны. Продолжается наращивание возможностей системы ПРО США в Европе, ее ударные элементы развертываются в Японии. Подобные действия ведут к возрастанию конфликтного потенциала по периметру границ России, создают дополнительные риски, что, естественно, вызывает ответную реакцию.
Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических, сырьевых периодов, который характеризуется ростом нестабильности, ужесточением конкуренции между старыми и вновь возникающими центрами силы.
В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации, как основа военной организации страны, сохраняют высокую боевую и мобилизационную готовность к решению задач обороны государства и являются гарантом обеспечения военной безопасности страны и ее союзников [4].
В данной связи назрела необходимость развития теории системы управления (СУ) и формирования новой парадигмы стратегического управления военной организацией страны. Следует перейти к созданию единой интегрированной межведомственной системы управления на основе современных информационных и других технологий, основой которой может стать СУ ВС. Такой подход к построению СУ ВОГ на единых технических средствах и программном обеспечении позволит достичь согласованных действий всех элементов системы, значительную экономию финансовых ресурсов, надежного и оперативного решения задач обороны страны.
Главная цель создания единой межведомственной автоматизированной системы управления военной организацией РФ - кардинальное повышение качества и эффективности управления межведомственными группировками войск (сил) в интересах обеспечения безопасности и обороны государства. Важным шагом на пути создания системы стратегического руководства и управления военной организацией страны стало создание органа оперативного управления военной организацией государства под руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - Национального центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ).
Опыт присоединения Крыма и Севастополя, проведения специальной операции в Сирии свидетельствует о положительных результатах функционирования НЦУО РФ. Представляется, что следует на законодательном уровне повысить его статус и полномочия как структуры, действующей в интересах безопасности и обороны государства.
Таким образом, создание единой межведомственной системы стратегического управления военной организацией Российской Федерации, другими министерствами и органами существенно повысит оборонный потенциал государства и обеспечит новое качество и эффективность управления межведомственными (межвидовыми) группировками войск (сил) на стратегических (операционных) направлениях.
Заключение. Каждое государство имеет свои интересы, которые являются главными для всего общества, его социальных слоев, для всех людей, какой бы национальности они ни были, какого бы вероисповедания ни придерживались. Такие интересы называются национальными.
Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое прогрессивное развитие общества.
Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как обеспеченность и устойчивое состояние защищенности личности, общества и государства от военных угроз. Обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства и в случае необходимости, может быть достигнуто исполнением всей совокупности имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов.
Список использованных источников.
1. Баранов Н.А. Политические основы национальной безопасности России // Политика и безопасность. Аналитический и научно-практический журнал. – СПб., 2010. – № 2. – С. 93-99.
2. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета от 25.12.2014 г.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета от 31.12.2015 г.
4. Толшмяков В.И., Орлова Т.В. Военно-политические аспекты обеспечения военной безопасности Российской Федерации // Военная мысль (Военно-теоретический журнал МО РФ). – 2020. – № 11. – С. 33-40.