Религия, национальное самосознание и гражданские ценности России - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Религия, национальное самосознание и гражданские ценности России

Нагибин З.С. 1, Хабибулин Р.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Философия в современном мире занимает особое место и, несомненно, является одним из важнейших духовных, теоретических инструментов управления общественным развитием. Функции философии заключаются в сознательном управлении развитием общества. Философия отвечает за религию, формирование национального самосознания, гражданские ценности и многое другое. Именно поэтому среди различных сфер духовной жизни человека отдельно выделяются эти сферы: религия, национальное самосознание и гражданские ценности, которые существуют испокон веков, они сопровождают человека, ищут ответы на вечные вопросы бытия и сосуществования, места человека в мире и о самом мире, а также на многие другие вопросы, на которые все еще не существует однозначных и неоспоримых ответов [1]. Философия - это, прежде всего методология мышления. Общество - это люди, а общественные законы - это законы деятельности людей. Общество постоянно развивается. Поэтому наряду с изучением того, как функционирует социальная структура, необходимо рассматривать процесс, протекающий во времени, понимать, что данное состояние обусловлено предшествующим. Человек должен осознавать свою ответственность за окружающий мир, должен гармонировать свои отношения с природой, он должен понять, что цивилизация выступает как органическое единство природы и общества. Религия, социальное развитие и диалог культур должны стать доминантой современного человека. Это вечная задача философии. Поддержка, которую человек находит в философии, в великих духовных традициях делает его умным. Но некоторых людей философия делает не только мудрыми, но и счастливыми. Эти проблемы заслуживают всестороннего изучения на основе их общезначимости. Поэтому данная работа посвящена формированию и основным компонентам этих сфер.

Религия. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Религия осуществима лишь через направленность сознания на Бога.

Религия является мировоззрением и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом.

Религиозное мышление стало первой формой осмысления человеком мира и возникло около 40–50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.

В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в ее истории еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отражении окружающего мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Древнегреческие боги, наделенные человеческими качествами, многократно увеличенными и возвышенными, не только символизировали собой силу и мощь, великодушие и жестокость – через эти образы древние греки могли лучше понять свои человеческие возможности, осмыслить собственные намерения и поступки, объективно оценить свои силы.

В первобытных обществах религия по своему характеру являлась родоплеменной, а в дальнейшем стала национально-государственной и политеистической. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них становятся мировыми. Первой по времени появления мировой религией является буддизм (VI–V вв. до н. э.), второй – христианство (I в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.

Религия - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и дальнейшего существования. Наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека. Религия - это общественное сознание отражения реальных сторон общественного бытия.

Религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, область духовного производства. По отношению к обществу религия предстает сложное образование, в котором осуществляется деятельность. Так складывается сложная структура.

Религия выполняет определенные функции:

1. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Придание смысла бытию человека предоставляет возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия, поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.п.

2. Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе.

3. Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.

4. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Верующий должен стремиться подражать в жизни примерам подвижников и персонажам преданий.

5. Интегративная функция реализуется в пределах общины или конфессии единомышленников. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, то религия выполняет дезинтегрирующую функцию [8].

Религиозное сознание имеет два уровня - обыденное и концептуальное. Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются непосредственными отражениями условия бытия людей. На этом уровне доминирующую роль играют эмоции - чувства и наслаждения, сознание обличено в наглядно образные формы. Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные: к первым можно отнести традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения (молитвенное, покаянное).

Концептуальный уровень - это специально разрабатываемая область понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций. В ее состав входит: учение о боге, как ядро любой религии; религиозно - этические, эстетические, правовые и прочие концепции; религиозная философия. Интегрирует все это богословие теология.

Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера религиозна. Вера это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении. Уверенность в истинности идеи, при условии дефицита точной информации достижимости поставленной цели. В ней содержится ожидание осуществления желаемого.

С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование сверхъестественного включает веру в общение с ним, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации с помощью звучащей или внутренней речи.

Религиозная деятельность может быть культовая и внекультовая.

Центр любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. В развитых монотеистических религиях (т.е. религиях, признающих одного верховного всемогущего Бога) существует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое богословие позволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ. Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественных качеств, ибо они разительно отличаются от человеческих.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог.

Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В то же время Бог, создавая людей, наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом: он переманивает на свою сторону заблудшие души. Таким образом, в христианской картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он - заведомый победитель. Он вечен и все ему подвластно.

Разнятся в религиозных картинах мира и представления о времени. Мифологическое время выступает как циклическое, история не имеет направленности. Но когда из первозданного Хаоса появился Космос, мир стал жить космическими природными циклами, связанными с земледельческими работами.

Мифологическое время всякой религии - это торжественный праздничный обряд - это символическое воспроизведение священного события, расположенного в мифологическом времени. Если мы празднуем Рождество Христово, то символически рождение Христа происходит снова и снова, а верующий выступает в этом случае как лицо, лично причастное к великому и прекрасному событию [6].

Для христианства мировое время оказывается выстроенным линейно. История - это путь, который имеет свое начало, череду важных промежуточных этапов-событий и венчается концом.

Христианство, как никакая другая религия рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Дело в том, что человек создан по образу и подобию божьему. Человек грешен… Но всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Одни обретут вечное блаженство, другие - вечные муки. Поэтому тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, вести праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыни. Таковы религиозные картины мира, тесно связанные с религиозным мировоззрением.

Религия стоит в ряду главных философских дисциплин, являя собой особый тип философствования.

Национальное самосознание. Одним из существенных признаков нации как начала гражданского выступает национальное самосознание. Национальным самосознанием во многом определяется статус нации, как субъекта истории, в силу интегративного (духовно-эмоционального, интеллектуального) концентрата «духа народа». Исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности [5].

Проблема национального самосознания стала актуальной в философии последние 40 лет. Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положение в системе общественных отношений, это совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей, как целое, и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Понятие «национальное самосознание» состоит из двух слов. Рассмотрим первое из них. Чтобы верно построить концепцию национального самосознания, необходимо определиться с понятием «нация». Человек самый сложный организм в природе, который имеет определенные биологические потребности, функции, инстинкты и другие формы психики. Однако человек еще и существо социальное. Он обладает умом, целеустремленностью, способен к продуктивной деятельности. Формирование и становление человека происходит только в сообществе себе подобных людей. Потребность человека в выживании, самоопределении, стремлении найти свое место в многочисленном человеческом коллективе привели к складыванию так называемой структуры групповой иерархии. Человеческие группы выделяют как на основе биологических факторов (расы, популяции), так и на основе социальных (классы, профессиональные группы, товарищества по интересам, этнические группы и т.д.). Для выделения отдельных групп необходимы объективные причины, которые приводят к формированию общественного противопоставления «мы — они», что характерно также и для отношений этнического (национального) характера.

Отличительная особенность нации в том, что она воображается как ограниченная и суверенная. Нет нации воображающей себя равной с человечеством в целом. Следующее понятие, которое следует рассмотреть – это «самосознание».

Самосознание – это ясное понимание своей сущности, своих отличительных черт, своей роли в жизни, обществе. Различают виды самосознания: возрастное, религиозное, профессиональное, классовое, национальное, а также его уровни: индивидуальное, общественное, коллективное, научное, бытовое. Нас интересует национальное самосознание. Самосознание означает способность «Я» сознавать самого себя как индивидуальность и как члена определенной общности. Иначе говоря, самосознание есть способность индивида идентифицировать себя с самим собой и с определенной общностью. Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самой собой и общностью. Национальное самосознание заключается в формировании представлений, образов, знаний только о своей общности. Национальное самосознание проявляется как на уровне индивида, так и на уровне нации. Субъектом национального самосознания является личность и национальная общность. В национальном самосознании большую роль играет эмоциональный фактор. Важнейшей закономерностью развития национального самосознания является его детерминированность социально-экономическими и историческими условиями жизнедеятельности нации. Рост национального самосознания происходит противоречиво, порой болезненно, что связано с его собственной противоречивой природой. Важной стороной в развитии национальною самосознания является соотношение в нем национального и общечеловеческого, национальных и общечеловеческих ценностей. Существует специфика формирования национального самосознания, связанная с численностью национальных общностей, т. е. больших и малых наций. Национальные чувства, а также национальное самосознание малых народов особенно обострены. И этот фактор необходимо самым серьезным образом учитывать при проведении национальной политики. Процесс формирования национального самосознания связан с развитием национальных языков. Язык является важнейшим элементом национальной культуры. Развитие национального языка выступает в качестве предпосылки развития национального самосознания [4]. Национальное самосознание — ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни. Национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, которое выражает степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами-членами национальной общности.

Национальное самосознание выполняет несколько функций.

1. Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности. Заключается в выполнении самосохранения, подчинения деятельности достижению определенной цели, механизма регуляции жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении воли нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению.

2. Познавательная функция национального самосознания выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других национальных общностей. Познавательная функция национального самосознания проявляется в отношении индивида, группы, всей нации к национальной истории, языку, системе ценностей, сложившихся в течение жизни многих поколений. Также она заключается в осознании «мы», своей реальности, отсюда начинается процесс интенсификации познавательной активности самосознания.

3. Эмоционально - ценностная - в складывании системы оценочной информации о культурных традициях, их развитии.

4. Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек.

Национальное самосознание влияет на характер и специфику выполняемой деятельности, на поступки и поведение представителей определенной этнической общности [7].

Национальное самосознание состоит из национальной самоидентификации, т.е. осознания представителями социально-этнической общности своей национальной принадлежности; представлениий об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках; самовосприятия и самоотношения; национальных чувств и настроений; национальных стереотипов.

Национальное самосознание включает в себя также различные эмоциональные реагирования на то или иное внешнее явление или событие. Многосторонность культуры и политики являются основой национального самосознания. Каждый представитель нации осознает себя как ее часть (самоидентификация), с момента рождения становится носителем национальной культуры. Для каждого человека это сознание является основой для включения в систему политических и общественных связей, для социализации.

Национальное самосознание - один из основных компонентов социализации в условиях многонационального региона. Процесс формирования национального самосознания как отдельного индивида, так и национального сознания представителей различных национальностей в целом, включает следующие этапы:

1) национальную самоидентификацию (осознание индивидом своей национальной принадлежности);

2) развитие национального и интернационального компонентов:

а) формирование патриотического сознания индивида - осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентации, развитие патриотизма на основе национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов;

б) формирование отношения к представителям других национальностей на основе повседневного опыта, сложившихся национальных стереотипов, системы воспитания (под воздействием окружающей среды: семьи, родственников, сверстников, представителей своей национальности; воспитательное воздействие государственных институтов: детских дошкольных заведений, школ, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой коммуникации), цель действия которой - формирование культуры межнационального общения;

3) формирование политической культуры, в т.ч. и в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий, убеждений и подготовку к реализации этих убеждений в гражданской деятельности.

Национальное самосознание формируется под влиянием ряда факторов (этническая среда, этнокультурные традиции, этносоциальная ситуация, миграции населения, активные межэтнические контакты, государство и его институты, система образования, СМИ, учреждения культуры, семья и т.д.), а также особых коллективных представлений этноса. Наиболее существенно на уровень осознания идеалов и интересов нации влияют этнические приоритеты. Они обусловлены коллективной идентичностью на базе общности «крови и почвы», т.е. представлениями о едином этнониме (самоназвании народа), общем происхождении членов этноса, его едином историческом прошлом, этнической территории, а также некритическим отношением к сложившимся традициям, идеалам, ценностям. На формирование национального самосознания влияют также религиозные воззрения этноса, являющиеся одним из значительнейших факторов менталитета народа и связанные с его мировосприятием в контексте мировой цивилизации. Определенное воздействие на формирование самосознания народа оказывают социальные идеи, складывающиеся в процессе экономического развития государства, его институтов и коммуникаций, культурной жизни, а также политические чувства и представления, отражающие восприятие людей реальных властно-распределительных отношений в их собственной стране и в мире в целом. Эти факторы представляют собой компоненты национального самосознания, значение которых зависит от конкретных условий и особенностей развития определенного этноса. С одной стороны, эти компоненты способны сформировать позитивную идентичность этноса, развить высокие чувства патриотизма, долга, любви к родной земле, благоприятствовать росту межгруппового уважения и взаимной ответственности людей. С другой — эти структурные составляющие национального самосознания могут разжечь вражду и ненависть между народами, распространить недоброжелательность к представителям других этносов, расистские и фашистские настроения, придать национальному движению деструктивный для общества характер.

Генезис национального самосознания представляет собой длительный исторический процесс, многоуровневый и весьма неравномерный по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, появление зачатков национального самосознания происходило на обыденном этнопсихологическом уровне. Оно было связано с действием социально-психологических механизмов развития человеческого сознания в целом, с формированием и укоренением в психике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они».

Основу антитезы «мы» — «они» обычно составляют один или несколько наиболее ярко выраженных внешних признаков, характерных для «них» в отличие от «нас». Это может быть физический облик (иная внешность, черты лица и т. п.) или социокультурные признаки (иной язык, обычаи, традиции и т.п.). Могут быть религиозные верования (иные идолы, боги, религия) или социально-экономический уклад (иной способ общественного производства и способ жизни, кочевой или оседлый, земледельческий или скотоводческий и т.п.). Такими признаками могут становиться и политическое устройство (иные способы устройства власти и управления) или идеологическая доктрина (иные системы ценностей), и т.д. Фиксация одного или нескольких таких признаков сопровождается их наделением негативной оценкой («они» всегда «плохие» по определению, поскольку отличаются от «нас», по тому же определению, безусловно «хороших»). Свойственные «им» качества оцениваются аналогично. Их внешность, обычаи, традиции, способ жизни и т. д., как правило, «неправильные». В отношении языка они «немые», т.е. «не мы», «немцы» — поскольку не говорят по-нашему. В отношении богов и религии они — «неверные», в отличие от «нас», всегда либо «правоверных», либо «православных», и т.д. «Им» приписываются все возможные негативные, «нам» же — все возможные позитивные качества. На этом всегда базировалось и до сих пор держится национальное самосознание. Эти механизмы функционируют практически во всех националистических и расистских идейно-политических концепциях. В действии антитезы «мы» и «они» проявляется влияние естественного психологического механизма, посредством которого человек осознает свою национально-этническую (а первоначально родовую, клановую и племенную), а затем и иные, уже сугубо социальные принадлежности. С ее помощью он идентифицирует себя со своей группой, разделяя ее ценности и отождествляя себя со всем положительным, «эталонным», свойственным именно своей группе. Противопоставление собственной общности иным группам всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий, их осмыслению и созданию на этой основе самых разных (от экономических — к духовным, идеологическим и политическим) способов укрепления своей общности. Причем противостоять можно не только аналогичным, национально-этническим, но и иным социальным группам.

В философии национальное самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. Единство национального самосознания является условием всякого единства в мире. Национальное самосознание лежит в основании всякого сознания единство субъекта [3].

Понятие национальное самосознание является сложным и многоплановым. Национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, знаний, оценок, идеалов, которые отражающих специфическое содержание и особенности представлений членов национальной общности о прошлом, настоящем и будущем своей нации, о ее месте и назначения среди других сообществ. Национальное самосознание отражает степень усвоения элементов общенационального сознания отдельными представителями нации.

Гражданские ценности России. Гражданские ценности это принципы поведения, основанные на личных отношениях в обществе, которые служат поддержанию общественного порядка.

В целом слова о нравственных ценностях раскрывают перед нами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев. Гражданские ценности рассматривают социальную модель нравственного поведения культурного человека, основанную на историко-культурном опыте жизни людей. Мир доброй воли является неотъемлемой частью добродетели и тех основ, которые предстают перед нами, выстраивая те принципы, которые становятся правилами жизни, оберегающими спокойствие и сулящие каждому из нас благополучие и успех. Общество нуждается в социальной активности каждого человека, в нашей доброй воле, нравственном самосознании и готовности встать на его поддержку и защиту.

Важное место в философском осмыслении социальной действительности занимает представление о гражданских ценностях. «Ценность» как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века [9]. Надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних гражданских ценностей. Мир гражданских ценностей является «самым действительным из всего на свете».

Современные российские исследования теории ценностей предваряют трактовку ценностей, определяют само понятие «ценность» [2].

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членам. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента: 1) содержание - действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) характер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает; 3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевозможные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми человек сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлениях о ценностях. Ценность-это понятие, обозначающее, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его качественных характеристик (предметные ценности); нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания). К предметным ценностям относят естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия).

Существуют и отрицательные значимости, к которым относятся зло, болезнь, инвалидность или смерть. Не всякая значимость есть ценность. Ценность- это положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии - это отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему. Для индивида ценно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию. Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной, высшей ценностью является человек.

Гражданская ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Ценности бывают: по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные ценности: по субъекту - субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные. Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций - это отношение личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных какой-либо социальной группе, называют социальным характером [10].

У человека, как и у коллектива, общества, имеется много ценностных ориентаций, одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности - идеалы (идеалы личностные, социально-групповые, идеал лидера, идеал доброты, красоты, справедливости и т.п.). Идеал - это образец, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения, собственной оценки и рекомендаций к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка организует практическую деятельность.

Оценки одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп и наций, государств бывают различными.

Переоценка основывается на действии в целом объективных факторов. Если говорить о развитии научного познания, то изменение оценок тех или иных концепций, особенно если их авторитет навязывался силой власть имущих, является вполне закономерным и обоснованным.

Во второй половине XX столетия происходит глубокая переоценка ценностей. На смену традиционному обществу приходит компьютерная цивилизация, индустриальное общество сменяется постиндустриальным, модернизм - постмодернизмом. Основы цивилизации потрясает экологический кризис. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о средствах решения национальных и межгосударственных конфликтов и т.п.

Большая ломка в представлениях о ценностях идет в нашей стране- от государственного устройства до структуры образования и здравоохранения, от осознания, есть ли у нас рыночная экономика, до выбора - хорош или плох метод забастовок в борьбе за существование, от размышлений о российском менталитете до сверхактивной рекламы жевательных резинок. Но главное состоит в том, какие ценности победят в будущем.

Таким образом, к гражданским ценностям можно отнести: патриотизм, гражданственность, активную жизненную позицию, нравственность, творчество, достоинство, честь, совесть, закон и много другое.

Перед человечеством сегодня открыты богатые и разнообразные возможности дальнейшего развития. Но какое будущее оно выберет, будет зависеть от ценностей, которые определят процесс принятия им решений.

Заключение. Последние тысячу лет русский менталитет формировался под мощнейшим влиянием религиозной философии.

Национальное самосознание формировалось под влиянием разных идеологий. Утрата целостности личности и культуры - наиболее полная и глубокая причина кризиса российского общества. Формирование национального самосознания и сохранение народа – это основанная задача в настоящее время. Русский человек осознает свой общественный статус и свои истинные потребности. В настоящий период главная опасность для русской культуры находится внутри российского общества.

Наиболее значимыми ценностями являются: жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков человека, содержание различных форм морального сознания - норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственные характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов, общественных движений и тому подобных социальных сегментов. Среди социологического рассмотрения ценностей важное место принадлежит также религиозным ценностям. Вера в Бога, стремление к абсолюту, дисциплина как добропорядочность, высокие духовные качества, культивируемые религиями настолько социологически значимы, что эти положения не оспариваются ни одним социологическим учением.

Рассмотренные идеи и ценности выступают в качестве ориентиров в формировании государственной идеологии России, которая становится неотъемлемым звеном постиндустриального общества.

Список использованных источников.

1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. Изд. 3-е, с исправлениями и дополнениями. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 664 с.

2. Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 318 с.

3. Вундт В. Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. – М. «ЧеРо», «Добросвет», 2001. – 256 с.

4. Касьянова К. О русском национальном характере. – М.: Институт национальной модели экономики, 1994. – 267 с.

5. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, 1995. – 576 с.

6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 519 с.

7. Несмеянов Е.Е. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону., 1997. – 448 с.

8. Философия / Под ред. Кохановского В.П. Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 576 с.

9. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

10. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 576 с.

Просмотров работы: 368