Военно-политическое сотрудничество государств на постсоветском пространстве (в формате ОДКБ) - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Военно-политическое сотрудничество государств на постсоветском пространстве (в формате ОДКБ)

Досалиев А.Б. 1, Абдулмуталинова Т.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте, между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном. В дальнейшем к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Заключение данного Договора было обусловлено стремлением государств совместными усилиями обеспечить территориальную безопасность и целостность бывших советских республик, воссоздать единое для них оборонное пространство.

Поэтому на первом этапе выдвигалась задача обеспечения взаимопомощи в случае вооруженной агрессии против любого из участников Договора. Эта идея получила конкретное закрепление в ст. 4, которая гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств – участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» [2].

Договор о коллективной безопасности, планировавшийся как механизм военного сотрудничества в масштабе всего СНГ, долгое время не получал практической реализации и как бы дрейфовал в русле происходивших в СНГ процессов, действуя, по существу, в рамках уставных органов Содружества.

Перелом наступил в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с обострением ситуации вокруг Киргизии, а также возникновением прямой угрозы со стороны афганских талибов в отношении Таджикистана, что потребовало задействовать механизм военной и иной помощи этим государствам в соответствии с положениями Договора.

Именно в этот период было принято кардинальное решение об адаптации ДКБ к меняющейся геополитической ситуации. Договор вышел на приоритетное направление противодействия современным вызовам и угрозам. Во исполнение Договора о коллективной безопасности главы государств СНГ 7 октября 2002 года приняли Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности.

Одним из важнейших этапов в этом процессе стало создание в 2003 г. на базе Договора международной региональной структуры – «Организации Договора о коллективной безопасности» (ОДКБ)со своим Уставом (в декабре 2003 г. он был зарегистрирован в Секретариате ООН, а Организация получила статус наблюдателя в Генассамблее ООН) [4].

В итоге за время своего существования ОДКБ превратилась в многофункциональную интеграционную структуру безопасности.

С окончательным оформлением ОДКБ в качестве полноправной международной региональной организации были созданы необходимые условия для успешного встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений. Занимая свою нишу в мировом сообществе, ОДКБ активно развивает рабочие контакты и взаимодействие с другими международными организациями, занятыми в сфере безопасности. На сегодняшний день можно уверенно говорить об устойчивых связях со структурами ООН, включая Секретариат ООН и Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности. Организация участвует в проводимых под эгидой Генерального секретаря ООН встречах высокого уровня по координации усилий ООН и региональных организаций и в деятельности вновь созданного для целей такой координации Постоянного комитета ООН.

В соответствии с принятым в 2004 г. решением ОДКБ выступила с предложением о налаживании диалога с НАТО. Значительно активизировались рабочие контакты и взаимодействие между ОДКБ и ОБСЕ.

Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам.

При полном учете геополитических реалий, в которых действует Организация, необходимый акцент делается на дальнейшем укреплении военно-политического взаимодействия, прежде всего в плане мониторинга военно-политической и криминогенной обстановки в регионе и мире, своевременного выявления и предотвращения политическими средствами кризисных и конфликтных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ. В этих целях создан цельный механизм внешнеполитической координации (руководящие, исполнительные и координирующие органы), включающий систему обмена информацией, межгосударственные консультации на различных уровнях, выработку коллективных позиций, взаимодействие в международных организациях.

Организация также сориентирована на противодействие коллективными усилиями терроризму и наркоугрозе, на борьбу с проявлениями экстремизма и ксенофобии.

Работе по вызовам и угрозам все больше подчиняется и взаимодействие в военной сфере.

В соответствии с Уставом ОДКБ органами Организации являются:

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший орган Организации, в состав которого входят главы государств – членов. Совет на ежегодных сессиях рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами – членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности [4].

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации, который представляет собой постоянно действующий рабочий орган ОДКБ для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. В его составе функционируют управления политического и военного сотрудничества, управление противодействия вызовам и угрозам, другие структурные подразделения.

Главной военной составляющей системы коллективной безопасности являются коалиционные группировки войск в регионах, предназначенные для сдерживания или отражения агрессии против государств-членов, а также для проведения других операций в интересах обеспечения безопасности государств-членов от внешних угроз.

В августе 2001 г. сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) численностью до 4 тыс. человек. С октября 2003 г. в составе КСБР начала функционировать российская авиабаза с местом дислокации г. Кант (Кыргызстан) [1, с. 13].

Завершено создание Объединенного штаба ОДКБ. Начало его деятельности с 1 января 2004г. позволило организовать более качественную работу по дальнейшему развитию военного сотрудничества.

Новым вектором в работе ОДКБ стало парламентское измерение. Созданная в ноябре 2006 г. Парламентская ассамблея ОДКБ позволила систематизировать и активизировать работу по гармонизации и унификации национальных антитеррористических законодательств государств – членов Организации.

Геополитическая ситуация, в которой действует Организация Договора о коллективной безопасности, по-прежнему вызывает озабоченность, прежде всего, в связи с нестабильностью в регионе, с явно предкризисной или кризисной динамикой обстановки.

При выработке единых для государств – членов Организации подходов к проблеме международного терроризма в полной мере учитываются международно-правовые документы (декларации, конвенции, резолюции), принятые мировым сообществом.

Одним из существенных актов, положенных в основу деятельности ОДКБ по антитеррору, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая в сентябре 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Применительно к Стратегии деятельность ОДКБ направлена на дальнейшую синхронизацию своих действий с усилиями международного сообщества в борьбе с терроризмом, что нашло отражение в принятой в 14.10.2016 г. «Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года» [3].

Крайне важным для Организации представляется правовой аспект борьбы с терроризмом и экстремизмом. Правовую основу деятельности ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом составляют уставные документы Организации и решения ОДКБ по данной проблеме, конвенции и другие многосторонние акты ООН, ШОС, Совета Европы и СНГ, национальное законодательство государств – членов ОДКБ.

Во всех государствах – членах ОДКБ приняты специальные законы по борьбе с терроризмом, а также установлена уголовная и административная ответственность за деяния террористической и экстремистской направленности.

В последние годы сделан акцент на совершенствовании правовых основ противодействия финансированию терроризма, антитеррористической пропаганде, мерах по обеспечению неотвратимости наказания, как самих террористов, так и их спонсоров.

В рамках ОДКБ налажен обмен информацией об организациях, признанных террористическими на территории каждого из государств-членов, а также соответствующими судебными решениями.

В соответствии с содержащейся в Глобальной контртеррористической стратегии ООН рекомендацией укреплять механизмы по борьбе с терроризмом Организация провела работу по созданию Антитеррористического комитета ОДКБ, в который вошли руководители органов внутренних дел (полиции), органов безопасности, разведывательных и пограничных служб. Эта структура позволила эффективнее координировать действия в вопросах борьбы с терроризмом таких разнопрофильных ведомств государств – членов ОДКБ, как органы безопасности, правоохранительные органы, пограничные ведомства и др.

Другое важное направление – реализация комплекса мер по укреплению контртеррористического и антинаркотического потенциалов государств-членов, оснащению их сил для борьбы с терроризмом и наркотрафиком спецтехникой и спецсредствами, обучению кадрового состава. Организация наращивает усилия и в сфере обеспечения информационной безопасности от террористических угроз.

Среди конкретных мер по координации контртеррористических усилий в рамках ОДКБ стало создание Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. В апреле 2017 г. начал свое существование Центр кризисного реагирования [2].

ОДКБ осуществляет контртеррористическую деятельность. С июня 2005 г. в ОДКБ началась разработка собственных списков террористических и экстремистских организаций, куда было включено более 20 таких объединений. Ежегодно проводятся учения, где отрабатываются действия по борьбе с террористами. Только за последние годы было проведено внушительное количество совместных тактических и тактико-специальных учений на территории стран ОДКБ – на полигонах Республики Таджикистан, Республики Беларусь, Киргизии, Казахстана, Армении и РФ: специальные учения сил и средств разведки вооруженных сил государств-членов ОДКБ «Поиск – 2016-2017-2018-2019», командно-штабные учения с воинскими контингентами КСОР ОДКБ «Взаимодействие – 2012-2013-2014-2015-2016-2017-2018-2019», в рамках подготовки Миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство – 2015-2016-2017-2018-2019», учения с Коллективными силами быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона «Рубеж» – ежегодно с 2001г., со всеми силовыми составляющими Коллективных сил по единому замыслу и под единой системой управления «Боевое братство – 2017-2018». Все эти учения объединяет, прежде всего, их антитеррористическая направленность [2].

Отметим, что только за 2019 год было проведено шесть тактических и тактико-специальных учений: «Взаимодействие-2019» с КСОР ОДКБ, «Нерушимое братство-2019» с Миротворческими силами ОДКБ, «Поиск» с силами и средствами разведывательных подразделений, «Гром-2019» со спецподразделениями антинаркотических служб, «Воздушный мост-2019» с Коллективными авиационными с ОДКБ и «Эшелон» с подразделениями МТО. Все учения проводились в рамках оперативно-стратегического учения «Боевое братство» на территории Белоруссии, России, Таджикистана. Учения «Рубеж-2019» были перенесены с 2018г. Кроме того, в 2018г. был подготовлен план комплексных оперативно-профилактических мероприятий «Наемник» по перекрытию каналов вербовки, въезда-выезда граждан из стран ОДКБ для участия в деятельности международной террористической организации [2].

ОДКБ также взаимодействует с институтами гражданского общества и СМИ. В этой связи у Организации имеется определенный позитивный опыт. Так, под эгидой ОДКБ и по инициативе представителей гражданского общества в 2004 г. была создана постоянно действующая общественная организация под названием «Международный антитеррористический медиафорум», учредителями которой выступили информационные агентства, общественные и журналистские объединения, видные общественные и политические деятели. В его работе участвовали представители Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, других международных организаций.

Достигнутые за время существования результаты деятельности ОДКБ доказали ее эффективность и жизнеспособность. В настоящее время представляется актуальной и политически востребованной задача дальнейшего совершенствования военно-политических механизмов сотрудничества государств-членов в сфере обеспечения их национальной и коллективной безопасности. Реализации этой цели служит идущий сейчас процесс трансформации ОДКБ в универсальную международную структуру безопасности, способную адекватно реагировать по всему спектру современных вызовов и угроз.

Список использованных источников.

1. Бордюжа, Н. ОДКБ и современный нестабильный мир [Текст] / Н. Бордюжа // Международная жизнь. – 2017. – № 5.

2. Организация Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://odkb-csto.org, свободный.

3. Стратегия политической безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года от 14.10.2016 [Текст].

4. Устав ОДКБ. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ [Текст] // Содружество. – Минск, 1992. – № 5. С. 170-172.

Просмотров работы: 367