В современных условиях роль системы гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе военно-профессиональной подготовки, а, следовательно, и в процессе формирования высокого уровня морально-политического, морально-психологического состояния и воинской дисциплины курсантов значительно возрастает.
Для военных вузов это положение особенно актуально, что обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, социальные изменения в обществе породили целый комплекс проблем: экономических, социальных, политических, духовных и ряд иных повлиявших на состояние военной организации, что потребовало осмысления ситуации со стороны всех общественных наук.
Во-вторых, усложнились и стали более многообразными задачи военного строительства, что требует более широкого теоретического кругозора офицерских кадров.
В-третьих, возрастает роль военно-политической работы и морально-психологического обеспечения в ходе ведения боевых действий и подготовки к ним [5].
В-четвертых, офицер – это не только специалист в определенной области военного дела, командир, призванный управлять воинским подразделением, но и педагог, психолог, призванный обучать и воспитывать подчиненных, решать социально-психологические задачи.
Кроме того, особо остро стоит вопрос о готовности офицерских кадров достойно исполнять свой воинский долг, их убежденности в значимости профессии защитника Отечества.
Традиционно принято считать, что гуманитарные и социально-экономические науки выполняют по отношению к любой военно-специальной области две основные функции – мировоззренческую и методологическую.
Под первой понимается их определяющее влияние на мировоззрение военных кадров, формирование которого происходит на прочном фундаменте цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов. Как отмечалось ранее, именно мировоззрение воина является определяющим в его отношении к воинской дисциплине и лежит в основе его дисциплинированности.
Методологическая функция гуманитарных и социально-экономических наук состоит в том, что они вооружают военные кадры общими принципами, научным методом подхода к изучению процессов и явлений общества, военного дела, современной войны, вопросов боевой и военно-политической подготовки личного состава Вооруженных Сил.
Мировоззренческая и методологическая функции гуманитарных и социально-экономических наук выступают в органическом единстве. Это выражается в том, что они, с одной стороны, выступают как средство объяснения действительности и определения своего отношения к ней (мировоззренческий аспект). С другой стороны, они являются и инструментом получения новых знаний об окружающем мире, и способом применения теоретических положений в процессе познавательной и практической деятельности военнослужащего, например, в процессе формирования дисциплинированности личного состава подразделения (методологический аспект).
Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин при всей его специфичности не является чем-то совершенно исключительным в системе вузовского образования. Эффективность обучения и воспитания курсантов во многом зависит от того, насколько преподавание осуществляется в соответствии с достижениями современной науки, в том числе военно-теоретической мысли, базы передовых педагогических технологий.
Современные исследования показывают, что основными факторами, влияющими на формирование высокого уровня морально-политического и морально-психологического состояния, воинской дисциплины курсантов в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин являются:
- содержание преподаваемых учебных дисциплин;
- методика преподавания учебных дисциплин;
- научность преподавания;
- обеспечение военно-профессиональной направленности учебных дисциплин;
- соблюдение требований, вытекающих из общих закономерностей процесса обучения;
- преемственность и логическая последовательность в процессе изучения дисциплин;
- учет опыта изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин накопленного в военных вузах страны;
- проведение научных исследований, планирование и организация учебного процесса на их основе, вовлечение курсантов в научно-исследовательскую работу;
- связь преподавания с жизнью армии и флота, обобщение и внедрение передового опыта войск в учебный процесс и др.
Решающее значение в процессе формирования научного мировоззрения и, как следствие, высокого уровня морально-политического и морально-психологического состояния, воинской дисциплины курсантов приобретает субъективная сторона преподавания – деятельность преподавателей кафедры, которая раскрывается в методике преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
В настоящее время порядок изучения общественных наук в различных военно-учебных заведениях установлен руководящими документами Министра обороны. Согласно этим документам в высших военных вузах преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ с соответствующими дополнениями, учитывающими военный профиль. Установлена следующая последовательность прохождения учебных дисциплин: «Отечественная история», «Философия», «Культурология», «Политология. Социология», «Психология и педагогика», «Военно-политическая работа в Вооруженных Силах РФ».
Опыт показывает, что такой порядок изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин способствует усвоению цельной и стройной системы научных знаний о законах общественного развития, позволяет обучающимся наращивать и углублять знания в процессе учебы в вузе, дает возможность отражать в преподавании современное состояние развития той или иной науки.
Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые в психологии называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляют мотивацию личности.
Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений.
Под мотивацией в педагогической литературе понимается совокупность стойких мотивов, устойчиво определяющих содержание и характер деятельности личности специалиста. Единого определения мотива, как следует из анализа научных источников, в психолого-педагогической литературе не сложилось. Например, А.Н. Леонтьев рассматривает мотивы как «определенные» потребности, а А.В. Петровский – как побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением определенных потребностей. [4].
В военной психологии под мотивом понимается внутренняя сила, побуждающая человека к постановке цели и к действиям по достижению этой цели.
Мотивы учебной деятельности курсантов активно изучались В.В. Богуславским. Содержание подхода заключается в следующем:
1. Усвоение смыслового содержания мотивов. Курсантам как бы в готовом виде предъявляются значимые установки, интересы, идеалы, которые, выступая в виде побуждений через внутреннюю сознательно-волевую работу личности, превращаются во внутренне принятые.
2. Избирательная актуализация побуждений. Проводимые с курсантами мероприятия избирательно актуализируют необходимые социально-ценностные побуждения, которые при систематической активизации упрочиваются и трансформируются в устойчивые мотивы деятельности. Важно своевременно стимулировать действия курсантов, соответствующие этим побуждениям.
3. «Опредмечивание», конкретизация потребностей. Все большее осознание и принятие курсантами актуализируемых побуждений приводит к возникновению потребностных состояний, вызывающих поисковую активность личности. Проявление такой активности детерминирует постановку целей деятельности, что и свидетельствует о трансформации потребности в мотив [1].
Мотивам профессиональной подготовки свойственна определенная совокупность содержательных и динамических характеристик. Содержательные характеристики преимущественно связаны с внутренними особенностями профессиональной деятельности. Динамические характеристики прямо не связаны с особенностями профессиональной деятельности, а в большей мере зависят от личностных (в т.ч. психофизиологических) особенностей обучаемых.
Развитие мотивации курсантов к изучению дисциплин гуманитарного блока, дисциплины «Психология и педагогика», профессиональной деятельности правомерно рассматривать как изменение ее содержательных и динамических характеристик в процессе становления, упрочения, стабилизации побуждений и дальнейшего качественного их совершенствования.
Развитие мотивации приводит к той или иной степени ее сформированности у курсантов на различных этапах профессиональной подготовки. В соответствии с этим формирование мотивации рассматривается как целенаправленная деятельность руководящего и преподавательского составов вуза по оказанию систематических воздействий на побуждения обучаемых с целью придания им позитивной направленности и обеспечения их развития под влиянием формирующих факторов. Формирование и развитие мотивации является взаимосвязанным и непрерывным процессом.
Таков механизм формирования мотивации, знание которого позволяет осуществлять комплекс мер педагогического воздействия, направленных на сознание, чувства и волю курсантов и имеет целью актуализировать именно те побуждения и мотивы, которые обеспечивают их активную работу по профессиональной подготовке и овладению элементами профессионального мастерства.
Подготовка военных специалистов представляет собой сложный социальный, педагогический, политический и вместе с тем военно-педагогический процесс.
Процессы обучения и воспитания подчиняются определенным закономерностям, которые рассматриваются рядом гуманитарных наук, а поскольку речь идет о людях (отдельном человеке и коллективах) то, прежде всего, такими науками, как философия, социология, педагогика, психология и др.
Особое место в подготовке военных специалистов отводится психологии и педагогике.
Психология и педагогика как интегрированная учебная дисциплина реализуется в рамках базовой части основной профессиональной образовательной программы. «Психология и педагогика» утверждает у обучаемых гуманистические основы человекознания, оснащает их навыками самоконструирования и саморазвития, воспитывает уважительное отношение к миру человеческих отношений.
Как отмечает известный отечественный педагог, Павел Иванович Пидкасистый, учебная дисциплина «Психология и педагогика» представляет целостный процесс становления, развития личности и формирования специалиста-профессионала. Возможно, нет для человека важнее наук, чем психология и педагогика [7, с. 12].
Психологические и педагогические подходы к таким категориям, как человек, группа, социум, описывают общие для них параметры и помогают,
во-первых, видеть и понимать себя и других;
во-вторых, ощущать и принимать объективную взаимную потребность обеих указанных областей человековедения.
Психолого-педагогические знания имеют большое жизненное и общекультурное значение.
Знание своих актуальных и потенциальных возможностей, умение оценить собственные достоинства и недостатки, понять себя в значительной степени определяет то, в какой мере человек состоится как личность, профессионал, насколько будет в состоянии самостоятельно «выстраивать» профессиональную деятельность.
По оценке современных ученых в области практической психологии и педагогики, психолого-педагогические знания позволяют разбираться в людях, общаться, быть способными моментально сориентироваться в любой ситуации, всегда помочь себе и другим, быть устойчивыми к проблемам и стрессам, понимать перспективы личностного развития, уметь выполнять функции руководителя, формируют способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высоко конкурентной среде.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют специалистов, обладающих не только высокой квалификацией, но и психологической компетентностью, владеющих продуктивными психолого-педагогическими технологиями для решения практических задач.
Многоплановые вопросы профессиональной деятельности невозможно решать сегодня без учета индивидуальных особенностей человека, без знания психологии коллектива, умения педагогически грамотно взаимодействовать с людьми.
Формированию профессионально важных качеств специалиста и призвана способствовать дисциплина «Психология и педагогика». Ее цель – вооружить будущих специалистов знаниями закономерностей формирования и развития личности и коллектива, помочь в освоении методов эффективного совершенствования конкретного человека как индивида, личности, индивидуальности и субъекта деятельности, раскрыть сущность и основы организации педагогического процесса в различных условиях деятельности, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Одной из важных задач дисциплины является формирование у курсантов научного психолого-педагогического мировоззрения. По сути, это гуманистическое мировоззрение, основными принципами которого является признание: человекоцентризма; социального, национального, религиозного и других форм равенства всех людей; безусловной свободы человеческой личности, ограниченной лишь рамками общественной морали и законами; уникальности, неповторимости и индивидуальности каждого человека.
В процессе формирования сознания военного человека происходит перестройка психики курсанта: роль обучаемого, вчерашнего школьника меняется на роль руководителя и воспитателя других военнослужащих. В деле формирования психолого-педагогического мировоззрения у будущего офицера необходимо стремиться к преодолению курсантами прежних стереотипов, не отвечающих современным требованиям, новой должности или сфере профессиональной и военно-педагогической деятельности.
Психолого-педагогические знания дают возможность будущим офицерам-руководителям изучать подчиненных, выявлять индивидуальные возможности каждого из них и определять наиболее эффективные меры педагогического воздействия на личность воина и воинские коллективы.
Глубокие знания психологии и педагогики являются важнейшей предпосылкой эффективной военно-педагогической деятельности. Для успешной работы с людьми, помимо психолого-педагогических знаний, также необходимо владеть знаниями физиологии человека, политологии, права, этики и эстетики, ораторского искусства, но все они интегрируются в систему военно-педагогических знаний.
Особое место в содержании педагогических знаний офицера занимает совокупность знаний о сущности профессионально-педагогических задач, структуре и способах их решения.
Под военно-педагогической задачей понимается совокупность противоречивых условий и обстоятельств, возникающих в ходе военно-педагогической деятельности, осознаваемых офицером и требующих принятия целенаправленного решения и его реализации. Они классифицируются по различным основаниям и охватывают области обучения, воспитания и регуляции социально-психологических явлений в коллективах [3, с. 43].
Все многообразие военно-педагогических задач, возникающих перед выпускниками, можно представить в виде трех групп наиболее общих военно-педагогических задач: анализ и синтез педагогических фактов, явлений и процессов в интересах изучения и диагностирования образовательного процесса; проектирование, конструирование и прогнозирование педагогических явлений; осуществление (личное исполнение) или руководство педагогическими воздействиями.
Первая группа военно-педагогических задач связана с условным разделением образовательного процесса в части, педагогического факта или явления на его составные части и воссоединение целого из частей.
Аналитико-синтетические действия способствуют получению нового знания о педагогической реальности, позволяют выявлять структуру, классифицировать и диагностировать исследовательский процесс (факт или явление), отделить существенное от несущественного, выделить в них противоречия.
Вторая группа военно-педагогических задач предполагает определение общих целей и конкретных задач по обучению и воспитанию подчиненных, проектирование (т.е. создание прообраза предполагаемого педагогического воздействия), конструирование (т.е. построение, составление, расположение способов, средств, форм педагогического воздействия) и предусматривает возможные результаты. Предпосылкой и важным условием решения задачи этой группы является овладение командиром аналитико-синтетической деятельностью, на основе которой осуществляется конструктивно-проектировочная и прогностическая работа.
Третья группа военно-педагогических задач связана с той характерной особенностью военно-педагогической деятельности выпускников ВУЗов, которая заключается в том, что с одной стороны они являются персональными исполнителями вполне определенных конкретных обязанностей по обучению и воспитанию подчиненных, а с другой – организаторами целенаправленной и согласованной педагогической работы всех руководителей. Предпосылкой успешного решения задач данной группы является овладение будущими офицерами способами решения задач первой и второй групп [3, с. 44].
Наряду с общими военно-педагогическими задачами каждый выпускник ВУЗа решает специфические военно-педагогические задачи, определенные его должностным положением и функциональными обязанностями.
В зависимости от общности целей и времени их достижения военно-педагогические задачи могут быть стратегическими, тактическими и ситуативными. Решение стратегических задач осуществляется с целью глубокого познания и кардинального преобразования военно-педагогической действительности. Тактические задачи являются частными по отношению к стратегическим задачам. Тактические, или ситуативные задачи – это повседневные задачи, которые решаются офицером в ходе отдельных занятий и воспитательных мероприятий. Решение стратегических, тактических и ситуативных задач осуществляется комплексно, в тесной взаимосвязи, благодаря чему достигаются основные цели обучения и воспитания военнослужащих.
Решение военно-педагогических задач имеет определенную последовательность, которая заключается в следующем: уяснение цели учебной, воспитательной, научной и т.д. задачи; выработка плана достижения цели, решения задачи; подготовка к действиям, ведущим к желаемому результату; практические действия по достижению цели, решению задачи; анализ и оценка сделанного; совершенствование последствий действий на основе полученного опыта достижения цели деятельности.
Анализ теории и практики решения военно-педагогических задач позволяет выявить их характерные особенности:
- обращенность педагогической задачи к личности военнослужащего или воинского коллектива;
- многовариантность способов её решения и выбор наиболее оптимальных из них;
- индивидуальную неповторимость и проблемность.
Неповторимость и индивидуальный характер педагогических задач предусматривает творческий подход к их решению. Эта особенность предполагает знание офицером сущности педагогического творчества, путей овладения творческим стилем решения профессионально-педагогических задач.
Глубокие знания теории и методики педагогической работы, ее психологических основ являются важнейшей предпосылкой формирования и развития прочных навыков и умений военно-педагогической деятельности. Знания офицера-руководителя, являясь основой его педагогического мастерства, проявляются через навыки и умения решения военно-педагогических задач.
Важными навыками для будущего офицера являются следующие:
- навыки изучения специалистов служб МТО, их деятельности, состояний и качеств, мнений, настроений, взаимоотношений в коллективах, успехов, достижений, трудностей в учебе и службе и т.д.;
- навыки осуществления воспитательной работы (индивидуальной работы, групповых форм воспитательной работы);
- навыки подготовки и проведения различных форм занятий (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, навыки распределения внимания, оценки времени);
- речевые навыки (построение фраз, свободное использование выразительных средств языка, произношения, ударений);
- навыки управления коллективной и индивидуальной деятельностью воинов, их самообразованием и самовоспитанием, навыки организаторские (поддержания дисциплины, порядка, распределения заданий).
Наличие у молодого офицера педагогических навыков – одно из условий его творчества. При недостатке навыков, у офицеров – наблюдаются напряженность, скованность или неупорядоченная активность в деятельности.
Умения офицера (прежде всего сложные) проявляются в правильном использовании знаний и навыков, особенно в новых, необычных ситуациях. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выявить в процессуальной стороне педагогической подготовленности курсанта наличие общих и частных педагогических умений. Под общепедагогическими умениями понимаются интегративные умения, обуславливавшие успешность решения курсантом широкого круга военно-педагогических задач.
Анализ литературных источников и практического опыта решения курсантами военно-педагогических задач позволил выявить следующие общепедагогические умения: диагностические, прогностические, конструктивные, организаторско-исполнительские, регулятивные и оценочные. Общепедагогические умения включают множество частных умений, каждое из которых проявляется на определенном этапе решения военно-педагогических задач. Рассмотрим их более подробно.
Диагностические умения – позволяют анализировать педагогические факты, явления и события, на которые должно быть направлено педагогическое воздействие или которые могут быть использованы в педагогических целях [2, с. 135].
Наиболее важными диагностическими умениями являются: умение видеть педагогический аспект в разнообразных ситуациях жизни и деятельности военнослужащих; умение выявлять педагогические проблемы и предвидеть трудности их разрешения; умение анализировать индивидуальные особенности военнослужащих и внутри коллективные процессы; умение оценивать собственную педагогическую подготовленность.
Процесс педагогической диагностики – важный компонент осознания и разрешения военно-педагогических задач. От его результатов зависит точность определения целей и условий военно-педагогической деятельности, выбор и проектирование педагогических воздействий
Прогностические умения – направлены на выявление тенденций развития педагогической ситуации в зависимости от применения того или иного педагогического воздействия. Педагогическое прогнозирование является стержнем принятия решения и проявляется в умениях предвидеть последствия различных вариантов решения задач (педагогического воздействия), мысленно моделировать процесс обучения и воспитания и проектировать перспективы их роста, предусмотреть возможные трудности в подготовке военнослужащих и меры по их преодолению, предвидеть особенности восприятия своих действий окружающими. В основе прогностических умений лежит педагогическое воображение курсантов.
Конструктивные умения – реализуются на основе педагогического диагноза и прогноза и заключаются в принятии оптимального решения военно-педагогической задачи или способа достижения цели военно-педагогической деятельности. Курсанту необходимы следующие конструктивные умения:
- проектировать несколько вариантов педагогических умений (способов достижения цели) и делать их педагогический анализ;
- выбирать оптимальные решения (способы деятельности), исходя из конкретных обстоятельств; планировать последовательность своих действий и действий военнослужащих по достижению поставленных целей.
Организационно-коммуникативные – позволяют мысленно ставить себя при принятии педагогического решения на место подчиненного; глубоко проникать во внутренний мир подчиненного, определять по внешним проявлениям духовное состояние воина, причины его поведения, поступка; поддерживать тесную связь с подчиненными, обеспечивать уставные взаимоотношения между военнослужащими в воинском коллективе.
Оценочные умения – заключаются в постоянном сравнении реальных результатов деятельности и цели, как мысленного образа ожидаемого результата деятельности. Оценочные умения проявляются в таких умениях как: умения анализировать результаты педагогических действий; умения анализировать результаты решения педагогических задач; умения обобщать приобретенный педагогический опыт; умения ставить задачи своего педагогического саморазвития. В основе оценочных умений лежит рефлексия как принцип человеческого мышления, направляющая его на осмысление и осознание собственной деятельности, оснований своих действий и поступков. В своей совокупности рассмотренные умения позволяют курсанту как педагогически грамотно мыслить, так и педагогически обоснованно действовать в процессе решения военно-педагогической задачи.
Выступая необходимым условием подготовки военных специалистов, «Психология и педагогика» является также важной предпосылкой гармоничного развития личности курсанта, эффективного и достойного выполнения ими своих профессиональных обязанностей, социальных функций в обществе, коллективе и семье.
Психология и педагогика – это особые учебные дисциплины, поскольку они изучают человека, а он бесконечно разнообразен, изменчив и противоречив. Пытаясь найти выход из непростых жизненных ситуаций, человек зачастую идет путем проб и ошибок, требующим больших нервно-психических затрат. Психология и педагогика помогают выбрать путь самоанализа своего поведения и поведения окружающих, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми и т.д.
Овладение психолого-педагогическими знаниями и прикладными основами поможет каждому, кто стремится успешно развивать и использовать свой потенциал добиться вершин в реализации жизненной стратегии.
Основной целью освоения учебной дисциплины курсантами военного вуза является всесторонняя теоретическая и практическая подготовка к решению задач по воспитанию, обучению, развитию и психологической подготовке, развитию способностей к творческому решению учебно-воспитательных задач в различных условиях деятельности.
Необходимость изучения учебной дисциплины в рамках основной профессиональной образовательной программы в военном вузе обусловлена:
- изучением теоретических и методических основ, а также нормативных и правовых актов, регламентирующих организацию обучения и воспитания, подготовкой к решению задач по работе с личным составом;
- формированием у обучающихся умения использовать знания, полученные в процессе изучения дисциплины, при обучении, воспитании и психологической подготовке;
- привитием психолого-педагогических качеств в процессе повседневной деятельности;
- формированием целостно-концептуального, аксиологического подхода к труду, руководству подчиненными (признание их ценности), оптимальной технологичности в выполнении должностных функций, профессиональной этичности;
- овладением приемами психофизиологической саморегуляции, самоорганизации, самокоррекции и саморазвития.
Теоретический и практический материал учебной дисциплины обеспечивает подготовку базы для изучения социально-психологического блока общепрофессиональных и профильных дисциплин;
- практическое освоение компетенций, позволяющих осуществлять в дальнейшем образовательную и профессиональную деятельность;
- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стимулирование обучаемых к использованию полученных психолого-педагогических знаний в будущей профессиональной деятельности.
Современный этап развития профессионального образования в числе приоритетов определяет реализацию компетентностного подхода, основу которого составляет индивидуальное освоение соответствующего опыта.
В структуре этого опыта исследователи выделяют следующие элементы:
- компетентностное исполнение деятельности на основе образа предполагаемого продукта и логики его создания;
- концептуальное знание о сущности процесса и результата деятельности;
- набор апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.);
- выполнение этой деятельности в проблемных условиях (при неполноте задания, дефиците информации и времени, невыявленности причинно-следственных связей, непригодности известных вариантов решения);
- рефлексия и самоконтроль действий.
Выпускники военного вуза призваны решать определенные профессиональные задачи.
Среди таких задач можно выделить те, для решения которых необходимы знания и умения, приобретаемые, в частности, при изучении психологии и педагогики:
- организация личного состава служб МТО для осуществления конкретных видов деятельности, работ;
- мотивирование личного состава, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды для принятия управленческих решений.
Для решения названных и других задач выпускник должен обладать соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
- способностью действовать в соответствии с Конституцией РФ, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма;
- способность осуществлять свою профессиональную деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики;
- способностью к работе в многонациональном коллективе, к трудовой кооперации, к формированию в качестве руководителя подразделения целей его деятельности, к принятию организационно-управленческих решений в ситуациях риска и нести за них ответственность, а также применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности;
- способностью к осуществлению воспитательной и учебной деятельностью в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей.
По мнению специалистов, перечисленные выше ключевые компетенции должны содействовать становлению профессионала, который наряду с профессиональными качествами обладает способностью к сопереживанию, готов к свободному ориентированному выбору, индивидуальному, интеллектуальному усилию, самостоятельному компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважает себя и других, терпим к представителям иных культур и национальностей.
В программу дисциплины «Психология и педагогика» включен материал, освоение которого будет способствовать выработке названных компетенций.
Это, в частности, проблемы личностно-профессионального становления, методы психологического и педагогического исследования, психология и педагогика развития, идентификация и рефлексия как способы познания себя и другого человека, профессионализм и деятельность в команде, межгрупповые взаимодействия в профессиональной деятельности, познавательные возможности человеческой психики, закономерности и принципы дидактики, смысл жизни личности, особенности нравственного воспитания в различные периоды жизни, коммуникативная культура профессионала, трудовой коллектив как объект и субъект воспитания, руководитель и подчиненный, конфликты и стрессовые ситуации в повседневной жизни, и механизмы их разрешения, воспитание качеств и умений, необходимых в профессиональной деятельности и личной жизни, соотношение далеких и близких целей в повседневной жизни.
В тоже время следует отметить, что та или иная компетенция формируется не одной дисциплиной, а их комплексом, и более того – в этом процессе участвует собственный опыт обучаемого, его научная, общественная деятельность, его взаимодействие с другими людьми.
Таким образом, следует отметить, что мотивационная сфера носит полимотивированный характер, весьма динамична, имеет свою структуру в зависимости от специфики курса обучения, подвергнута воздействию определенным условиям и факторам.
Источниками стимуляции и развития учебной деятельности является содержание учебного материала, новые формы и методы его подачи характер и уровень организации обучения. Путями, способствующими формированию необходимой мотивации, являются гуманистические концепции обучения, обоснование личной и практической значимости знаний и навыков и умений.
Список использованных источников.
1. Богуславский, В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: (Психол. исслед.): автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.11 / Воен.-полит. акад. им. В.И. Ленина. – М., 1988.
2. Борытко, Н.М., Моложавенко, А.В., Соловцова, И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; 2-е изд.; под ред. Н.М. Борытко [Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
3. Ефремов, О.Ю. Военная педагогика: учебник для военных вузов [Текст] / О.Ю. Ефремов. – СПб.: Питер, 2015. – 640 с.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 511с.
5. Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Текст] / Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 404.
6. Психология и педагогика. Военная психология [Текст] / под ред. А.Г. Маклакова. – СПб., 2007.
7. Психология и педагогика: учебник [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2011.