Проблема лидерства и руководства является одной из основных проблем социальной психологии, так как эти оба процесса не просто имеют отношение к проблеме интеграции коллективной деятельности, но и психологически описывают субъекта этой интеграции.
В 30е годы руководство и лидерство стали объектом исследований. Был проведен ряд крупных системных исследований, а с нач. 80-х гг. интерес к изучению этой проблемы возрос еще больше, и свидетельство этому появление работ Дж. Пейджа, Б. Келлермана и многих других.
В трудах М.А. Василика, Д.П. Зеркина, А.С. Панарина, Г.П. Зинченко и др., рассмотрены теоретические аспекты, обобщены основные теории и многое другое. Все же необходимо отметить, что проблема взаимосвязи лидерства и управления организацией (руководства) в литературе освещена недостаточно.
Вопрос различения руководства и лидерства является актуальным на сегодняшний день по ряду причин. Так, большинство исследований в области лидерства проводятся за рубежом, а ведущие теории, модели и методы формирования лидерства чаще всего поставляются из США.
В теориях зарубежных ученых под лидером чаще всего понимается лицо, занимающее определенную должность. Причина этого кроется в том, что английское слово «leader-ship» является синонимом понятий «лидерство» и «руководство» в русском языке. В итоге феномены лидерства и руководства в англоязычных странах не отделяются друг от друга.
Конечно, многие англоязычные авторы предпринимали попытки разделения рассматриваемых понятий, используя слово «headship» («главенство») в противоположность понятию «leadership» («лидерство»), но, к сожалению, во многих западных теориях понятия «руководство» и «лидерство» остаются равнозначными.
Впервые внимание на данную проблему обратил внимание С. Джибб, который попытался дифференцировать данные понятия: руководство – поддерживается организационной системой; руководитель ставит цели, исходя из профессиональных интересов вне зависимости от пожеланий группы; нет необходимости опираться на чувства и единое мнение группы; есть социальный разрыв между подчиненными и руководителем, который стремится сохранить его; руководитель получает полномочия от внегруппового источника власти.
Лидерство – обусловлено стихийным одобрением группы за вклад в групповые достижения; лидер отражает интересы и пожелания членов группы; необходимо учитывать чувства и единое мнение группы; лидер выступает как один из членов группы; лидера властью наделяет сама группа.
С. Джибб обратил внимание на содержательные моменты феноменов лидерства и руководства, описав их различными терминами. Хотя некоторые из них спорны, все же он обозначил определенную тенденцию в исследовании данного вопроса.
Несмотря на то, что большинство российских авторов заимствуют понятие лидерства из иностранных источников, наблюдается большой прорыв в этой области. Специфика оригинальных российских исследований лидерства заключается в противопоставлении понятий «лидерство» и «руководство».
Российские авторы в феномене руководства выделяют две составляющие: руководство (или администрирование) и лидерство. Руководство понимается ими как фактор официальной структуры, обеспечивающий социальную организацию и управление групповой деятельностью. Руководство – целенаправленное воздействие на людей, которое приводит к их осознанному и активному поведению в соответствии с намерениями руководителя [2].
Лидерство же понимается как процесс психологического влияния человека на других людей при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе подражания, восприятия, понимания друг друга, внушения. Исходя из этого, множество авторов пытались представить свои трактовки различий между лидером и руководителем.
В 1971 г. Б.Д. Парыгин выделил следующие различия лидерства и руководства:
1. Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель официальных отношений.
2. Лидерство возникает в условиях микросреды, руководство же - элемент макросреды, выступающий в системе общественных отношений.
3. Лидерство возникает стихийно, руководитель назначается или выбирается.
4. Лидерство зависит от настроения группы, руководство – более стабильно.
5. Руководство в отличие от лидерства имеет систему санкций.
6. Процесс принятия решения руководителем более сложный и не всегда имеет истоки в группе, решения лидера всегда относятся к группе.
7. Сфера деятельности лидера – малая группа; руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе [3].
Позже российские исследователи стали активно развивать аргументацию для противопоставления этих понятий. Например, Р.С. Филонович следующим образом определяет отличительные особенности руководителя и лидера. Лидер – инноватор, работает по своим целям, вдохновляет, основу его действий составляет видение перспективы, он использует эмоции, полагается на людей, доверяет им, является энтузиастом, дает импульс движению, реализует решения. В противоположность этому – руководитель – это администратор, который полагается на систему и выполняет цели, обозначенные вышестоящим руководством. Он составляет план, использует доводы, контролирует, является профессионалом, поддерживает движение, принимает решения [3].
Таким образом, крайне важно сделать терминологические уточнения и развести понятия лидер и руководитель.
Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.
Однако, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите.
Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.
Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.
Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.
Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.
В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.
Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.
Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:
- выдача директив относительно того, что нужно сделать;
- налаживание сотрудничества между людьми;
- обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей [9].
Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.
Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.
Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.
Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:
- требования (разумные, реальные);
- контроль (обязательно личный);
- поощрения, наказания (быть справедливым);
- организация общественного мнения [9].
Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.
Лидерство рассматривается в энциклопедической литературе как социально-психологический феномен отношения доминирования и подчинения в социальной группе. Данное психическое явление определяется объективными и субъективными факторами.
К объективным факторам лидерства относятся: цели и задачи группы, текущие условия ее жизнедеятельности.
К субъективным – индивидуально-типологические особенности членов группы и ее лидера, динамика межличностных отношений в группе, ситуативно возникающие тактические задачи группы, обусловленные динамикой межличностных отношений, организаторские способности лидера.
Лидерство в группе определяется принятой лидером социальной ролью – ролью профессионала или социально-эмоционального авторитета, способного разрешать внутригрупповые конфликты.
Эффективное лидерство связано с сочетанием в одном лице обеих вышеуказанных ролей. Специфические групповые особенности предъявляют ряд требований к лидерству в данной группе. В ситуации выбора стиля лидерства, ориентированного на групповую задачу или на членов группы, предпочтительнее ориентация на групповую задачу.
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции. Объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы.
Психология управления изучает психологические аспекты руководства социальными группами и отдельными людьми. Руководство осуществляется представителями официальной власти.
В рамках изучения психологии руководства и лидерства рассматриваются следующие вопросы:
сущность официальной власти и неформального лидерства;
виды власти;
классические теории лидерства;
современные теории лидерства;
сочетание руководства и лидерства.
Психология руководства – это внутренний механизм психического взаимодействия руководителя и подчиненного.
Психология руководства исследует внутренние процессы, происходящие в психике объекта и субъекта управления в ходе их делового взаимодействия. Наиболее эффективным признается воздействие, основанное на убеждении объекта, его включении в осознанное добровольное подчинение субъекту управления. Психологическое взаимодействие субъекта и объекта управления должно быть гармоничным и конструктивным (созидательным).
Психология лидерства – это внутренний механизм психического взаимодействия, ведущего и ведомого [1].
Подчинение ведомого избранному им неформальному лидеру осуществляется добровольно. У неформального лидера нет официальной власти. Его влияние на ведомых основано исключительно на личном авторитете. Однако оно, как правило, значительно сильнее влияния официальной власти.
Официальная власть – это административное право устанавливать сотрудникам профессиональные задания, контролировать и оценивать их исполнение.
Виды власти могут быть различными, в зависимости от способа осуществления влияния. Официальная власть имеет следующие виды: принуждения, поощрения, закона, знания, веры.
Власть принуждения основана на жестком административном праве, в сочетании со страхом. В этом случае подчиненные вынуждены исполнять указания, у них нет альтернативы. Неподчинение связано со страхом потерять что-то значимое для себя: премию, материальные и социальные блага, работу. При этом прямое принуждение и лишение чего-то могут и не присутствовать. Достаточно ощущения их реальности.
Власть поощрения связана с ощущением вознаграждения за «правильное» профессиональное поведение. Ожидание вознаграждения оправдывается далеко не всегда, но в мыслях или подсознании подчиненных оно присутствует постоянно. Оно определенным образом воздействует на их психологию, не допуская даже мысли о «неправильном» поведении, неподчинении начальству.
Власть закона базируется на праве и традициях, предписывающих правила поведения как для объекта, так и для субъекта управления. Кроме законодательных актов, регуляторами профессионального поведения выступают подзаконные акты, нормативы, инструкции, методики, постановления и приказы. Причем власти закона в равной мере должны подчиняться как начальники, так и подчиненные.
Образцом юриспруденции считалось древнее римское право. В древнеримском менталитете прочно укрепилось верховенство Закона, его духа (содержания) и буквы (формальной стороны). «Если Закон плох, его надо менять, а до тех пор соблюдать неукоснительно», – считали римляне.
Власть знания опирается на профессионализм руководителя и доверие к нему подчиненных. Сотрудники периодически убеждаются в том, что носитель власти имеет необходимые для управления знания, опыт и личные качества.
Власть веры заключается в подчинении харизматичному руководителю. Подчиненные верят ему и идут за ним. Если руководитель является не только харизматичной личностью, но хорошим специалистом и ответственным человеком, то его управление будет успешным.
Лидерство является специфическим типом управленческих отношений, которые опираются на социальное воздействие и взаимодействие. Лидерство, в отличие от управления, предполагает наличие последователей, а не подчиненных.
Лидерство делят на формальное и неформальное.
Формальное лидерство, связанное с наличием официальной должности – это и есть руководство. Неформальное лидерство – это влияние за рамками официальной должности. Обычно под термином «лидерство» в психологии управления понимают именно неформальное влияние.
Психология влияния лидера на ведомых реализуется в четырех основных моделях.
1. «Один из нас». Ведомые воспринимают лидера как «своего парня», который, может быть, всего лишь немного более волевой, трудолюбивый, везучий.
2. «Лучший из нас». Лидерские качества ведущего связываются с явными преимуществами: в профессии, в личных (психологических) качествах, в природных данных.
3. «Воплощение добродетелей». Эта модель основана на восприятии лидера как человека особенного, уникального, а иногда и «не от мира сего». Ему даже не пытаются подражать, его просто обожают.
4. «Оправдание всех ожиданий». Такое влияние обычно связывают с серьезными трудностями (личными или коллективными), преодоление которых сумел организовать лидер [5].
Влияние лидера на ведомых может осуществляться тремя основными способами. Им соответствуют три классических теории лидерства: личностная, поведенческая и ситуационная.
Личностная теория связывает право на лидерство с индивидуальными свойствами и качествами ведущего. Он обладает таким чертами, которые позволяют ему влиять на ведомых, вести их за собой, без особых усилий. Это выглядит как его природное право.
Поведенческая теория основана на признании того, что активность и поведение ведущего дают ему право на власть над ведомыми. Лидер по своей инициативе действует в интересах группы и от ее имени. Группа признает и поддерживает его инициативу.
Ситуационная теория ориентируется на сложившиеся конкретные обстоятельства. Лидерская власть должна быть отдана человеку, который в данной ситуации наиболее полно может защитить интересы группы. При этом личные качества и характер поведения могут быть востребованы в различных комбинациях.
Развитие управленческого воздействия привело к созданию современных теорий лидерства. Основные из них: харизматическая, атрибутивная и преобразующая.
Харизматическая теория во главу угла ставит харизму лидера. Природная способность активно влиять на людей дает ведущему право на лидерство. Ведомые верят ему не задумываясь, и идут за ним безоглядно. На этом построен и современный харизматический стиль управления.
Атрибутивная теория построена на создании конкретных символических ценностей – атрибутов. Власть отдается человеку, который сохраняет, защищает и толкует атрибуты – своего рода хранителю ценностей коллектива.
Преобразующая теория основана на инновациях. Лидером становится человек, который генерирует и реализует обновления. Коллектив осознает необходимость преобразований (реформ), поэтому за инициатором инноваций признается право на власть.
В теориях лидерства, как и в других аспектах управления, современные теории выросли, развились из классических. Это произошло в ходе активной практики, и ее теоретического осмысления.
Список использованных источников.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для вузов. – М. 2005.
2. Максвелл Дж. Лидерство: учебник / Дж. Максвелл. – М.: Изд-во «Попурри», 2009.
3. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.
4. Психология: Словарь – М., 1990.
5. Селезнева Е.В. Лидерство: учебник для бакалавров / Е.В. Селезнева. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014.
6. Спивак В.А. Лидерство: учебное пособие для бакалавров / В.А. Спивак. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014.
7. Федотов Е.В. Основы социально-психологического управления: учебное пособие / Е.В. Федотов; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т Н.Новгород: ННГАСУ, 2010.
8. Шестериков А.В.; Хациева И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива. Электрон. учеб. пособ. – Вольск: ВВИМО. 2016 – 1100 Мб.
9. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАМ, 2000.