Учет и изучение психических процессов в ходе осуществления индивидуальной работы с курсантами военного вуза - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Учет и изучение психических процессов в ходе осуществления индивидуальной работы с курсантами военного вуза

Борзенко Л.В. 1, Хациева И.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Индивидуальная работа занимает особое место в общей системе воспитания курсантов военных вузов. Она представляет собой систему психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому курсанту, направленную на максимально-целесообразный учет возрастных, социальных и индивидуальных особенностей личности в целях ее всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению поставленных задач.

Для осуществления индивидуальной работы не стоит ограничиваться только изучением биографических данных курсантов. Наряду с этим командирам подразделений, преподавателям – кураторам необходимо изучать и знать социально-психологические особенности личности курсантов:

- степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирами, преподавателями, другими людьми;

- общительность (коммуникативность);

- место в коллективе (лидер, середнячок, аутсайдер);

- степень влияния на других курсантов (авторитетность);

- способность адаптироваться к условиям учебы и военной службы.

В совокупности эти данные должны способствовать пониманию командиром подразделения места и роли курсанта в воинском коллективе и того, как коллектив отражается в его личности.

Для качественного проведения индивидуальной работы необходимо как можно полнее изучить психологические особенности каждого курсанта, определить своеобразие психических процессов, состояний и свойств его личности.

При этом важно изучить уровень развития у курсанта таких психических познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь.

Ощущение – это простейший психический процесс отражения в сознании отдельных свойств предметов или явлений при помощи органов чувств (зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и других анализаторов) человека [2, с. 164–200].

Если же предметы или явления отражаются в сознании человека в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств, то этот психический познавательный процесс называется восприятием.

Представление – это возникновение в сознании человека образов ранее воспринимаемых объектов [3, с. 84–88].

Под воображением понимается деятельность сознания, в процессе которой создаются новые образы на основе имеющихся представлений или знаний.

Благодаря воображению можно представить предметы, которые еще не влияли на органы чувств, мысленно предвидеть будущее.

Внимание – преимущественная устремленность сознания человека на определенный объект или явление.

Правомерно считается, что это одна из важнейших психологических предпосылок успеха курсанта в учебе и службе. Основные свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, устойчивость, колебание и отвлекаемость [5, с. 56–57].

Память – это процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.

В зависимости от того, какая информация запоминается, различают образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память.

Кроме того, важной характеристикой памяти является кратковременность и долговременность запоминания.

Память каждого курсанта имеет свои особенности. Есть курсанты, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), или услышанное (слуховой тип), или то, что оказалось объектом их двигательной активности (двигательный тип) [7].

Мышление – это процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями.

Оно характеризуется мобильностью, быстротой, самостоятельностью, целеустремленностью, глубиной, гибкостью, широтой и другими качествами, уровень их развития следует учитывать при изучении мышления курсантов [2, с. 298–200].

Мышление непосредственно связано со словами и фразами, которые составляют речь человека. Ее подразделяют на внутреннюю и внешнюю, последняя включает устную (диалог и монолог) и письменную Речь играет исключительно важную роль в деятельности курсанта.

Психические познавательные процессы непосредственно связаны с эмоциями (чувствами) и волей человека.

Эмоции (чувства) – это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности.

Они принимают самое непосредственное участие в регуляции поведения, психофизиологической настройке организма и влияют на поведение курсантов. В процессе индивидуальной работы необходимо учитывать особенности эмоционального состояния курсантов, уметь вызывать такие эмоции и чувства, которые способствуют выполнению различных задач и локализовать те, что подавляют волю.

Воля – это способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью и стремиться достичь ее, преодолевая трудности [2, с. 373–392].

В процессе индивидуальной работы важно формировать и развивать у курсантов такие волевые черты, как целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

Особое внимание в ходе индивидуальной работы преподавателей и командиров подразделений необходимо уделять изучению и формированию у курсантов психических свойств его личности темперамента, способностей, направленности и характера.

От правильной оценки темперамента, способностей, направленности и характера зависит профессиональное самоопределение и последующее развитие личности курсанта, эффективность его учебы и последующей служебной деятельности.

В поступках и поведении человека тесно переплетено психическое и физиологическое. Одной из характеристик подобной взаимосвязи выступает темперамент [4, с. 116–120].

Темпераментом называют интегральное индивидное свойство личности, обусловленное особенностями нервной системы и характеризующее динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Его свойства наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов, их устойчивость и интенсивность, темп и ритм деятельности, поведения.

Темперамент – одна из базовых характеристик личности. Протекающие в человеке нервные процессы делят на два вида: возбуждение и торможение [2, с. 553–567].

Для их характеристики вводятся парные критерии: сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность (медлительность).

Сила означает способность нервных клеток переносить длительные нагрузки или кратковременные, но очень сильные. Слабость – наоборот.

Уравновешенность означает, что по абсолютной величине процессы возбуждения и торможения равны. Неуравновешенность – то, что у человека один из процессов доминирует: он либо реактивный, либо замедленный. Подвижность – это легкость перехода от одного процесса к другому и наоборот.

В соответствии с этими критериями (хотя они не единственные) можно выделить следующие типы темперамента:

- сангвиник: сильный-уравновешенный-подвижный;

- холерик: сильный-неуравновешенный-подвижный;

- флегматик: сильный-уравновешенный-медлительный;

- меланхолик: слабый-неуравновешенный-малоподвижный.

Дадим краткую характеристику типов темперамента.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел.

В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика». Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности [7].

При выполнении хозяйственных работ целесообразно создавать команды из противоположных типов темпераментов: например, флегматик с холериком будут взаимно дополнять, и уравновешивать друг друга, сангвиник с меланхоликом никогда не вступят в конфликтные отношения, флегматик может сочетаться со всеми остальными типами темперамента: меланхоликом, холериком и сангвиником, а холерик с холериком несовместимы по причине обидчивости, агрессивности, повышенной возбудимости. Все эти особенности могут привести к конфликтам, стычкам и, в конечном итоге, к невыполнению поставленных задач.

Особенности темперамента необходимо учитывать в служебной деятельности офицера, будущего начальника службы МТО [5, с. 124–126].

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности [5, с. 126–127].

Второй путь приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, – формирование ее индивидуального стиля.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний.

В 1963 г. Г.Ю. Айзенком был предложен вариант сочетания различных типов темперамента. Им было выделено две основные шкалы: экстроверсия – интроверсия; нейротизм – психотизм (эмоциональная стабильность).

Экстраверсия (обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него) проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении).

Для интровертов (направленность на себя) характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное.

Человеку, которому свойственен нейротизм, соответствуют напряженность, тревожность, недовольство собой и миром, а психотизм (эмоциональная стабильность) говорит о спокойствии, эмоциональной уравновешенности, адекватности эмоциональных реакций, о низком уровне конфликтности.

Особенности темперамента необходимо учитывать в индивидуальной работе с курсантами и помнить, что нет лучших или худших темпераментов каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней [7].

В комплексе индивидуально-психологических свойств личности важное место занимают способности. Еще в давние времена при приеме на службу обращали внимание на способности человека.

Так, например, в одном из Указов Петра I было сказано, что в рекруты должны сдаваться люди «добрые, человечные, не старые, не увечные и не дураки», а один из первых теоретиков военной учебной экспертизы Р. Штырин (1854) указывал на необходимость распределения рекрутов по «ряду способностей» и особенно отвечал, что «одно требуется от гренадера или карабинера, другое от стрелка и егеря» [1, с. 74–8 1].

Сегодня существует несколько подходов к объяснению способностей. Одни исследователи придерживаются точки зрения «наследования таланта». Другие склонны поддержать теорию «паталогичности гения» (гений – это «нарушенный в нужную сторону организм» по вине случая), третьи убеждены в том, что способности человека – результат прижизненных приобретенных свойств и качеств в ходе обучения и воспитания.

Если обобщить все существующие подходы, то способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

В понятии способности, по мысли Б.М. Теплова (один из виднейших отечественных исследователей проблемы способностей), заключены три идеи [5, с. 133–134].

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Природную основу способностей составляют задатки.

Задатки – это благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма в целом. Например, свойство слухового анализатора к различению звуков (музыкальный слух); зрительного аппарата к цветоразличению; особенности строения голосовых связок (голос певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность нервных процессов, телосложение и т.д.

Задатки лишь предпосылки для развития способностей. Сами по себе задатки ни на что не направлены, они только влияют на уровень достижения, быстроту развития тех или иных способностей. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности.

На базе задатков формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются в процессе жизни и деятельности человека.

Способности можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

1) Природные (или естественные) способности.

В основе своей они биологически обусловлены, связанны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения – типа условно-рефлекторных связей;

2) Специфические человеческие способности.

Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

1) Общие и специальные.

Общие способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речи, точность и тонкость движений рук и т.д.).

Специальные способности связаны с успехами в отдельных видах деятельности и общения (математические, технические, художественные, организаторские и т.д.).

2) Теоретические и практические.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.

Практические способности определяют склонность к конкретно-практическим действиям.

Сочетание теоретических и практических способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

3) Учебные и творческие.

Учебные способности (репродуктивные) определяют успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.

Творческие способности определяют успешность в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

4) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности связанны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. [5, с. 135–137].

Кроме перечисленной классификации, способности различаются по свойствам и уровню развития.

По свойствам:

- конструктивные (способность проектировать развитие индивида конкретную деятельность, предвидеть будущее);

- познавательные (умственные в интеллектуальные способности, гибкость, широта, нестандартность мышления, быстрота овладения знаниями);

- организаторские (способность организовать свою деятельность, деятельность подчиненных, организации);

- коммуникативные (способность устанавливать правильные взаимоотношения, способность общения);

- рефлексивные (умение анализировать свою деятельность);

- физические;

- профессиональные.

По уровню развития различают способности репродуктивные и творческие.

Репродуктивные способности характеризуются высоким умением человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу.

Творческие способности обеспечивают возможность открыть новое, оригинальное.

В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность.

Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.

Талант – высшая степень способностей в определённой деятельности.

Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием.

Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание.

Так, например, можно говорить о полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского.

Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности. Гениальность – исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение.

Гений создает новую эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И. Ньютон, Ч. Дарвин, И. П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы – В. Шекспир, И. В. Гете, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой; в развитии музыки – В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский [2, с. 535–538].

В своей совокупности общие и специальные способности представляют собой профессиональную пригодность человека, от которой зависит не только его успешная учеба, но и показатели профессиональной деятельности.

У каждого человека, различный уровень развития тех или иных способностей – от неспособности до гениальности.

Способности тесно связаны с другими свойствами и качествами.

Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и характер, выражающие общее отношение человека к жизни и труду.

Положительное отношение к деятельности порождает необходимую активность в ней, что является важнейшим условием не только выявления, но и развития способностей. Человек, лишенный высоких целей в жизни, живущий мелочными заботами и пустыми развлечениями, не может найти в себе призвания и сил, проявить активность и энергию, необходимые для развития его способностей.

Положительное влияние на развитие способностей оказывает склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной силой, склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены своим делом.

В такой же взаимной зависимости находятся способности и интересы. Человек, имеющий интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие способности, точно так же, как интерес возникает у людей обычно к тому, что легче дается в силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать индикатором наличия или отсутствия у человека способности к данному делу.

Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом [2, с. 538–540].

Способности зависят также от воли. Воля – предпосылка того, что человек будет настойчиво трудиться, совершенствоваться и таким образом проявлять и развивать способности.

В неразрывном единстве, взаимозависимости находятся способности и мастерство человека как совокупность его профессиональных знаний, навыков и умений. Однако способности не сводятся к мастерству.

Способности – это возможность, а уровень мастерства – действительность. Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. В свою очередь, совершенствование мастерства плодотворно влияет на развитие способностей.

Курсанту, важно постоянно развивать военно-профессиональные способности. Военно-профессиональные способности – это способности, определяющие успех в определённой сфере военной деятельности.

Прежде всего, следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных процессов (память, воображение, внимание и т.д.), которые необходимы для конкретной специальности, и которые составляют внутреннюю структуру способностей.

Немаловажное значение имеет воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении цели, чувства высокой ответственности за учебу, устойчивой профессиональной направленности личности.

Большую роль в развитии способностей у специалистов служб МТО играет постоянное выполнение задач материального обеспечения, учебный процесс, методика обучения.

Важное значение для формирования способностей имеет развитие интереса к конкретному виду деятельности. Устойчивый интерес, в свою очередь, перерастает в склонность к профессиональной деятельности, в ходе которой развиваются и соответствующие способности.

Положительное влияние на развитие способностей у обучаемых оказывает состязательность, борьба за овладение знаниями. В процессе такой учебной деятельности у курсантов формируются трудолюбие, настойчивость, совершенствуются интеллектуальные качества, расширяются творческие возможности [5, с. 137–138].

Развитию способностей помогает правильная оценка своих положительных качеств и недостатков. Как переоценка, так и недооценка своих сил и возможностей подрывает способности. Офицеры должны тактично показать каждому обучаемому перспективы их дальнейшего совершенствования, их положительные качества и недостатки. При этом не следует преувеличивать недостатки и промахи. Этим можно подорвать уверенность в своих силах, приглушить развитие способностей.

Таким образом, в качестве выводов необходимо отметить следующее: способности – это совокупность таких индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности. Они раскрывают возможности человека по овладению одной или несколькими видами деятельности, являются важной психологической предпосылкой достижения высоких результатов.

Способности, являясь индивидуально-психологическим свойством человека, неразрывно связаны, находятся в диалектическом единстве с другими свойствами и качествами личности – направленностью и характером.

Важной характеристикой психологического портрета является направленность личности курсанта. Это свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность – ведущее психическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека.

Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает.

От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа [2, с. 511–514].

Как сложное и системообразующее психическое свойство личности, направленность имеет свою собственную структуру.

В основе направленности лежат потребности.

Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и средствах своего существования и развития как члена общества и как организма. Потребности выступают источником активности человека. Они требуют своего удовлетворения, вызывают определенные эмоциональные состояния, желания, стремления и поэтому побуждают его проявлять активность, ставить цели и достигать их.

Всю сложную совокупность потребностей человека можно классифицировать по нескольким основаниям – по происхождению, предметной направленности, носителям и др.

По происхождению потребности подразделяются на врожденные, передающиеся человеку по наследству, и приобретенные, возникающие в процессе его становления и развития, жизни и деятельности.

К врожденным относятся биологические, органические, естественные потребности (в пище, воде, воздухе, половые и т.д.). Это – потребности организма человека, удовлетворение которых является необходимым условием его существования и продолжения рода человеческого. На основе и в процессе удовлетворения врожденных, низших потребностей у человека возникают социально обусловленные потребности в предметах быта, занятиях, труде, общении и т.д. Это – приобретенные, высшие потребности.

По предметной направленности (по содержанию) эти потребности подразделяются на:

а) материальные (потребности в пище, одежде, жилище, предметах быта);

б) духовные (потребности в знаниях, общении, деятельности).

Ведущими из них являются духовные потребности, неудовлетворение которых ведет к деградации духовного облика человека.

Носителем потребностей может быть отдельный человек, социальная группа (коллектив) или общество. В зависимости от этого потребности бывают личные, групповые (коллективные) и общественные, т.е. потребности общества в целом.

Потребности людей являются объективными. Чтобы существовать, человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище, а чтобы быть личностью – жить в коллективе, трудиться, овладевать знаниями и т.д. Но потребности осознаются, переживаются людьми по-разному, имеют субъективную форму.

Если основой побуждений человека, источником его активности являются потребности, то главным, от чего они зависят, чем определяются интересы, цели стремления, направленность личности в целом, выступает мировоззрение. Мировоззрение – совокупность знаний, убеждений и взглядов человека на природу и общество, происходящие в нем события.

Формируясь в процессе удовлетворения потребностей, в первую очередь познавательных, мировоззрение становится ведущим компонентом направленности личности. Оно определяет содержание, уровень, характер проявления и способ удовлетворения присущих человеку потребностей, его интересы, идеалы, стремления, жизненные цели [2, с. 524–528].

На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения у человека формируются мотивы, т.е. внутренние побуждения, определяющие содержание целей, их личностный смысл и характер деятельности по их достижению.

Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности человека. Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на ее достижение, будут различными.

Мотивы деятельности выполняют побудительную, регулятивную и смыслообразующую функции.

Они выступают как реальные двигатели деятельности (побудители) человека.

Регулятивная функция мотивов состоит в регуляции поведения людей в соответствии с требованиями общества, нормами морали.

Мотивы придают и личностный смысл той деятельности, которой занимается человек. Мотивы могут выступать в самых различных формах, проявляться в различных сферах деятельности человека. Поэтому их можно классифицировать по многим признакам.

По сложности и степени осознания мотивы подразделяются на простые и сложные.

К простым мотивам относятся влечения, желания и хотения, которые, кроме того, характеризуются и степенью осознания соответствующей потребности.

Вначале потребность выступает в виде влечения, при котором осознается только недовольство настоящим состоянием, но не осознаются цель действия, пути и средства ее достижения. Влечения могут быть причиной тех или иных аморальных проступков.

Влечение переходит в желание – уже достаточно осознанную потребность, но не выступающую еще в качестве сильного побудителя к действиям. Человек в этом случае или не убежден в возможности удовлетворения своей потребности или необходимость в этом не очень большая.

Более активным, побуждающим к действиям мотивом, является хотение, при котором вполне осознается потребность, возможность, пути и средства ее удовлетворения, а также последствия предполагаемых действий.

Более сложными формами мотивов являются интересы, склонности, идеалы и убеждения, которые по своему содержанию и роли в деятельности человека выступают в качестве ведущих смыслообразующих мотивов.

Интерес выражает положительное сознательно-эмоциональное отношение человека к объектам, событиям или деятельности.

Интерес – это проявление направленности личности, мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью).

Устойчивый интерес человека, как правило, перерастает в такой мотив, как склонность, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Склонность предполагает также наличие способностей, позволяющих успешно овладевать этой деятельностью и совершенствоваться в ней.

Более действенным мотивом является идеал как высшая цель, основное направление личных устремлений человека. В качестве идеала может быть возвышенная, благодарная идея (честного служения Родине), высокие нравственные качества или конкретный человек, носитель этих качеств. Наличие устойчивых идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности, о выраженной направленности [5, с. 142–143].

Наибольшей побудительной силой обладают убеждения. Они представляют собой устойчивый «сплав» из познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями человека.

По общественной и личной значимости целей, к достижению которых они побуждают человека, мотивы бывают:

а) широкие социальные, отражающие интересы всего общества;

б) коллективистские (групповые), определяемые интересами конкретного коллектива, характером взаимоотношений в нем (чувство товарищества, честь коллектива, его традиции и др.);

в) мотивы личного плана, которые могут совпадать с интересами общества, коллектива, а могут противоречить им, носить индивидуалистический, эгоистический характер (карьеризм, зависть, месть, жадность, корыстолюбие и др.).

Потребностно-мотивационная сфера является как бы фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека.

В психологическом плане цель – это идеальный образ будущего результата деятельности. Цели показывают, к чему стремится человек в своей жизни и деятельности.

По времени их осуществления цели могут быть далекими или близкими, существенными для человека или случайными, иметь личное или общественное значение.

Следует различать цель конкретной деятельности и жизненную цель человека.

Цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности.

Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть, вместе с тем, реализация (и в то же время развитие) общей жизненной цели.

С целями неразрывно связаны установки и перспективы человека. Установка представляет собой настроенность личности на осуществление той или иной деятельности (действия) или на торможение собственной активности. В психологии различают установки неосознанные и осознанные, временные (ситуативные) и устойчивые.

Под перспективой обычно понимают эмоционально насыщенное представление желаемого, привлекательного, жизненно важного будущего, более или менее отодвинутого во времени, побуждающего деятельность человека по его достижению.

Следовательно, основными структурными элементами направленности личности являются обусловленные мировоззрением человека и находящиеся в сложной иерархической зависимости потребности, мотивы и жизненные цели.

В своей совокупности они функционируют как целостная динамическая система, качественными характеристиками которой являются уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень направленности личности определяется ее общественной значимостью. В нем проявляется нравственная позиция человека, его морально-политический облик.

Широта направленности – это объем интересов, стремлений и целей, которые человек ставит в своей деятельности.

Постоянство убеждений, интересов, склонностей и стремлений при их относительной гибкости и подвижности определяет устойчивость направленности личности.

Интенсивность направленности определяется степенью осознания человеком мотивов и целей своей деятельности. Она может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.

Действенность направленности личности связана с активными желаниями и стремлениями, с настойчивостью человека в достижении поставленных целей [5, с. 144–145].

Направленность личности классифицируется по различным основаниям (признаком).

В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности, как:

а) мировоззренческая направленность – выражается в политической, нравственной, естественнонаучной зрелости и грамотности личности;

б) бытовая направленность – выражается в материальных, житейских, культурных, эстетических индивидуальных устремления личности;

в) профессиональная направленность – закрепляется в привязанности к избранной профессии и выражается в высоком профессионализме.

Разновидностью профессиональной направленности является военно-профессиональная направленность.

В зависимости от взаимодействия с окружающим миром направленность бывает на себя, на взаимодействие с другими людьми, на выполнение задачи.

Для определения направленности личности курсанта необходимо изучить:

- преобладающие потребности, познавательные и эстетические интересы, духовные запросы;

- цели и мотивы поведения;

- уровень мировоззренческого и нравственного развития личности;

- содержание и прочность убеждений.

Основными путями формирования военно-профессиональной направленности курсанта являются:

- качественное изучение военного дела, приобретение и совершенствование квалификации по специальности (в ходе обучения, боевой подготовки);

- разъяснение смысла и значения воинской службы, выполняемых задач;

- формирование гордости за принадлежность к Вооружённым Силам, роду войск, специальности;

- пропаганда и внедрение воинских и боевых традиций, обобщение и передача военного и профессионального опыта;

- формирование необходимых потребностей, мотивов, жизненных целей и установок, интереса к деятельности;

- стимулирование отличившихся за их достижения.

Таким образом, направленность является ведущим, системообразующим свойством личности, важнейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека.

Другим системообразующим свойством человека является характер.

Характер – это главное психологическое свойство личности, определяющее линию поведения человека, его поступки и выражающееся в его отношении к окружающему, труду, другим людям, к самому себе.

В характере наиболее полно выражаются индивидуальные особенности человека.

Характер выражается и изучается по отношениям человека и оценивается по чертам, в которых выражается его содержание, духовный мир и которые определяют поступки человека [5, с. 145–147].

Под чертами характера понимаются особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах её деятельности и по которым можно судить о возможных поступках личности в определённых ситуациях.

В структуре характера выделяют две группы черт.

К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности, систему отношений к окружающей действительности.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные), оказывающие действия на широкую сферу поведенческих поведений, и частные, влияющие на частные, узкие ситуации.

Характер личности классифицируются по целому ряду оснований.

По отношениям.

1) По отношению к окружающему миру, происходящим событиям характеры бывают убежденные, принципиальные или беспринципные. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы.

У человека с беспринципным характером не сложились прочные убеждения, его поведение и поступки определяются личными целями и мотивами. Именно беспринципный характер является одной из причин непредсказуемого поведения человека.

2) По отношению к труду различают характеры деятельные, активные и бездеятельные, пассивные.

Человек с деятельным характером отличается трудолюбием, настойчивостью в своей деятельности. Он активно участвует в общественной жизни, проявляет полезную инициативу.

Отдельные лица не любят труд, стремятся уклониться от трудностей, общественной работы, пассивны, равнодушны. Им присущ бездеятельный характер, и нужна длительная, настойчивая индивидуальная работа, чтобы изменить его, сделать активным, деятельным.

3) По отношению к другим людям характер может быть общительным или замкнутым. Общительность человека необходима для сплочения коллектива, установления правильных взаимоотношений с товарищами. Но если в основе общительности нет должной принципиальности, то она может порождать ложное понимание коллектива, вести к панибратству, групповщине.

Человеку с замкнутым характером трудно завоевать доверие, уважение, авторитет среди товарищей. Поэтому необходимо выяснить причину его замкнутости с тем, чтобы устранить ее и выработать положительную общительность. Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночеству, иногда отрицательного отношения к людям, недоверия к ним.

Как правило, замкнутость – это результат влияния каких-то неудач и осложнений в жизни человека, неправильного воспитания в семье.

4) По отношению к самому себе характер может быть коллективистским или эгоистичным.

Человек с коллективистскими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, общества, подчиняет им свои потребности и нужды, критически относится к своим недостаткам, готов прийти на помощь товарищу. Эгоист склонен возвеличивать собственную персону, свои возможности и интересы, на все смотрит с точки зрения личной выгоды. Чтобы достичь корыстных целей, эгоист может обмануть товарища и коллектив. Нами приведены крайние (полярные) оценки характера, его черты, особенности.

В реальной жизни в характере людей наблюдается множество оттенков, переходов между полярными особенностями, чем во многом и объясняется бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.

По силе.

1) Характер можно оценивать также по его силе. Сильный характер у тех людей, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели. И наоборот, люди со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.

2) Значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения. Отношения быстро меняются, то характер является неустойчивым.

По цельности.

Характер может быть цельным или противоречивым.

Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, отношения, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Поведение такого человека в любой ситуации можно предвидеть. И наоборот, человек с противоречивым характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков. В одних условиях он может говорить и делать одно, в иных – другое. Поведение такого человека трудно предвидеть, на него нельзя положиться.

По психологической структуре.

Волевыми чертами являются: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, целеустремленность.

Эмоциональными чертами: впечатлительность, экспансивность, горячность, инертность, безразличие.

Интеллектуальными чертами: сообразительность, находчивость, любознательность.

Характеру человека, наряду с сугубо индивидуальными чертами, присущи и общие черты. Общими чертами характера, в которых раскрывается моральный облик человека, являются любовь к Родине, коллективизм, верность традициям, честность, правдивость, доброжелательность и другие [2, с. 567–568].

Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять место этого свойства в общей структуре личности.

Характер является своеобразным выражением психических познавательных процессов, чувств, воли, направленности, темперамента и способностей.

Направленность личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость и т.д.

От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими.

Способности определяют интеллектуальные черты характера.

Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности. Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В то время как в становлении характера определяющую роль играют социальная среда и воспитание.

Существует тесная взаимосвязь между характером и привычками человека, представляющими собой автоматизировано выполняемые действия, ставшие его потребностью. Отдельные действия и поступки при их неоднократном повторении становятся привычками, роль которых в жизни и деятельности человека исключительно велика.

Из привычек складывается характер, в них он и проявляется. Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Зная основные черты характера курсанта, можно прогнозировать его поведение в различных ситуациях.

Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать инициативностью, самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, доверчивости, дружелюбия и пр.

Важное значение при работе с людьми играет знание типологии характеров людей.

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей [2, с. 570–573].

Основные из них следующие:

1) Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2) Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и отроить типологию характеров.

3) Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на различные группы.

Рассмотрим несколько подходов к определению типологии характера.

- Конституциональные теории (Э. Кречмер, Л. Ростан, У. Шелдон) – зависимость характера человека от типа строения тела или конституции человека – циклотимик, шизотимик, искотимик; церебротоник, соматотоник, висцеротоник.

- Теории акцентуаций характера (К. Леонгард, А. Е. Личко). Они наиболее полно рассматриваются в психологической литературе.

Немецкий психолог Карл Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций. Они, как правило, часто встречаются у подростков и юношей (50-80%).

1) Гипертимический тип (гиперактивный) – чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, приподнятое настроение, стремление к лидерству. Сами бывают инициаторами конфликтов. Положительные черты – энергичность жажда деятельности, оптимизм. Отрицательные – легкомысленность, склонность к авантюрным поступкам, повышенная раздражимость.

2) Дистимичный тип – низкая контактность, грустен, замкнут, немногословен, доминирующее пессимистическое настроение. Положительные черты – серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные – пассивность, замедленность мышления, индивидуализм.

3) Циклоидный тип – частые смены настроения. В период повышенного настроения – общительны, при подавленности – замкнуты.

4) Возбудимый тип – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, занудство. Неуживчивы, часто склонны к хамству, брани, конфликтам, в состоянии возбуждения могут быть вспыльчивы и плохо контролировать себя.

5) Застревающий тип – застревает на своих чувствах, мыслях, не забывает обид, сводит счёты. Умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Особенно чувствителен к социальной несправедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. В конфликтах чаще всего выступает активной стороной.

6) Педантичный тип – выраженное занудство, в конфликты вступает редко, скорее как пассивная сторона. На службе бюрократ, предъявляющий много формальных требований. Положительные черты – добросовестность, аккуратность, серьезность. Отталкивающие – формализм, занудливость, брюзжание.

7) Тревожный тип – пониженный фон настроения, низкая контактность, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу. В конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Привлекательные черты – дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Вследствие своей безобидности часто «козлы отпущения».

8) Эмотивный тип – чрезмерная чувствительность, ранимость; глубоко переживает неприятности; преобладает печальное настроение. Предпочитают общение в узком кругу избранные. Привлекательные черты – доброта, сострадание, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие – чрезмерная чувствительность, слезливость.

9) Демонстративный тип – легкое установление контактов, стремление к лидерству, жажда власти и похвалы. Высокая приспособляемость и в то же время склонность к интригам. Привлекательные черты – обходительность, артистичность, способность увлечь других неординарностью поступков и мышления. Отталкивающие – эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10) Экзальтированный (лабильный) тип – изменчивое настроение, высокая активность, эмоции ярко выражены, повышена отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость. Любит спорить, но до конфликтов не доводит. Привлекательные черты – альтруизм, чувство сострадания. Отрицательные черты – подверженность панике и настроениям.

11) Интровертированный (шизоидный, аутистический) тип – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким.

12) Экстравертированный (конформный) тип – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться [5, с. 149–150].

Советский психиатр, А.Е. Личко в 1977 г., разработал классификацию патологических характеров, названных им «акцентуациями личности».

Акцентуированная личность – это ещё не больной человек, но его личность уже настолько «искажена» характером, что и он сам, и окружающие испытывают большие трудности.

Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко:

1) Гипертимный – «взрывной» характер, кипучая энергия, подвижность, болтливость, склонность к панибратству, всегда приподнятое настроение.

2) Циклоидный – периодическая смена настроения, переход от периодов подъёма к депрессии, раздражительность и апатия сменяется приступами энтузиазма.

3) Лабильный – крайняя изменчивость настроения под влиянием ничтожных стимулов.

4) Астено-невротический – беспокойный сон, плохой аппетит, плаксивость, утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии (поиску у себя различных заболеваний).

5) Сенситивный – пугливость, робость, застенчивость, замкнутость с новыми людьми, плохая устойчивость к стрессу, чрезмерная впечатлительность, чувство неполноценности, глубокая привязанность в дружбе.

6) Психастенический – склонность к рассуждениям, самоанализу, мнительность, образование навязчивых страхов, педантизм, формализм, нетерпеливость.

7) Шизоидный – замкнутость, отгороженность от окружающего, холодность, неумение понимать чувства других, склонность к фантазиям, необычные увлечения, подчёркнутая независимость.

8) Эпилептоидный – склонность к вспышкам гнева, инертность мышления, садистские склонности, жадность, аккуратность, угодничество перед начальством, «приземлённые» интересы.

9) Истероидный – жажда постоянно быть в центре внимания, демонстративное поведение, показные попытки самоубийства, обострённое самолюбие, склонность к стимуляции заболеваний, лживость.

10) Неустойчивый – тенденция «плыть по течению», слабоволие, отсутствие настойчивости, любовь к развлечениям.

11) Конформный – готовность подчиняться, ханжество, уступчивость [5, с. 151–152].

3 Социальные теории характеров (К. Юнг, Э. Фромм, Б.С. Братусь, Э. Шостром)

Карл Юнг предложил квалифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.

Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Кроме этого, согласно типологии Юнга, типы людей можно выделить по следующим характеристикам:

1) Рациональный – иррациональный.

Рациональный – решительный, способный принимать решение с минимальным напряжением, чётко понимающий, почему выбрано именно это.

Иррациональный (воспринимающий тип) – накопление информации, неторопливость в решении, стихийность жизни и поведения.

2) Мыслительный (логический) – эмоциональный (этический).

Мыслительный тип – стремление понять, объяснить, существенные черты, закономерности событий, жизни (60 % мужчин).

Эмоциональный тип – выражение своего отношения к событию, его оценка, «принятие или неприятие», приход к решению через чувства.

3) Ощущающий (сенсорный) – интуитивный.

Сенсорный тип – восприятие событий как реальности, как чувственного опыта, предпочтение конкретной информации (то, что можно увидеть, услышать…).

Критерий решения – здравый смысл, «синица в руках».

Интуитивный тип – способность прогнозировать будущее, воображать, склонность собирать информацию произвольным образом, доверие к интуиции, предчувствию. Решение принимается при опоре на внутренний голос.

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу, т.к. они способны гибко менять своё решение или поведение в зависимости от ощущений или интуиции.

Людей с преобладающей логикой либо преобладающими эмоциями относят к рациональному типу [5, с. 152–153].

Эти типы могут проявляться и как экстраверты, и как интроверты.

Эрих Фромм ввёл понятие социального характера, указывая, что в него «входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».

Фромм выделяет несколько типов социальных характеров, имеющих плодотворные либо неплодотворные ориентации.

Рецептивная неплодотворная ориентация (рецептивная структура характера). Человеку этого типа представляется, что все блага приходят из вне. По его мнению, единственный способ обрести желаемое – получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия – всё ожидается от окружающих людей. В интеллектуальном отношении он склонен воспринимать идеи, но не создавать их.

Эксплуататорская ориентация. Люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому. Но они не верят, будто от других что-либо получишь в дар. По их мнению, желаемое надо забрать силой или хитростью, отнять. Влечение они испытывают только к тем, кого отбивают у другого человека. Идеи не продуцируют, а заимствуют или крадут (плагиат, парафраз).

Стяжательская ориентация. Человек с подобной структурой характера не верит, что получит из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить имеющееся. Он как бы окружает себя защитной стеной, и главная цель – по максимуму собирать в своём укрытии и по минимуму оттуда отдавать.

Он стремится полностью завладеть любимым, рассматривают его как свою собственность. В быту стяжатель, жаден, склонен к сверхэкономии и педантичной аккуратности.

Рыночная ориентация. Как доминирующая появилась только в современную эпоху с развитием рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя товаром, а собственной ценности – меновой, и называется рыночной. Материальный успех в современном рыночном обществе зависит от признания человека со стороны тех, кто платит за услуги или нанимает на работу за жалованье.

Успех зависит от того, насколько человек хорошо сумеет продать себя на рынке, сумеет подать себя максимально привлекательно, т.е. индивид начинает воспринимать себя как товар.

Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития.

Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах опыта. Это способность использовать свои силы и реализовать имеющиеся у человека возможности. Такой человек руководствуется в своих действиях разумом.

Плодотворность предполагает наличие здоровой зрелой личности, способности силой разума проникнуть в глубь явлений и познавать их сущность, силой любви разрушать стену, отделяющую одного человека от другого, понимать самого себя, своё назначение, которое отличает данного человека от других и делает его тем, кто он есть. Это стремление стать тем, кем он является потенциально, развитие собственных сил, способностей и возможностей.

Формирование характера занимает одно из важнейших мест в становлении личности.

Сформировать у человека положительный характер – значит добиться того, чтобы он был убежденным, принципиальным, активным, трудолюбивым, общительным коллективистом, добросовестно относился к выполнению своих функциональных обязанностей, обладал сильным, устойчивым и цельным характером [2, с. 579–580].

Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути человека и характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

В процессе воинской деятельности основные черты характера закрепляются и развиваются под влиянием всего уклада воинской жизни, процесса обучения и воспитания.

Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует учитывать, что характер человека проявляется, прежде всего, в его деятельности, в речи и во внешнем облике.

В деятельности человека можно увидеть его отношение к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе, можно определить наличие положительных и отрицательных черт характера, его силу, устойчивость и цельность.

В речи проявляется общительность, духовная культура человека, внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность.

Если человек подтянут, бодрый, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливость характеризуют человека с отрицательной стороны.

Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

При формировании характера личности курсанта необходимо иметь в виду:

- человек творец своего характера;

- выработке характера большую роль играет коллектив (микросреда);

- важное значение имеет личный пример командиров и начальников;

- большой вклад в формирование характера вносят физическое воспитание и в целом боевая подготовка;

- формирование характера зависит от особенности военной профессии, условий жизни и быта, успехов в службе.

Зная черты характера курсанта, можно прогнозировать его поведение в различных ситуациях.

Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать инициативностью, самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, доверчивости, дружелюбия и пр. [5, с. 156–157].

Список использованных источников.

1. Военная педагогика: учебник для вузов [Текст] / под ред. О.Ю. Ефремова. – Санкт-Петербург: Питер. 2014.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер. 2005.

3. Практикум по воспитательной работе в подразделениях материально-технического обеспечения. Учебно-методическое пособие [Текст] – Вольск: ВВИТ, 2011.

4. Проблемы воспитательной работы в подразделениях и службах материально-технического обеспечения: учеб. пособие [Текст] – Вольск: ВВИТ, 2011.

5. Психология личности военнослужащего: учеб. пособие [Текст] – Вольск, 2007.

6. Алёхин, И.А. и др. Психология и педагогика: электронный учебник [Электронный ресурс] / И.А. Алехин, [и др.]. – Москва: ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, 2016 / – Режим доступа: http://10.32.32.13/ru-RU/Search/ShowEX?id=n884261, свободный. – Загл. с экрана.

7. Шестериков, А.В.; Хациева, И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива: электрон.учеб. пособ. [Электронный ресурс] / А.В. Шестериков, И.А. Хациева. – Вольск: ВВИМО, 2016. – 1100Мб. – 1CD-R. – Загл. с экрана. – Инв. № 201623.

Просмотров работы: 68