ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОДЮСЕРСКИХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОДЮСЕРСКИХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проворов С.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремительное развитие технологий, начавшееся в конце XIX века и продолжающееся в наше время, изменило все стороны бытия, сфера исполнительского искусства не осталась в стороне. Благодаря аудиовизуальному технологическому взрыву успешный продюсерский проект сегодня не ограничен в возможности реализации самых смелых идей, что было невозможно ранее [1]. Рамки эти с каждым годом становятся все шире. В наши дни комплексные проекты для продюсера – это возможность охватить и привлечь более широкую аудиторию. Кому-то нравится визуальный ряд, кто-то больше внимания обращает на звук или пиротехнические эффекты, и чем больше технических элементов в проект заложит и объединит автор, тем более широкий круг аудитории им заинтересуется.

Предпосылки к тому, что технология займет свое место в организации проектов исполнительских искусств важное место, были уже давно [2], но сформировавшиеся идеи комплексных проектов, основанные на синтезе искусств, берут свое историческое начало в том числе в культуре немецкого романтизма в XIX веке. Романтики с своих исследованиях искали универсальные формы искусств, считая, что общность разных видов могут оказывать взаимное влияние, обогащая тем самым друг друга своими особенностями [3]. Рихард Вагнер в своем исследовании пошел еще дальше, описывая «произведение будущего», как великое универсальное произведение, включающее в себя все виды искусств, где каждое отдельное искусство – только средство, а цель общая – непосредственное и безусловное изображение «совершенной человеческой природы» [4]. У такого синтетического искусства есть неоспоримое преимущество, оно воздействует на все органы чувств зрителя. Зритель может свободно выбирать что ему больше по вкусу: прекрасная музыка или пышное зрелище [5, 6].

Исследования, обстоятельства и возможности, которые появились с развитием технической базы в разных сферах деятельности человека, начали менять отношение к уже имеющемуся накопленному опыту. Театры, концертные залы и другие учреждения исполнительских искусств должны были реагировать на перемены. Если этого не происходило, интерес зрителя падал, посещаемость мероприятий снижалась, это все вело к банкротству и закрытию учреждений, не предложивших зрителю актуальное искусство. Эти процессы стали толчком для формирования концепции комплексного проекта (мульти-проекта), состоящего из ряда моно-проектов, каждый из которых в других обстоятельствах может стать самостоятельным по объему и уровню физических и финансовых затрат. Ведь по сути, сочетание разных художественных, технических, организационных и прочих процессов, которые объединены общей идеей и нацелены на удовлетворение возрастающего спроса все более требовательной и искушенной аудитории в современной действительности, единственный шанс остаться на плаву. С появлением новых видов искусств в XX веке борьба за зрителя между представителями разных направлений исполнительского искусства ужесточилась, и только синтез, усовершенствование технической базы и симбиоз разных направлений может вывести организацию исполнительских искусств на новый уровень, сохранить, а может и приумножить спрос.

В театральном искусстве организация комплексных проектов, особенно в театрах, не имеющих постоянную финансовую поддержку государства или частных инвесторов, стала необходимостью. Доходы репертуарного театра уменьшались на фоне снижающегося спроса. Трудно стало содержать многочисленный штат сотрудников, труппу и компенсировать ежемесячные хозяйственные расходы на организацию театрального процесса. Репертуарный театр, не имеющий государственной поддержки, начал трансформироваться, появилось понятие «проектный театр», для которого «единицей измерения» творческой деятельности явился не спектакль, как цель, смысл и вершина творчества, а продюсерский проект, понятие более широкое, чем спектакль. «Проектный театр», начал развиваться и как самостоятельное явление, став еще одним конкурентом репертуарному театру. Но, с другой стороны, продюсерский проект, как явление не всегда нацелен на конкурентную борьбу за зрителя. Продюсерский проект может быть объединяющим элементом, если это фестиваль театрального или любого другого искусства. И пользу от участия в подобных фестивалях получают все стороны, среди которых могут оказаться и традиционно организованные культурные учреждения.

Комплексный продюсерский проект по своей сути не ограничен рамками какой-то одной выстроенной идеологии и не имеет четкой привязки к виду, жанру, стилю. Хотя часто по факту реализации оказывается ярким запоминающимся примером конкретного вида искусства. Комплексный продюсерский проект и его «начинка» зависит исключительно от идеи, какой продукт в итоге хочет получить автор. В зависимости от художественных, технических или других задач, в комплексный продюсерский проект привлекаются люди или готовые команды, отвечающие за какое-то отдельное направление. И если художественную сторону проекта можно сопоставить и реализовать, опираясь на имеющийся многовековой опыт, то техническая сторона с каждым десятилетием меняется.

Использование любого технического элемента в проекте влечет за собой целый список вопросов, на которые продюсеру нужно найти ответы. Перед началом работы над новым проектом он определяет его цели и задачи, а в процессе работы выстраивается цепочка условий, которые необходимо соблюсти для их достижения. Уровень технологии постоянно растет, то, что было современным десять лет назад, сегодня уже может быть устаревшим и потерявшим актуальность. Поэтому у продюсера, который задумал создать действительно что-то революционное, возникает ключевая задача найти компетентных и грамотных специалистов, способных решить поставленную задачу. С точки зрения применений современных технологических решений на практике, так же важно учитывать финансовую составляющую, потому что любые технологии в виде оборудования, машинерии и программного продукта имеют свою цену, и часто цену значительную по отношению с другими расходами. И здесь становится важным выбор места реализации проекта, нередко, на первый взгляд хороший зал, удачно расположенный на карте города, оказывается технически не готов для задуманного проекта. Как следствие, продюсер или ищет другое пространство, соответствующее требованиям, или начинает обращается к прокатным организациям, чтобы восполнить недостающее оборудование, что естественно сказывается на увеличения бюджета. Но в наилучшем случае договаривается с производителями необходимого оборудования на бартерные рекламные отношения, что, к сожалению, удается не всегда.

Посмотрим на эту проблему со стороны арендодателя: привлечь на площадку интересные и новаторские проекты хочет любое учреждение, но при слабом техническом оснащении, недостаточной технической базе, не позволяющей быстро «дорастить», установить или адаптировать существующий комплект оборудования зала под необходимый для проекта технически райдер, имеет меньше запросов, ограничено по своим возможностям, как следствие получает с аренды меньше прибыли. Конечно, много залов реконструируется и есть множество примеров полноценных, современных концертно-театральных помещений, как например, «Московский концертный зал «Зарядье», открытый в 2018 году, большой зал которого стал первым в России залом-трансформером, амфитеатр в нем может быть выровнен с партером, а оркестровая яма может регулироваться по высоте. И это далеко не полный список технических возможностей концертного зала «Зарядье». Не удивительно, что уровень технической оснащенности зала позволяют проводить в нем самые разнообразные проекты, и быть площадкой для гастролей многих мировых звезд классической и поп сцены, что естественно привлекает огромную аудиторию на мероприятия, проходящие в нем.

Список литературы

Крылова А. В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция [Текст] / А. В. Крылова // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики: сборник научных статей / Ростовская гос. консерватория (акад.) им. С. В. Рахманинова; [сост. А. В. Крылова]. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории, 2012. – С. 7–15.

Крылова А. В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства [Текст] / А. В. Крылова // Проблемы музыкальной науки, № 1 (12), 2013. – С. 42–45.

Никифорова А. С. Идея синтеза искусств в культуре немецкого романтизма (от И.Г. Гердера до Р. Вагнера) [Текст] / А. С. Никифорова // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. № 3. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. – С. 68–82.

Вагнер Р. Произведение искусства будущего [Текст] / Пер. с нем. // Избр. работы / Сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступ. ст. А. Ф. Лосева. – М.: Искусство, 1978. – С. 142–261.

Бобылева А. Л. Западноевропейский и русский театр XIX–XX веков [Текст]: [сборник статей] / А. Л. Бобылева. – М.: ГИТИС, 2011. – 365 с.

Крылова А. В. О новых формах синтеза искусств в современном музыкальном театре [Текст] / А. В. Крылова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. Т. 10, . 2, 2020. – С. 230–247.

Просмотров работы: 23