Проектная деятельность сегодня определяет стратегию культурных организаций, в том числе тех, которые занимаются искусством [1]. Практика показывает, что стратегия развития любого проекта, организации, предприятия должна быть разработана с учетом максимально оптимального использования имеющихся сильных сторон и возможностей, которые выявляются благодаря использованию таких инструментов стратегического развития как SWOT- и PEST- анализ, матрица Бостонской консультативной группы. План мероприятий по внедрению стратегии необходимо разрабатывать с учетом миссии и задач. Финансовые мероприятия стратегии развития невозможно разрабатывать в отрыве от управленческих, кадровых и производственных, поэтому предложим план для каждого раздела.
Выделим важные для проекта управленческие мероприятия.
Таблица 1
Управленческие мероприятия стратегии развития молодежной филармонии «Сотни Звезд»
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
1. |
Обсуждение стратегии развития коллективом филармонии |
2019г. |
2. |
Утверждение стратегии |
Февраль 2020г. |
3. |
Работа по противодействию рисков и угроз, препятствующих реализации стратегии |
2020-2025 г. |
4. |
Проведение маркетинговых исследований |
2019 – 2025 г. |
5. |
Работа над расширением аудитории |
2020 – 2025 г. |
6. |
Анализ деятельности филармонии и корректировка целей, задач и мероприятий стратегии развития в случае необходимости |
2021-2025 г. |
После обсуждения и утверждения стратегии развития проекта необходимо, на протяжении всего времени, анализировать внешнюю и внутреннюю среду, выявлять новые появляющиеся риски и угрозы для проекта. Для этого следует прибегать к такому инструменту как SWOT-анализ.
Обратимся к выявлению внутренних и внешних факторов данного проекта.
Анализируя внешние факторы окружающей среды, можно выделить такие сильные стороны проекта как:
мобильность;
высокая оперативность реализации проектов;
интерактивность;
дипломированные специалисты;
своя репетиционная точка (залы РГК им. С. В. Рахманинова);
доступ к редким партитурам (библиотека РГК им. С.В. Рахманинова);
наличие известных для города партнеров.
К слабым отнесем такие стороны как:
отсутствие финансовых ресурсов;
отсутствие транспорта;
отсутствие четкой организационной структуры.
Из перечисленных внутренних сильных и слабых сторон следует вывод, что у проекта есть ресурсы как материальные, так и нематериальные, которые в свою очередь являются веским аргументом для привлечения инвесторов и спонсоров.
Обращаясь к анализу внешних факторов, выделим следующие возможности:
привлечение новых партнеров/инвесторов/спонсоров;
большое количество грантов, нацеленных на поддержку культурных проектов [2];
стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года [3];
тенденция роста посещаемости концертов; (на первых концертах было 10-15 человек публики, после 2 месяцев реализации проекта – около 50 человек публики; после 3 месяцев реализации проекта – более 100 человек публики).
К угрозам необходимо отнести:
сложность понимания академической музыки у неподготовленной аудитории;
незаинтересованность рынка в данном проекте (малая прибыль для привлечения дотаций);
отсутствие платежеспособности у целевой аудитории.
Проанализировав внешние факторы, можно сделать вывод, что на данный момент рынок не заинтересован в проекте, направленном на академическую музыку, однако, государство заинтересовано и пытается поддерживать как сами организаций, так и их спонсоров.
Таблица 2
SWOT-анализ молодежной филармонии «Сотни Звезд»
S - Сильные стороны |
W - Слабые стороны |
|
Внутренние факторы |
- мобильность; - высокая оперативность реализации проектов; - интерактивность; - дипломированные специалисты; - своя репетиционная точка; - доступ к редким партитурам; - наличие известных для города партнеров |
- отсутствие финансовых ресурсов; - отсутствие транспорта; - отсутствие четкой организационной структуры |
О – Возможности |
Т - Угрозы |
|
Внешние факторы |
- привлечение новых партнеров/ спонсоров/ инвесторов; - гранты, нацеленные на поддержку культурных проектов; - стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года; - тенденция роста посещаемости концертов |
- сложность понимания академической музыки у неподготовленной аудитории; - незаинтересованность рынка в данном проекта; - отсутствие платежеспособности у целевой аудитории |
Можно прийти к заключению, что молодежная филармония «Сотни Звезд» в первую очередь была создана для просвещения граждан, для популяризации академической музыки и для фундирования карьерного роста начинающих музыкантов [4]. Данный проект не несет в себе цели быть прибыльным предприятием.
Возвращаясь к управленческим мероприятиям стратегии развития проекта, отметим необходимость периодически проводить маркетинговые исследования по изучению потребителя на предмет их удовлетворенности ассортиментом и качеством предоставляемых услуг, такую информацию можно получить, прибегнув к анкетированию. Это же поможет в работе по расширению аудитории. Анализ деятельности филармонии надлежит проводить раз в год и исходя из полученных результатов по необходимости корректировать цели и задачи стратегии развития проекта.
Рассмотрим, также, кадровые мероприятия стратегии развития.
Таблица 3
Кадровые мероприятия стратегии развития
молодежной филармонии «Сотни Звезд»
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
1. |
Проведение мероприятий по повышению квалификации и профессионального мастерства у персонала |
по мере необходимости |
2. |
Создание организационной структуры молодежной филармонии |
2019 г. |
3. |
Планирование деятельности каждого структурного подразделения молодежной филармонии |
2019 – 2020 г. |
4. |
Практика студентов всех факультетов РГК им. С. В. Рахманинова в молодежной филармонии |
2020 – 2025 г. |
Планирование деятельности каждого структурного подразделения и создание организационной структуры необходимы для эффективной работы и анализа деятельности. На данном этапе можно предложить филармонии проектную организационную структуру, так как она имеет ряд преимуществ: отделы работают друг с другом напрямую, работники разных подразделений могут быть задействованы сразу в нескольких проектах (концертах), существует четко спланированный конечный результат деятельности.[5]
Привлечение студентов всех факультетов РГК им. С. В. Рахманинова существенно сократит финансовые затраты проекта, так как студентам за участие в концерте будет зачитываться производственная практика и оплачивать труд нет необходимости.
Обратимся к производственным мероприятиям стратегии развития.
Таблица 4
Производственные мероприятия стратегии развития молодежной филармонии «Сотни Звезд»
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
1. |
Формирование репертуара филармонии на 5 лет |
2020 годы |
2. |
Совместная работа с творческими союзами, Ростовской филармонией, другими структурами |
2020 – 2025 годы |
3. |
Создание и ежедневное обновление новостных страниц сайта филармонии |
2019 – 2025 годы |
4. |
Рекламная деятельность филармонии |
2020 – 2025 годы |
5. |
Работа по формированию имиджа филармонии и повышению его престижа в глазах населения города |
2020 – 2025годы |
Учитывая, что в кадровых мероприятиях была предложена бригадная организационная структура, где часть структуры постоянно изменяется в зависимости от того какой проект (концерт) реализуется, необходимо заранее сформировать репертуар молодежной филармонии. Это мероприятие поможет понять сколько одновременно будет разрабатываться концертов, каких музыкантов необходимо задействовать и с какой периодичностью. В данном случае, можно прибегнуть к составлению календарного плана, а также к построению диаграммы Ганта, инструменту планирования и управления задачами. [6]
Совместная работа с творческими союзами, Ростовской филармонией, другими структурами необходима для привлечения новой аудитории, а также для формирования имиджа в глазах населения. Такие действия способны привлечь внимание Министерства культуры и Правительства Ростовской области. Если проект зарекомендует себя как общественно значимый, можно рассчитывать на нематериальную и материальную поддержку от государства, что в свою очередь привлечет больший интерес потенциальных спонсоров и партнеров.
Для рекламной деятельности и создания ежедневного обновления новостных страниц сайта молодежной филармонии можно обратиться к не затратным креативным формам продвижения, как, например, организация флешмобов [7], и к медиа планированию, которое представляет собой разработку рекламной активности.
Остановимся подробнее на финансовых мероприятиях стратегии развития. Перед тем как перейти к составлению плана мероприятий, обратимся к такому инструменту как дерево целей. Модель удобна тем, что представляется в графическом виде и позволяет структурировать задачи, в какой последовательности следует выполнять те или иные действия, чтобы достичь конечной цели проекта. Дерево строится «сверху вниз», от главных задач к второстепенным. Перечислим этапы построения графика:
установление цели;
перечисление главных задач;
разделение задач на подзадачи [8].
Целью финансовой стратегии молодежной филармонии является формирование системы многоканального финансирования, к задачам можно отнести разработку финансовой политики и внедрения фандрайзинга.
Составленное «дерево целей» (см. Рисунок 1) описывает те задачи и подзадачи, которые должны быть выполнены, схема дает наглядное представление объема работы, появляется возможность рассчитать количество человеческих ресурсов, необходимое для выполнения поставленной цели.
Рис. 1 График «Дерево целей» молодежной филармонии «Сотни Звезд»
Определим финансовые мероприятия стратегии развития молодежной филармонии, используя информацию из графика «дерево целей» (см. Таблица 5).
Таблица 5
Финансовые мероприятия стратегии развития
молодежной филармонии «Сотни Звезд»
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
1. |
Мероприятия по контролю за финансовыми ресурсами молодежной филармонии |
2020 – 2025 годы |
2. |
Оптимизация расходов молодежной филармонии |
2020 – 2025 годы |
3. |
Разработка финансовой политики молодежной филармонии |
2019-2020 годы |
3. |
Внедрение фандрайзинга |
2020 год |
4. |
Составление базы потенциальных инвесторов для осуществления фандрайзинга |
2020 - 2025 годы |
5. |
Работа со спонсорами, меценатами, партнерами |
2020 – 2025 годы |
6. |
Мероприятия по поиску грантов и тендеров |
2020 – 2025 годы |
7. |
Внедрение краудфандинга |
2020 год |
Обратимся к такому инструменту финансового планирования как бюджетирование. Составление бюджетов является ключевой частью процесса планирования, так как оно обеспечивает экономию денежных ресурсов, способствует ускорению оперативности в управлении финансами, а также сокращает потери.
Используя данный инструмент, молодежная филармония сможет:
- управлять денежными ресурсами;
- обосновать расходы потенциальным спонсорам и грантодателям;
- обеспечить координацию и коммуникацию между своими отделами;
- составить базу для проведения анализа и контроля реализации планов [9].
Для того, чтобы правильно разработать бюджетирование проекта молодежной филармонии следует:
сформировать учетно-финансовую политику;
разработать методики управленческого учета;
подготовить регламент планирования;
ввести систему бюджетирования;
провести анализ системы бюджетирования.
Подводя итог, еще раз отметим важность комплексного подхода к планированию деятельности организации. Все разрабатываемые мероприятия должны не противоречить друг другу, быть выстроены в правильном порядке выполнения. Для наглядного представления объема работ целесообразно обратиться к такому инструменту стратегического планирования как «дерево целей». Так же, спланировав и согласовав планы мероприятий, следует воспользоваться «диаграммой Ганта», с помощью нее можно поставить сроки выполнения каждой задачи, определить дедлайны и понять, в какой период времени сколько ресурсов в виде сотрудников и денежных средств необходимо.
Проект «Сотни Звезд» необходим городу так как направлен на просветительскую деятельность, а также на сохранение традиций ростовского джаза. Такие стратегические направления находят отражение в государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года. В данном документе говорится о том, что на ряду с другими областями культуры поддержку получит концертная деятельность в области академической музыки. Государственная культурная стратегия развития дает основание полагать, что до 2030 года будет проходить большое количество тендеров и грантов от государства, направленных на поддержку музыкальной сферы. Также данная стратегия может привлечь крупные фирмы к финансированию культурных проектов для пиара и улучшения имиджа компании.
Молодежная филармония имеет материально-техническую составляющую, высококвалифицированные кадры и партнеров в лице концертных площадок города. Однако, нуждается в финансировании для покрытия статьи расходов «оплата труда». Так как стоимость услуг филармонии варьируется от 0 рублей до 1000 рублей, концерты планируется проводить 2-3 раза в месяц, а количество слушателей колеблется в районе 100 человек, без финансирования извне существовать молодежная филармония на данном этапе не сможет.
Таким образом, круг современных инструментов стратегического планирования довольно широк и разнообразен. Создаваясь в отношении частных случаев, они стали универсальными схемами, что не исключает необходимости их дальнейшей доработки и адаптации под каждые конкретные условия финансовой и общей жизнедеятельности организации.
Список литературы
Крылова А. В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция [Текст] / А. В. Крылова // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики: сборник научных статей / Ростовская гос. консерватория (акад.) им. С. В. Рахманинова; [сост. А. В. Крылова]. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории, 2012. – С. 7–15.
Портал «Культура. Гранты России» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://grants.culture.ru/grants/?set_filter=y&arGrantsFilter_12_248947688=Y. – Загл. с экрана.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р об утверждении государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] // СПС Крнсультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c920d74f0a5/ – Загл. с экрана.
Крылова А. В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала: опыт социологического анализа[Текст] / А. В. Крылова // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой: сборник статей / М-во культуры Российской Федерации, Ростовская гос. консерватория (акад.) им. С. В. Рахманинова; [сост. А. В. Крылова]. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2011. – С. 252–262.
Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании [Текст]: учебное пособие по дисциплине, специализации, специальности «Менеджмент организации» / В. Н. Фунтов. – 2-е изд., доп. – М. [и др.]: Питер, 2008. – 336 с.
Проектная структура управления [Электронный ресурс] // Научно-образовательный портал Экономика и управление на предприятиях. – Режим доступа: http://www.upravlenie24.ru/proektstruktura.htm. – Загл. с экрана.
Крылова А. В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства [Текст] / А. В. Крылова// Проблемы музыкальной науки, № 1 (12), 2013. – С. 42–45.
Титова Н. Л. Модель дерева целей [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал ЭСМ. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19186903/. – Загл. с экрана.
Кожин В. А., Шагалова Т. В., Жесткова И. С., Иванов С. А. Бюджетирование [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. В. А. Кожина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. – 245 с.