МОЛОДЕЖЬ КАК КРЕАТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА И ПРЕДЪЯВИТЕЛЬ СПРОСА НА АРТ-ПРОДУКТ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МОЛОДЕЖЬ КАК КРЕАТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА И ПРЕДЪЯВИТЕЛЬ СПРОСА НА АРТ-ПРОДУКТ

Бахтияр Е.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодёжь в настоящее время находится в фокусе внимания целого ряда научных дисциплин, в том числе – социологии, что сформировало самостоятельное направление исследований – социологию молодёжи. Как за рубежом, так и в СССР уже проводилась работа по исследованию молодежи (например, большое исследование, включившее в себя опрос 3000 тысячи выпускников школ Московской области в 1967–1968 гг.). Если в качестве первого масштабного отечественного труда можно назвать исследование И.В. Бестужев-Лады «Прогнозирование социальных потребностей молодежи», то в настоящее время социология молодёжи активно развивается, в том числе в трудах современных исследователей: Э. Гидденс, Л. Визе, X. Шельски, Р. Мертон, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко, В.Т. Лисовский, А.И. Кравченко, В.Н. Кузнецова, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, М. У. Ярычев. Важный вклад в разработку проблем современной российской молодёжи вносят учёные московской и ростовской школ (соответственно Института социологии РАН и Южного федерального университета) [1].

Всё более усиливающийся интерес к проблеме молодёжи как специфической категории населения вызван её стратегической значимостью для государства и общества, так как именно от вектора формирования молодого поколения зависит будущее развитие социума, сохранение и трансформация ценностей, норм и моделей поведения. Молодёжный возраст является важнейшей стадией жизненного цикла, когда происходит личностное становление человека, формируются те принципы и установки, которые будут закреплены в сознании человека практически на всю оставшуюся жизнь. Это время, когда молодые люди планируют свое будущее и продумывают карьерный рост.[2] Данный этап является транзитивным, что и определяет его многочисленные противоречия. Молодой человек уже становится трудоспособным, но при этом длительное время не реализует эту способность, нуждаясь во всё более длительной социализации в силу усложнения общественной жизни. Он уже проявляет амбиции и интересы в жизни, однако ещё не наделён статусом полноправного взрослого человека. Именно данные особенности предопределяют психологические и социально-статусные проблемы, свойственные молодёжи [1].

Для точного определения молодёжи необходимо решение важной проблемы — временной делимитации этого периода. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Так рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, общество придает каждому из них социальное значение. На биологические факторы накладываются этапы социализации, а также политико-правовые особенности статуса, постепенно обретаемые подрастающим человеком права и обязанности. Соответственно, рубежи молодёжного возраста определяются по-разному в зависимости от данных факторов, а также от национальной культуры и правовой системы.

Также само осознание молодёжи как специфического периода человеческой жизни и как особой социальной общности не сразу было сформировано. Исторически не только молодого человека, но и ребёнка воспринимали как маленького взрослого: детей относили к одной социальной среде со взрослыми, их одевали, как взрослых и занимали взрослыми видами деятельности. Не существовало также специальных слов, обозначающих возрастные группы в возрасте от 7 до 16 лет. Мужчины в разных культурах до 30 лет назывались «мальчик» [3].

С понятием «молодёжь» тесно соприкасается и категория «подростковый возраст» — это биологически и социально обусловленная социальная категория, в которой происходит изменения в развитии и росте человека. По мнению Эрика Эрисона, основной задачей данного периода состоит в формировании устойчивой личности «Ощущение чувств свободы и собственного тела, чувства понимания того, что человеку нужно и уверенность в получении признания от значимых людей» [4]. Однако со временем категория «молодёжь» откристаллизовалась в качестве относительно самостоятельной. Первые определение понятия «молодежь» было представлено в 1968 году В.Т. Лисовским: «Молодежь определяется как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей» [5].. В настоящее время понятие и возрастные границы молодёжи постепенно расширяются как за счёт «нижнего», так и за счёт «верхнего порога» по возрасту. В частности, имеются следующие варианты:

- от 14 лет (частичная уголовная ответственность, получение паспорта, гражданства, частичная трудоспособность);

- от 16 лет (средний возраст физического созревания);

- от 18 лет (полная ответственность, совершеннолетие в РФ);

- от 21 года (совершеннолетие в зарубежных странах);

- до 25 лет (к этому времени чаще всего заканчивается первое высшее образование);

- до 30 лет (происходит не только образование, но и первичный трудовой опыт, психологические причины);

- до 40 лет (при условии активного развития личности в современном мире, с учётом послевузовского образования и т. д.);

- до 44 лет (по классификации ВОЗ).

В настоящей работе примем в качестве молодёжного периода возраст от 15 до 45. Мы отталкиваемся от определения молодёжи как особой, стратегически важной для развития общества, группы населения. Рассмотрим далее основные черты, свойственные молодёжи как особой социальной группе, применительно к двум составляющим деятельности молодёжной филармонии — молодым артистам и молодёжной целевой аудитории.

В молодёжном возрасте ощущение собственной личности, самостоятельности и уверенности в себе приобретает особую важность. Люди ещё не вполне привыкли к распределению социальных ролей, часто совершают ошибки и болезненно воспринимают собственный и чужой негативный опыт. Несформировавшаяся личность подвержена различным влияниям извне, как положительным, так и отрицательным. Данное качество получило наименование лабильности — то есть гибкости сознания, нахождения в процессе постоянного формирования и модификации ценностей, норм и моделей поведения (вплоть до противоположных и радикальных) [6]. В таком случае их изменение происходит при большой определяющей роли референтных групп, в качестве которых могут выступать семья, сверстники, старшие товарищи. Референтная группа может быть и виртуальной: известные личности (из прошлого или современной медийной среды), герои произведений искусства или объектов массовой культуры. Для молодых людей важна самоидентификация, в том числе выраженная вербальными категориями (самоназвание), а также материальными атрибутами, поведенческой моделью (в том числе потребительской).

Молодежь зачастую проявляет свои увлечение к звездам мировой эстрады, к их украшениям, прическам, жаргону, стилю в одежде, приоритетным атрибутам женственности и мужественности. Юноши стремятся к спортивным достижениям, важным является физическая подготовка, умение защитить себя любой ценой, а также развивают духовные и нравственные качества, изучая игру на музыкальном инструменте, читая художественную литературу, посещая театры, филармонии и музеи. Для девушек в первую очередь является главным физическая привлекательность, коммуникабельность, умение и способность контролировать ситуацию и воздействовать на межличностные отношения. Девушки также, как и юноши смотрят на звезд мировой культуры, часто сравнивая себя с ними и подражая им. Увлекаются музыкальным искусством и развиваются в этом направлении.

Соответственно, в обращении с молодёжной целевой аудиторией важно формирование фирменного стиля и брендирование продукта. Не только и не столько сам арт-продукт, сколько его внешняя маркетинговая оболочка является ключевым моментом для принятия решения о посещении концерта. Потребность в самоидентификации может быть реализована через внедрение вербальных кодов и внешних атрибутов (например, выражающих принадлежность к кругу друзей молодёжной филармонии). В этом ключе название филармонии «Сотни звёзд» может обозначать не только «звёзд на сцене», но и «звёзд в зале», что повысит престиж посещения концертов академической музыки в глазах молодых людей. Основой для маркетинга должна быть сформированная концепция самоидентификации с филармонией как особой престижной средой и её ценностями. Возможно введение концертов с пожеланиями по дресс-коду, тематически связанному с исполняемыми программами, что создаст эффект интерактивности и приобщения к музыкальному действу.

Учитывая, что часть референтной группы составляют деятели искусства из далёкого и недавнего прошлого, а также современной медийной культуры, тематическое программирование концертов может быть выстроено вокруг известных личностей, что привлечёт их почитателей. Повышенное внимание и интерес к гендерным различиям в психологии и социальном поведении у молодёжи может найти отражение в концертных программах, в большей мере посвящённых женщинам-композиторам и исполнительницам, либо «мужским» по тематике произведениям и т. д. Также можно использовать объекты массовой культуры, уже ассоциативно связанные в глазах молодёжи со сформированной групповой идентичностью вокруг кинематографа, мультипликации, компьютерных игр и других аналогичных элементов повседневности, привычных молодому поколению.

Самыми главными проблемами и сферами интереса для молодого человека в возрасте от 18 до 30 лет, по мнению З. Фрейда, являются любовь и работа. Однако стоит отметить, что чем выше социальный класс семьи, тем дольше длится юность у человека, в отличии от молодых людей из семей среднего рабочего класса, где взросление наступает намного быстрее [3]. Построение семьи и обретение образования как фундамента для будущей карьеры являются ключевыми ожиданиями молодёжи. Соответственно, как в тематике концертных программ, так и в маркетинге концертов могут быть акцентированы ценности семьи и профессионализма.

Для самих молодых музыкантов данные особенности также имеют значение, в частности: формирование групповой самоидентификации важно направить в русло создания профессиональных музыкальных коллективов и творческих команд, с которыми будут ассоциировать себя будущие артисты. В свою очередь, данная идентичность расширяется от коллективной до более общей идентификации с молодёжной филармонией как средой сверстников, старших и младших товарищей, сплочённых общими ценностями, профессией и творческим делом. Данный подход способствует нематериальной мотивации к участию в концертах. Также участие в общих проектах может стать полем для поиска будущего партнёра в личных отношениях либо в дружбе, укрепить отношения за счёт вовлечения в единую сферу деятельности. Также привлечению артистов в ряды самостоятельно формирующихся коллективов молодёжной филармонии могут способствовать их карьерные ожидания. После накопления опыта, «проб и ошибок» происходит кристаллизация успешных коллективов, которые могут продолжать свою деятельность, встраиваясь в рыночную реальность. Мотивация молодых артистов предполагает:

- максимально «управляемый» с их стороны формат репетиционной и концертной деятельности, возможность выбрать собственную роль в процессе;

- осознание пользы от участия в проекте для повышения своего профессионализма1, возможности найти и изучить собственного слушателя, а также возможности обзавестись необходимыми связями и контактами, возможно даже найти своего партнёра в личной сфере благодаря совместному творчеству;

- повышение престижа и обретение статуса, аналогичного статусу взрослого артиста филармонии в глазах аудитории, а также возможность достижения окупаемости деятельности и материального поощрения в случае успеха.

Однако следует помнить и о рисках. Чтобы управлять и мотивировать артистов, необходимо выстроить дисциплину в коллективе, а также систему санкций и поощрения. В психологии в качестве важного способа мотивации и сдерживания выделяют влияние единомышленников — тех, кто поддерживает и направляет, а также сдерживает от запрещенных действий артистов (в этом лице может быть, как дирижёр, продюсер, коллеги так и близкие артиста).

В отношении молодёжи как лабильной аудитории необходимо не только и не столько традиционное исследование целевой аудитории на предмет её текущих интересов и потребностей, сколько целенаправленное формирование спроса на качественный и профессиональный арт-продукт. Вариантами мотивации для молодого слушателя может быть возможность выбора репертуара через программу онлайн-голосования, нетрадиционный формат подачи просветительской лекции, сопровождающей концерт. Важно наличие интернет-среды, сопровождающей все происходящие события: сайта филармонии, буклетов, видео трансляций с записью концерта, фотосессий с музыкантами, интерактивные возможности приобретения билетов и абонементов. Молодежь привлекают креативные формы рекламы, такие как флешмобы, реклама в соцсетях и блогах[8]. В определенных кругах стало престижным ходить на концерты классической музыки и развивать свой художественный взгляд, молодежь получает духовное наслаждение и накапливает сам опыт слушания классической музыки, который осознаётся в качестве блага в русле ценностей саморазвития.

Наряду с общими признаками молодёжи, как социальной общности следует учитывать и особенности каждого конкретного поколения. В настоящее время в среде молодёжь представлена двумя основными поколениями, уже получившими в научной практике и медийном дискурсе наименования «миллениалов» (так называемое поколение Y) люди, рожденные в временной промежуток с 1980 по 2000 годы и «зуммеров» (так называемое поколение Z) люди, рожденные с 2000 годов [9].. Отличительной особенностью миллениалов, для которых детство и подростковый период пришлись на рубеж тысячелетий, является то, что распространение цифровых технологий происходило как раз в то же время. Информационная среда и виртуальный мир стали для них зоной комфорта, позволяющей уйти от многочисленных проблем окружающего мира. На их глазах происходила радикальная модификация российского общества, ломка ценностей и стереотипов, переосмысление институтов семьи, собственности, формирование культуры потребления. Самое образованное за всю историю человечества поколение миллениалов настроено на постоянное саморазвитие, но и к окружающим предъявляет столь же высокие требования, подчас достигающие «перфекционизма». Оно существенно меньше привержено семейным ценностям и не спешит заводить собственную семью, а также весьма работоспособно и трудолюбиво, предпочитает возможность дополнительного заработка отдыху. Склонно к потребительскому поведению. Миллениалы, как правило, не имеют героев ни среди собственного поколения, ни среди предшествующих.

Для поколения зуммеров цифровые технологии являются не средством «ухода от реальности», а повседневностью уже с детского возраста [9]. Они амбициозны, многозадачны, открыты новым знаниям, также, как и миллениалы желают видеть быстрый результат. Их главная особенность погруженность в онлайн, поэтому классических приемов мотивации им недостаточно. Таким молодым артистам необходимо предоставить возможность выбирать поощрение самостоятельно, причем интерактивно и сразу после выполнения работы. Молодежными поощрениями могут быть подарки, сертификаты, билеты в кинотеатр, однако сложность состоит в том, что в отношении зуммеров они могут не составлять ценности, им требуется именно денежное вознаграждение.

Применительно к слушательской аудитории особенности миллениалов и зуммеров означают:

- повышенную требовательность как к качеству арт-продукта, так и к качеству его медийной рекламной оболочки;

- «иммунитет» к рекламе, в том числе основанной на традиционных семейных ценностях;

- нежелание тратить дополнительное время и отрываться от работы в том случае, если получаемый арт-продукт не даёт (в их представлении) результата для саморазвития.

Из опроса, проведённого лично автором, среди слушателей поколения Z, выявлено следующее: самым важным для посещения концерта является наличие рядом родственников или друзей, присутствующих с ними на концерте. В отличие от миллениалов, одиночество они не переносят. Обобщим основные наблюдения за представителями обоих поколений (см. Табл. 2).

Таблица 2. Потребитель арт-продукта: поколения Y|Z

Параметр сравнения

Миллениалы

Зуммеры

Концертные площадки

Ближе к академическим классическим площадкам. Любят роскошь и декор, красивую архитектуру и дорогой дизайн

Loft-стиль, «креативные пространства», неформальная обстановка

Площадки размещения медиаконтента

Instagram

Facebook

Одноклассники

«ВКонтакте»

«TikTok»

Характер графического контента

Клиповое мышление. «Полифония смыслов». Интересны и концептуальные, необычные графические решения

Стилизованное под антураж блокбастеров, киноискусства. Минимализм.

Характер вербального контента

Любят озвучиваемый текст (короткие видео, влоги)

Минимум текста, максимум графики. Лаконизм. Эффект загадки.

На основе вышеизложенного следует отметить, что лучшей рекламой для современной молодежи может быть динамичный видео контент (рекламный ролик), размещенный в интернете, либо афиша с лаконичной информацией и фотографиями музыкантов, в светлых постельных тонах, для миллениалов — с графическим изображением в виде рисунка, для зуммеров — возможно со стилизацией под персонажей из блокбастеров или супергероев.

На основе личного опыта наблюдения автора данной работы можно отметить, что молодое поколение внимательно следит за декоративно-прикладными и дизайнерскими тенденциями, любит современные архитектурный дизайн помещений, где происходит концерт. Например, музеи и библиотеки в лофт-стиле со спокойной неформальной креативной обстановкой, куда можно прийти с друзьями, заказать кофе, сделать видео и селфи для инстаграмма и заодно послушать концерт. Тем самым реализуется зумерский принцип многозадачности, а также установка к обязательному получению пользы (одной лишь ценностной мотивации или следования примеру для зуммеров недостаточно). Молодежь поколения Y и Z в современном сознании внутренне очень свободная, и академические традиционные площадки уходят на второй план, что для продюсеров и организаторов концертов упрощает административную и финансовую работу, например, аренда большого зала филармонии стоит 80000 рублей за вечер не считая репетиций, а аренда зала в музеи стоит 3000 рублей за вечер. Но есть и минусы в данных пространствах, такие технические нюансы, как отсутствие: дополнительного освещения, большой сцены, стационарных музыкальных инструментов (рояль, фортепиано), акустики зала, и закулисье, ограниченно не большое количество мест от 50 до 150.

Список литературы

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социология молодежи [Текст]: учебное пособие для студентов специальностей «Социология» и «Государственное и муниципальное управление» / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – М.: Московский гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ), 2009. – 322 с.

Крылова А. В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала: опыт социологического анализа [Текст] / А. В. Крылова // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011. – С. 252–262.

Волков Ю. Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. – 2. изд. – М.: Гардарики, 2003. – 510 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]: учеб. пособие / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых; пер. с англ. [Андреева А. Д. и др.]. – 2-е изд. – М.: Флинта [и др.], 2006. – 341 с.

Лисовский В. Т. Социология молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pl.b-ok.cc/book/3079519/e48a43 – Загл. с экрана.

Российская научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/labilnost-nervnoy-sistemy-podrostkov-i-ee-psihologicheskie-i-fiziologicheskie-korrelyaty-1. – Загл. с экрана.

Крылова А. В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция [Текст] / А. В. Крылова // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики: сборник научных статей / Ростовская гос. консерватория (акад.) им. С. В. Рахманинова; [сост. А. В. Крылова]. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории, 2012. – С. 7–15.

Крылова А. В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства [Текст] / А. В. Крылова// Проблемы музыкальной науки, № 1 (12), 2013. – С. 42–45.

Howe N., Strauss W. Millennials rising: the next great generation. – Vancouver: Vintage Books, 2000. – 415 p.

1Не случай проектные формы деятельности стали превалирующими в деятельности молодых поколений. См. об том [7].

Просмотров работы: 488