ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы родительства и детско-родительских отношений были актуальны и обсуждаемы во все времена. Семья является важной ячейкой общества, которая не только является передатчиком культурно-общественных ценностей, но и является важным социальным институтом, обеспечивающим становление будущего поколения, определяет его культурно-духовные ориентиры, является агентом первичной социализации. Наиболее важной социальной функцией семьи является задача воспроизводства общества, а значит задача рождения, воспитания, обеспечения молодого поколения. Часть этих норм отражена в Семейном кодексе РФ 1995 г. Статья 63 главы 12 СК РФ указывает: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Реализация данной задачи семьи выражается через социально-психологический феномен родительства, в частности материнства. Сегодня одной из ключевых проблем, является проблема девиантного материнства. Об этом свидетельствуют средства массовой информации и статистические показатели. В 2019 году было зарегистрировано 1,5 млн родов и 1,6 млн абортов. 20% абортов делаются несовершеннолетними, так же в перинатальных центрах было оставлено матерями около 3 тысяч малышей. При этом число оставленных матерями детей снизилось на 22% по сравнению с прошлыми годами.

Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Родительские отношения рассматриваются как сложная система, включающая в себя разнообразные чувства родителей по отношению к ребенку, их поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ребенком, а также особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.

Детско-родительские отношения несут в себе много задач и половина из которых в обязательном порядке несет в себе функцию, отвечающую за благополучие ребенка. Взаимодействие происходит снизу вверх, то есть, от малыша к родителям. Существует несколько типов детско-родительских отношений или же их можно еще назвать стилями воспитания:

1. Демократический тип предполагает присвоение главной роли в семье родителям, но при решении важных вопросов мнение детей учитывается, в соответствии с решениями родителей и некоторые важные вопросы решаются вместе. Данный тип отношений между родителями и детьми является наиболее правильный в современном обществе. 

2. Авторитарный,в большинстве случаев, родители являются правыми, а вот дети всегда беспрекословно выполняют все требования родителей, практически никогда не говорят ничего против и делают все так, как принято в семье. В данном случае, родителям удобно, что ребенок находится в семье. Он может с легкостью исполнить любое поручение, на нем можно легко оторваться в случае плохого настроения, так как ответной реакции наверняка не последует.

3. Гиперопекающий,противоположный тип авторитарному.  Ребенок просто не знает, что такое слово «нет». Помимо этого, он не представляет какие опасности его могут ожидать, потому что от всего он огражден заботливыми родителями, способными вовремя подставить плечо. Семья заботится о каждом шаге малыша. Ребенок не может самостоятельно поесть, сходить погулять. С ним постоянно кто-то есть, не даёт ступить шагу и каждые пять минут обрывают телефон. Если что-то случается, например, появляется царапина, родители больше не отпускают малыша гулять. Общение с друзьями тщательно проверяется, отбираются благополучные ребята из хороших семей. В таких семьях родители на сто процентов уверены, что все находится в их руках, исключительно под контролем. 

4. Гипоопекающий,родители не обращают внимания на ребёнка и не участвуют в его жизни, занимаясь своими делами, например работой или домой. Когда малыш хочет что-то сообщить, игнорируют и не принимают во внимание его слова. Постоянно заняты своими делами, пропадают на работе или общаются с друзьями. Ребенок постоянно находится в одиночестве, не может найти подходящий случай, чтобы рассказать о своих проблемах. Когда родители задумываются над своими ошибками, ребенок уже не хочет рассказывать о своих победах и достижениях. В такой семье ребенок явно испытывает недостаток тепла и заботы, пытается найти их во внешних источниках и, к сожалению, закрывается от общества в дальнейшем. 

Необходимость, постоянной работы в области семейных отношений говорят, наблюдаемые в современном обществе асоциальные явления: социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация. В их число включается и девиантное материнство, под которым понимается отклоняющееся поведение матери, проявляющееся в эмоциональном и физическом отвержении ребенка и выражающееся в различных формах (гипоопека, авторитаризм, гиперопека, физическое и психическое насилие, отказ от ребенка), которые имеют большое влияние на формирование дефицита в психическом и физическом развитии ребенка.

Девиантное материнство - это поведение матери, не способствующее сохранению здоровья ребенка, а наоборот, нарушающее и затрудняющее нормальный процесс его развития. Семья является важной ячейкой общества, которая не только является передатчиком культурно-общественных ценностей, но и является важным социальным институтом, обеспечивающим становление будущего поколения, определяет его культурно духовные ориентиры, является агентом первичной социализации[3, с.231].

С феноменом материнского девиантного поведения тесно связан материнский инстинкт. Существует несколько точек зрения о нем и одна из них – материнский инстинкт является врожденным (присущ всем женщинам в той или иной мере, проявляется в ходе нормального развития каждой девочки). Противоположная ей точка зрения состоит в том, что материнское поведение не задано женщине изначально (развивается в процессе воспитания, взаимодействия матери и ребенка). 
А.И. Захаров говорит о взаимосвязи трех инстинктов: самосохранения, материнства и продолжения рода - хотя первые два из них не всегда одинаково развиты и могут быть взаимоисключающими понятиями. Например, когда ребёнок препятствует профессиональной самореализации женщины. Три вышеупомянутых инстинкта влияют друг на друга: инстинкт самосохранения может реализоваться в стремлении к продолжению рода, который, в свою очередь, не существует без инстинкта материнства.

Основы будущего материнства закладываются еще в родительской семье. Проведенные исследования В.И. Брутмана. А.Я. Варги и И.Ю. Хамитова на примере женщин-отказниц показали, что будущие отказницы отвергались своими матерями с детства, что привело к нарушению нормального материнского поведения. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. Ведущая потребность женщины с девиантным материнским поведением – получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью. Предполагается, что для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе – эмоциональная сепарация [6].

Филиппова Г.Г, считает, что девиантное материнство является одной из наиболее острых областей исследования. Сюда входят проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте[5. 84стр].

Сегодня для формирования полноценного материнства недостаточно только инстинкта, женщине-матери необходимо, чтобы кто-то более опытный ввел ее; она нуждается в обучении, сопровождении и поддержки до рождения ребенка, а в особенности после родов. Вовлеченность женщины в семью, в том числе в рождение и воспитание детей, становится непривлекательной деятельностью, а общественно оцениваемая и вознаграждаемая морально и материально профессиональная реализация – самой главной ценностью. И такая популярность вызвана не только материальными затруднениями: по результатам исследования, проведенного Л.Л. Рыбцовой, 70% женщин не оставили бы работу даже в случае очень высокой заработной платы мужа.
В современных условиях, с точки зрения предупреждения нарушений, отношения матери к ребенку, которые в крайних формах выражаются в психологическом и физическом отказе от ребенка, особенно важно изучить стадии индивидуального развития материнства, его содержание и механизмы формирования. Данная информация позволяет точно отнестись к диагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, причинам имеющихся нарушений, проектированию способов их коррекции и профилактики[4,с.76].

Подводя итог описанию дисгармонии в отношениях между матерью и ребенком, неизбежно возникает вопрос: каковы пути коррекции данных отклонений и как помочь всем членам семьи обрести личностную зрелость и встать на путь личностного роста и гармонии в развитии. До самого конца жизни дети могут предъявлять претензии матери и перекладывать на нее ответственность за собственные недостатки.

Чтобы помочь распутать многие осложнения между матерью и детьми необходимо выстроить детско-родительскую терапию таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. Чтобы в процессе занятий родители становились более сензитивными к своим детям и научились относиться к ним без оценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Также необходимы беседы, групповые работы с применением различных тренингов и методик, способствующих раскрытию и принятию внутренних чувств матери и ребёнка.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что девиантное материнство порождает своеобразный замкнутый круг. Холодная мать, воспитывает депривированного ребенка, с ложными образом материнства, а также искаженными собственными установками на родительство. В последующем такой ребенок, став взрослым сам станет представителем, демонстрирующим, вероятнее всего, девиантный стиль родительства. Таким образом, мы видим, что проблема детско-родительских отношений как фактор проявления девиантного материнства имеет огромное социальное значение, требующая особого внимания специалистов, а также разработке инновационных путей решения.

Список использованных источников

Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова  Т.Ю. Эмоционально смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 46-64.

Девиантология родительства : сборник научных трудов /ФГБНУ «ИИДСВ РАО»; отв. ред. Е.В. Куканова. - М.: ИИУ МГОУ, 2016 – 212 с.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.10: Гендер.Семья.Брак./ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-М.: ИНФРА-М,2006.-1094 C.

Добряков, И.В. Перинатальная психология/ И. В. Добряков.– СПб .: Питер, 2010. – 272 с.

Филиппова Г. Г.Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации/ Холостова Е.И., Климантова Г.И., - 4-е изд. - М.: Дашков И.К., 2018. - 752 с.

Просмотров работы: 10