Зевгма как стилистический приём. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Зевгма как стилистический приём.

Большаков М.С. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Контекст обычно материализует одно значение слова. Однако, когда слово манифестирует (представляет) два значения (главное и производное) одновременно, мы сталкиваемся со стилистическим приёмом, который называется зевгма.

Зевгма — это экспрессивная синтаксическая конструкция, которая состоит из ядерного слова и зависимых от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего в многозначном ядерном слове одновременно активизируются минимум два разных значения или смысловых оттенка.

Слово используется в одном и том же контексте, но в различном лексическом окружении, что создаёт иронично-юмористический эффект. Этот стилистический приём присущ английской эмотивной прозе и поэзии.

Примеры зевгмы в английском языке:

«Dora, plunging at once into privileged intimacy and into the middle of the room». (B. Shaw)

«She dropped a tear and her pocket handkerchief». (C. Dickens)

«At noon Mrs. Turpin would get out of bed and humor, put on kimono, airs, and water to boil for coffee». (O. Henry)

Наиболее частотны зевгматические конструкции, представляющие собой простые предложения с однородными членами, например:

«За горами, за лугами, за войною

Я не сплю в предчувствии беды». (М. Цветаева)

«Горы —

Это опора земли

И планеты бессрочная память». (Л. Татьяничева)

К сложным зевгматическим конструкциям поэты прибегают значительно реже. Так, например, в поэзии М. Цветаевой находим разноструктурные сложные конструкции: и сложносочинённые, и бессоюзные, и сложноподчинённые:

«И слышу я, что где-то в мире — грозы,

Что амазонок копья блещут вновь…» («Летят они, написанные наспех»)

«О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай». («Бежит тропинка с бугорка»)

Важнейшей функцией всех зевгматических конструкций является выделительно-информативная. Семантическая разнородность членов сочинительного ряда, конечно же, привлекает внимание читателя, заставляет его задуматься над смыслом каждого члена этого ряда. Они, как правило, занимают постпозицию по отношению к ядерному слову и, следовательно, являются ремой, то есть при актуальном членении высказывания выражают его основной смысл.

Экспрессивность анализируемых конструкций значительно усиливается, если имеют место и другие стилистические приёмы, например, парцелляция, многосоюзие, вставная конструкция:

«Покуда я влюблён — пророк.

То одержим, как глухариный ток,

То холоден (а может, только мнится),

То как скала, то суетлив, как птица…» («Сонет 27»)

Или же сегментация, парцелляция, синтаксический повтор, лексический повтор, инверсия, эллипсис, антитеза, хиазм:

«Две женщины.

Два полюса земли.

Две радости

И две слезы благие.

То — две богини

С мудростью змеи, 

То — две змеи

Под маскою богини». («Если рыщут метели»)

Кроме того, зевгматические конструкции помогают автору передать самые различные чувства и переживания, например, чувство страха:

«Я иду через вьюги

На огни, на огни,

На огни!.. Но, поверьте,

Разобраться нельзя:

Это светят деревни

Или волчьи глаза?» («Если рыщут метели»)

Чувство удивления:

«Изумлённые люди шептали:

— О Боже, откуда

Этот свет,

этот крест,

этот синего неба покров?..» («Красная горка»)

Зевгму используют и для передачи контрастности жизненных ситуаций, например:

«К утру все счёты были сведены.

Стал гением один,

другой – задолжником». («Познав не раз паденья и полёт»)

Для описания суетности людей:

«Опять Ростов и Запорожье,

Опять такси и чемодан…» («Тот вечер»)

Зевгма используется также и для передачи отсутствия чего-либо при опущенном ядерном слове «нет»:

«Ни чести, ни любви,

Ни подвига, ни хлеба». («Я женщину любил»)

«Ни шороха, ни всполоха,

Ни речки, ни весла…» («Черёмуха»)

Зевгма выполняет и описательную функцию. Используется она прежде всего для описания предметов, явлений окружающей действительности:

«Пахла дымом она и морем,

Якорями, кормой, смолой…

Тот подшитый кусочек горя

В океане всегда со мной». («Тельняшка»)

Важную роль зевгма играет в выражении взглядов героя на окружающий мир:

«Не шапка Мономаха тяжела,

А груз самодержавной немоты». («Сарафан»)

Таким образом, зевгма — яркий и оригинальный приём экспрессивного синтаксиса. Он разнообразен в структурном отношении и, несмотря на свою недостаточную частотность, обладает неограниченными функциональными возможностями.

Источники:

1. Galperin I. Stylistics. M.: Higher School, 1977.

2. https://studopedia.ru/10_226162_zevgma--Zeugma-.html

3. Береговская Э.М. Проблемы исследования зевгмы как риторической фигуры // Вопросы языкознания. 1985. N 5.

4. Стругова Г.С. Зевгма как риторическая фигура поэтической речи [Электронный ресурс] / Метеор-Сити: научно-популярный журнал, 2017. N 2. Спец. выпуск по материалам заочной международной интернет-конференции «Проблемы филологических исследований» (8.02–8.03.2017, ЮУрГГПУ, г. Челябинск). URL: http://www.meteor-city.top/zevgma-v-poeticheskoy-rechi.

Просмотров работы: 1203