В современном обществе образование должно быть наполнено знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ребенка с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности и стать функционально грамотным, компетентным учеником, а в будущем – успешным и востребованным специалистом.
Начальная школа является важным этапом усиленного накопления знаний об окружающем мире, формирования всесторонних связей младших школьников с окружающей средой и социальной действительностью.
Классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский говорил: «Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения». Эти слова относятся с важнейшими задачами современной системы образования, которые направлены на формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Возможности для этого дает исследовательская деятельность учащихся, поскольку она характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей работы, учит обобщать и делать выводы. А самое главное – позволяет учиться не только ученику, но и учителю.
В настоящее время, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», отмечается необходимость выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, а также интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности.
ФГОС НОО определяет личностные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из личностных результатов является: «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Предметные результаты учебного предмета «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» должны отражать: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире» [3, с. 7; 11].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве одной из базовых национальных ценностей, на основе которых это воспитание осуществляется, представлена Природа, раскрывающаяся в таких понятиях, как эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля и другое [1, с. 19].
В примерной программе по «Окружающему миру» одним из предметных результатов изучения предмета является: «умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества» [2, с.137].
Одной из приоритетных задач перед современной школой состоит в том, чтобы научить ребенка ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру России, а также своего края. Этому способствую различный формы и методы, которые использует в своей деятельности педагог, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Потенциал внеурочной деятельности в формировании исследовательских умений велик. Педагог должен, прежде всего, учитывать интересы личности ребенка при выборе видов внеурочной деятельности, используя методы и формы, соответствующие содержанию. При этом педагог перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» отчетливо выявляется значимость внеурочной деятельности как одной из двух основных форм реализации ООП НОО.
Основными формами в формировании исследовательских умений могут быть: практика, экскурсия, экспедиция, образовательное путешествие и так далее.
Вместе с тем, в современной школе вопросами формирования исследовательских умений, касаемо родного края Югры, уделяется недостаточное внимание. Учителя испытывают определенные сложности с подбором методического материала, с ведением активных форм организации деятельности детей в данном вопросе, с внедрением факультатива в рамках внеурочной работы.
Данную проблему может решить организация факультатива «Родной край Югра в моих руках» во внеурочной деятельности как средство формирования исследовательских умений у четвероклассников. Программа факультатива предназначена на учащихся 4 класса. Составлена с опорой на программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И. Савенкова. Занятия проводятся один раз в неделю. Разнообразные формы и методы проведения занятий, такие как эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование и другое, будут способствовать эффективному развитию и обучению учащихся.
Цель факультатива - создание условий для успешного освоения основ исследовательской деятельности.
Достичь поставленной цели поможет решение следующих задач:
Содействовать формированию исследовательских умений;
Содействовать формированию представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
Обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Содействовать развитию познавательных потребностей и способностей, креативности.
Результатом этой деятельности будет являться формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Список используемой литературы
Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. 24 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – 2 е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. 204 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [16+] / М-во образования и науки Российской Федерации. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 47, [1] с.