Проблема общения у детей младшего школьного возраста достаточно актуальна на сегодняшний день, так как общение выступает важной составляющей жизнедеятельности школьника. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) одной из целевых установок выступает становление личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учет позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог [1]
По мнению С.Г. Батыревой, важной индивидуальной особенностью субъектов деятельности, влияющей на формирование социокультурных и коммуникативной компетенции, являются особенности социализации младших школьников. Этот процесс предполагает активное участие школьника в освоении социальных норм, ролей и функций, приобретении необходимого опыта для их успешной реализации [2, с. 34].
В процессе формирования умений строить продуктивное взаимодействие у детей младшего школьного возраста формируются определенные взгляды, усваиваются определенные нормы и ценности, и обучающийся начинает осознавать свою роль в группе и коллективе. Дети в начальной школе с высоким уровнем умений строить продуктивное взаимодействие участвуют в общении со сверстниками и взрослыми, достигают личных целей во взаимодействии и в то же время поддерживают позитивные отношения с другими людьми. Если же обозначенные умения сформированы недостаточно, у ребенка возникают проблемы с работой в команде, он не может найти общий язык со сверстниками и взрослыми, в результате чего возникают конфликты. А также низкий уровень формирования умений в социальном взаимодействии может увеличить риск девиантного поведения.
Дети младшего школьного возраста уже стремятся найти свое место социуме. Этот сложный процесс напрямую зависит от правильной организации коллективных видов деятельности, в том числе и учебной, которые являются средством для формирования способности к успешному коммуникативному взаимодействию. Необходимо понимать, что данный процесс глубоко индивидуален. В сложном положении оказываются те дети, у которых отмечается заниженная самооценка и недостаточное развитие самосознания. Перечисленные выше свойства важны для формирования коммуникативной компетентности, что является одной из целей организации занятий на деятельностной основе.
Изучение «Окружающего мира» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
В нашем исследовании за основу взяты личностные результаты, которые представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. В эту группу входит понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. [3, с 17]
На уроках по окружающему миру учителя в качестве основных видов деятельности применяют учебную, исследовательскую, игровую, трудовую деятельность. Однако основным видом деятельности детей младшего школьного возраста в рамках уроков остается учебная деятельность, в процессе которой происходит приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Но этого недостаточно для формирования умений продуктивного сотрудничества. Для того чтобы полностью раскрыть потенциал каждого ученика, важно и нужно использовать такие методы и технологии, которые вызовут у него интерес к обсуждению какой-либо проблемы.
Одной из технологий открытого образования является «Теория решения изобретательских задач». ТРИЗ - новая отрасль знания, быстро формирующаяся в отдельную науку. У ТРИЗ своя область изучения, свой метод, свой язык, свой информационный фонд. Средствами ТРИЗ формируется нестандартное мышление, неповторимость, создаются условия для самораскрытия и самореализации.
Преимущество данной технологии в том, что она позволяет детям полностью раскрыть свой потенциал. У детей активизируется познавательный интерес, мыслительная деятельность, что позволяет всем детям участвовать в обсуждении темы урока. Дети рассуждают, предполагают, не боятся высказать своё мнение.
Учителю необходимо помнить, что на формирование личности младшего школьника в возрасте 7-9 лет существенно влияет коллектив, обеспечивающий социальную направленность ребёнка. Неслучайно к 10-ти годам большое значение приобретает интеграция в общество своих ровесников. Мнение коллектива и сверстников играют ведущую роль в оценке окружающего мира и самооценке. [4, с. 319]
Актуальность технологии «ТРИЗ» в том, что на уроке создаётся благоприятная атмосфера для совместного поиска и творческого решения задач, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
Список используемой литературы
1. Асмолов, А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011 – 20 c.].
2. Батырева, С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников // Начальная школа. – 2015 – № 11 – С. 32-35.].
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М. : Вента-Граф, 2005. – 240 с. Ил. – (Начальная школа XXI века).ISBN 5-88717-526-5. СТРАНИЦА 17 )
4. Франгони, И. С. Особенности общения младших школьников в школьном коллективе // Феномен человека. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования : межвуз. сб. ст. / Моск. обл. гуманитар. ин-т. – Подольск, 2015 – С. 318-322.