ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Шурыкина Л.С. 1, Кольцова М.П. 1, Фролович В.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной работы связана прежде всего с тем, что здоровье нации складывается из состояния здоровья, жизненных каждого отдельного человека, являющегося членом этого общества. В.П. Соломин подчеркивает, что «состояние общественного здоровья складывается из состояния здоровья каждого отдельного человека, из его отношения к собственному здоровью и своему образу жизни, – в особенности, из его отношения к двигательной активности, физической культуре, к распорядку дня, питанию и вредным привычкам» [1]. Таким образом, отношением каждого человека к своему здоровью определяется отношение к здоровью нации в целом. Особенно актуальна в этом смысле проблема здоровья учащейся молодежи, в том числе студентов. Специфика учебного процесса и возрастные особенности организма предполагают повышенные требования к здоровью учащихся. Высокая интенсивность современного учебного процесса, серьезный рост учебных нагрузок сопровождаются одновременным снижением физической активности. Практика показывает, что обучение в вузе оказывает на здоровье студентов существенное влияние, и это влияние в большинстве случаев нельзя назвать положительным: зрение, состояние двигательно-опорного аппарата не только не улучшаются, но и в ряде случаев ухудшаются; усиливается подверженность стрессам, на этом фоне обостряются имеющиеся проблемы и могут приобретаться новые. Согласно выборочному опросу, сами студенты почти не занимаются укреплением своего здоровья, хотя осознают необходимость этого. Понимая, что здоровье может оказаться существенным конкурентным преимуществом как в учебной, так и впоследствии в профессиональной деятельности, студенты не уделяют заботе о своем здоровье достаточного внимания. Среди причин называются следующие:

- нехватка времени,

- недостаточная информированность о здоровом образе жизни и своем организме,

- отсутствие необходимых и/или комфортных условий для занятий спортом,

- отсутствие или нехватка финансов,

- отсутствие силы воли, лень.

Цель работы: показать зависимость мотивированности обучения в вузе от здорового образа жизни обучающихся.

Задачи:

Дать определение здорового образа жизни.

Выявить составляющие здорового образа жизни.

Показать связь здорового образа жизни с мотивацией к обучению в вузе.

«Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – условие и предпосылка социальной активности человека, полноты выражения его духовных и физических сил» [2]. Профессиональное образование, а затем и профессиональная социализация требуют от студента полной отдачи и напряжения всех физических и душевных сил, а это, в свою очередь, может быть достигнуто за счет поддержания здоровья в хорошем или хотя бы удовлетворительном состоянии.

О формировании здорового образа жизни, в том числе – о здоровом образе жизни в профессиональном образовании, в последние годы писали Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.А. Пономарчук, Р. Ахтаова, Н.Х. Хакунов и др.

Стабильность настроения, отношения в семье и коллективе, успешность учебной и трудовой деятельности – все это в очень высокой степени определяется психосоматическим здоровьем личности.

Для того чтобы здоровый образ жизни способствовал успешной самореализации в учебной и в профессиональной деятельности, необходимы: знания о здоровье; знания о здоровом образе жизни; понимание значения здоровья и здорового образа жизни для отдельного индивидуума и общества в целом; сознательные действия, направленные на поддержание и укрепление здоровья; ежедневная двигательная активность, нахождение времени и организация возможностей для этого; разработка плана действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья; эмоциональная устойчивость; коррекция действий и поступков в соответствии с требованиями ЗОЖ; овладение умениями и навыками ведения ЗОЖ.

Итак, «здоровый образ жизни – это такой образ жизни, который обеспечивает создание условий, в которых организм может работать максимально эффективно» [3].

Здоровый образ жизни благоприятно влияет на все сферы жизни, в том числе на обучение.

Понятие «здоровый образ жизни» подразумевает такую организацию жизни, которая включает в себя, во-первых, укрепление здоровья, во-вторых, профилактику болезней. Здоровый образ жизни предполагает, что человек, с одной стороны, своими действиями обеспечивает хорошее состояние своего здоровья, а с другой, определенным образом ограничивает свое поведение, стараясь не допускать или сводить к минимуму привычки, вредные для здоровья. Понятие «образ жизни» включает в себя также понятие «образ мысли». Под образом мысли мы понимаем человеческое мировоззрение. Понятие «здоровый образ жизни» подразумевает у человека также наличие здорового мировоззрения.

В понятии «здоровье» выделяют: соматическое здоровье, то есть биологическое здоровье, физическое состояние организма; психическое здоровье, то есть душевное благополучие; нравственное здоровье, то есть жизнь в соответствии с требованиями морали и нравственности.

Следовательно, только такой образ жизни, который способствует укреплению и оздоровлению организма как физически, так и эмоционально, можно назвать здоровым.

Рассмотрим подробнее обязательные компоненты здорового образа жизни:

- физические нагрузки,

- правильное питание,

- отсутствие вредных привычек,

- соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Основным фактором здорового образа жизни является физическая активность. Отсутствие физических нагрузок может привести к слабости, переутомлению, появлению лишнего веса и ожирению, астении, гиподинамии и общему неудовлетворительному состоянию здоровья. Регулярно выполняемые физические упражнения способны, напротив, снизить риск возникновения многих серьезных болезней, включая высокое кровяное давление, ожирение, диабет. Физические нагрузки способствуют укреплению сердца и сосудов, сохранению гибкости суставов, стабильности нервной системы, улучшению эмоционального состояния и работы всех систем организма, а, следовательно, работоспособности.

Для нормализации душевного состояния нужно хорошо высыпаться, также не следует отказываться от отдыха и увлечений.

Развитию интеллекта способствует также здоровое питание. С пищей человек получает витамины и минералы, которые положительно влияют на состояние суставов, зрения, развитие мозга; на способность воспринимать и перерабатывать информацию. Правильное питание должно быть сбалансированным и разнообразным, включая мясные и молочные продукты, морепродукты, а также фрукты и овощи. Совершенно недопустимо во время учебы ограничивать свой рацион дешевыми (большей частью) и не имеющими высокой пищевой ценности продуктами. Местные условия (Европейский Север и Крайний Север) не позволяют получать полезные вещества из пищи в необходимых количествах, поэтому правильное питание подразумевает также использование пищевых добавок. Правильное питание – необходимая составляющая здорового образа жизни.

Заметим, что здоровый образ жизни способствует успешной учебе, в то время как вредные привычки ей препятствуют.

Учебные нагрузки, физические, интеллектуальные и эмоциональные, оказывают сильное негативное воздействие на сердечно-сосудистую и нервную системы даже у здорового человека. Например, курение усугубляет ситуацию. У курящего человека уязвимы легкие и сердце, организм ослаблен, способность воспринимать и обрабатывать информацию значительно снижена по сравнению с некурящим, хотя курящий человек, напротив, убежден, что курение помогает ему справиться с нагрузками и стрессом. Курение также наносит вред людям, вынужденным дышать табачным дымом и превращающимся таким образом в пассивных курильщиков.

Сопоставимый вред организму приносит употребление алкоголя. Алкоголь подрывает нервную систему, память, координацию, значительно ухудшает способность критически воспринимать, анализировать и оценивать информацию. Регулярное употребление алкоголя разрушает мозговую структуру, что приводит к ухудшению, а в перспективе и к разрушению когнитивных способностей.

Борьба с вредными привычками способствует оздоровлению организма, а здоровый человек может отдавать больше сил учебным занятиям, сосредоточившись на достижении жизненного успеха.

Таким образом, очевидно, что здоровый образ жизни непосредственно и благотворно влияет на обучение в вузе. Человек, ведущий здоровый образ жизни, занимается профилактикой возникновения заболеваний, что помогает повысить трудоспособность и эффективность работы и быть более успешным в учебе. Следовательно, ведение здорового образа жизни можно считать одним из существенных факторов, мотивирующих студентов к успешной учебной деятельности.

С другой стороны, мотивированным и успешно обучающимся студентом можно назвать студента, который, благодаря здоровому образу жизни, отличается повышенной устойчивостью к учебным нагрузкам, а негативные воздействия на его организм минимизированы.

Поскольку вуз заинтересован в повышении успеваемости студентов, постольку он должен быть заинтересован в сохранении их здоровья, а значит, должен предоставлять условия для здорового образа жизни и обеспечивать соответствующие мероприятия с целью повысить знания студентов в этой области, улучшить состояние их здоровья и обеспечить работоспособность.

Здоровый образ жизни является не только личным, но и общественным приоритетом. «Осознание значимости здоровья, здорового образа жизни, потребность в сохранении и укреплении здоровья способствуют развитию убежденности в необходимости здоровой жизнедеятельности для самосовершенствования» [2].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Электронный ресурс] / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. – 2013. – № 6 (53). – С. 730-732. – Электрон. журн. – URL: https://moluch.ru/archive/53/7205/ (дата обращения : 20.12.2020). – Загл. с экрана.

2 Гулевич, В. Ф., Захарук Н. С. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Электронный ресурс] / В. Ф. Гулевич, Н. С. Захарук // Репозиторий БГПУ : [офиц. сайт]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://elib.bspu.by/bitstream/doc/21586/1/Гулевич%20В.Ф._2015.pdf, свободный (дата обращения : 20.12.2020). – Загл. с экрана.

3 Суханова К. А., Корельская И. Е. Влияние здорового образа жизни на обучение в вузе [Электронный ресурс] / К. А. Суханова, И. Е. Корельская // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [офиц. сайт]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://scienceforum.ru/2019/article/2018015698, свободный (дата обращения : 20.12.2020). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 19