X5 ‒ крупнейший игрок на рынке интернет-торговли продуктами питания. За последние пару лет ООО «X5 Retail Group» стал одной из самых обсуждаемых компаний на рынке ритейлов, а также на российском продовольственной рынке и рынке акций.
Наименование компании |
Доля рынка 2018, % |
Доля рынка 2019, % |
Х5 |
10,7 |
11,5 |
Магнит |
7,7 |
7,6 |
Дикси |
5,1 |
5,7 |
Лента |
2,8 |
2,5 |
Ашан |
1,9 |
1,5 |
Metro |
1,3 |
1,1 |
Окей |
1,1 |
1,0 |
Монетка |
0,6 |
0,7 |
Светофор |
0,6 |
0,7 |
Глобус |
0,6 |
0,6 |
На так давно компания, под чьи управлениям находятся сети магазинов «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель» объявила выдающиеся на фоне глобальной пандемии короновируса результаты за третий квартал 2020 года.
Компания отчиталась перед акционерами о росте выручки на 15,3% — до ₽486,6 млрд. Чистая прибыль группы хоть и снизилась в сравнении с предыдущим кварталом на 27%, но в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года взлетела на 434%.
Вместе с тем Аналитики делают крайне положительные прогнозы на счёт акций компании, лидирующей на рынке продовольственных магазинов, указывая на их весьма вероятный рост выше уже текущих уровней.
Технологии в ритейле развиваются стремительными темпами, компания стремится вывести и удерживать сеть магазинов ПАО «Пятёрочка» на позиции абсолютных лидеров, которые в свою очередь самостоятельно смогут задавать новые тренды для своего рынка.
На данный момент ключевыми и приоритетными направлениями развития ООО «X5 Retail Group» являются:
Концентрация на обновлении новых форматов;
Запуск новых сервисов доставки;
Совершенствование работы персонала, большее вовлечение его в новые форматы;
Реализация новой концепции путем новых открытий и реконструкций;
Лидерство в NPS и уровень сервиса;
Создание доверия и лояльности клиентов;
Удержание позиций наибольшей доли на продовольственном российском рынке.
В 2021 г. компания планирует открыть сопоставимое с текущим годом число магазинов, сделать фокус на обновление форматов, сохранить уровень рентабельности на уровне 2019-2020 гг. и увеличить дивиденды минимум до 45 млрд руб. CFO компании отметила, что в текущем году превзошла свои прогнозы по выручке и прибыльности, что позволяет рассмотреть повышение дивидендов даже более чем на 50% г/г. То есть дивиденды в 2021 г. могут превысить 166 руб. на GDR, и компания планирует повышать общую сумму дивидендов каждый̆ год в среднесрочной перспективе. Текущий год может претендовать на звание одного из наиболее успешных в истории компании и долгосрочные планы выглядят более чем убедительно.
Нельзя и не отметить успешный запуск нового дочернего подразделения ритейла – ФАЙВ ПОСТ (или 5POST), сервис доставки товаров из интернет-магазинов и маркетплейсов. В следующие годы планируется дальнейшее совершенствование услуг доставки заказов из интернет-магазинов и маркетплейсов в пункты выдачи заказов и постаматы в универсамах ПАО «Пятёрочка».
Так, недавно X5 запустила сервис экспресс-доставки и единую технологическую платформу под брендом «Около». Пока курьеры «Около», по словам представителя X5, будут доставлять товары только из «Пятерочка.Доставка» и «Перекресток.Быстро». Ранее эти сервисы пользовались услугами местных логистических партнеров, рассказывал Шехтерман – главный исполнительный директор ООО «X5 Retail Group». Ранее они, по его словам, и нанимали курьеров. Главное – что потребители магазинов не заметят разницы и им всё так же будет удобно совершать свои привычные заказы в приложениях.
По словам исполнительного директора платформа «Около» намерена объединить под собой всех сотрудничавших с сервисами партнеров. В будущем к ней могут быть подключены и другие участники рынка. Запуск единой платформы позволит группе оптимизировать процессы в «Пятерочка.Доставка» и «Перекресток.Быстро», обеспечить единые стандарты качества услуг и создать новые возможности для роста и продвижения товаров, говорит Салахутдинов. Занимающая вторую строчку в рейтинге Infoline служба доставки продуктов «Сбермаркет», по словам ее представителя, сотрудничает с курьерами напрямую как с самозанятыми.
В этом году магазины пятёрочки продолжают удерживать лидирующую позицию в рейтинге доверия розничным магазинам. Причиной высокого уровня заметности является курс на открытия всё большего количества магазинов и торговых точек по всей стране. Доверие потребителей продиктовано не столько высоким качеством обслуживания и продукции, сколько продвижением сетью системы своих ценностей и новых форматов. А ведь именно они и привлекают внимание современных потребителей.
Помимо прочего совсем недавно, 10 октября, в Москве был запущен и начал работать первый магазин формата дискаунтер "Чижик". До конца года будет открыто около 5 таких магазинов, в следующем году еще около 40-45. В конце 2021 г. будет принято решение о масштабировании сети на федеральный уровень. Первые магазины будут открываться преимущественно в Москве и области. Формат подразумевает, площадь примерно 200-250 кв. м., 800 SKU, около 60% доля СТМ (на старте меньше) и на 15% ниже средний чек, чем в Пятерочке. Вероятно, новый формат будет особенно востребован в условиях рецессии в экономике и падения доходов населения.
Ценовая политика нового формата предполагает более низкую стоимость средней продовольственной корзины на рынке, подход к ценообразованию основан на принципе «низкие цены каждый день». Визуальное оформление магазина включает простой и современный дизайн, широкие проходы, большие ценники, выкладку с использованием SRP-упаковки.