ТИХАРУ СИОТА И ИНСТАЛЛЯЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТИХАРУ СИОТА И ИНСТАЛЛЯЦИИ

Видвичук Л.Э. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тихару Сиота – всемирно известная современная японская художница, которая на данный момент пишет в жанре пространственных инсталляций. Кроме того, Тихару так же пишет картины, занимается скульптурой, фотографией и видео. Ее работы вызывают у посетителей выставок смешанные чувства дискомфорта и восхищения.

Тихару Сиота (род. 1972) родом из г. Осаки. Она закончила Киотский университет Сэйка, где во время обучения провела семестр по обмену в Австралии. В 1996 г. художница переехала в Германию и поступила сначала в Академию изобразительных искусств в Гамбурге, затем в Высшую школу изобразительных искусств в Брауншвейге и после – в Университет искусств в Берлине. Обучалась у Ребекки Хорн, немецкой художницы и режиссера, а также у известного сербского мастера искусства выносливости, основательницы искусства перформанса — Марины Абрамович. Этот межкультурный опыт и вдохновение от наставниц повлияли на все дальнейшие работы Тихару Сиоты. Эстетика Тихару – это визуальная реминисценция каллиграфической традиции японской культуры. Так же в ее работах нельзя не заметить аллюзий на дзен-буддизм. На данный момент Тихару Сиота живет и работает в Берлине.

Главные темы творчества художницы – память и забвение, мечтание и сон, следы прошлого и ощущение тревоги. На ее официальном сайте можно увидеть такое описание главной цели творчества: «Столкнувшись с фундаментальными человеческими проблемами, такими как жизнь, смерть и взаимоотношения, Сиота исследует человеческое существование в различных измерениях, создавая жизнь в пустоте, либо в своих крупномасштабных инсталляциях из нитей, которые включают в себя множество обычных предметов и внешних памятных вещей...» [3]. Основной материал в инсталляциях составляют нити шерстяной пряжи черного, красного, редко – белого цвета, которые изображают собой память, воспоминания. Художница однажды объяснила, что частое использование черных нитей для нее схоже с использованием карандаша, либо угля. Эти нити охватывают различные объекты, являющиеся как предметами из повседневной жизни, такими, как сгоревшая мебель, рояль, старые ключи, ветхие книги, одежда, обувь, чемоданы, так и различными конструкциями из металла; иногда объектами являются даже спящие люди. По словам Тихару, объекты и пространство между ними для нее одинаково важны. Ничто не лишено смысла: каждый предмет, используемый в работе, обретает символическое наполнение, так как он представляет собой воспоминания реальных людей, их поступков [1]. Тихару Сиота не делает эскизов и набросков: художница работает непосредственно на месте экспозиции.

В редких немногословных интервью художница рассказывает, что раньше видела себя в написании картин, но еще в двадцатилетнем возрасте она осознала, что двухмерное полотно не в состоянии передать ее мысль, поэтому она начала искать свой собственный материал для воплощения своих идей. Нить, ее линия для Тихару — это некий инструмент «рисования в воздухе» [2]. Большое, свободное трехмерное пространство художница наполняет образами, мыслями и поступками людей из прошлого, настоящего или будущего времени. Инсталляция всегда зависит от места ее проведения; почти всегда оно и является ключом к пониманию содержания работы.

Так, например, просторная, светлая инсталляция «Вне времени» («Beyond time», 2018) была возведена в капелле, построенной в 1744 г. в Йоркшире. Данная работа соответствует уникальной архитектуре здания и подчеркивает ее. Но самое главное для Тихару Сиоты — это визуализировать, казалось бы, исчезнувшую память прошлых дней: капелла полна образами прихожан и их личными историями, которые художница решила связать между собой при помощи белых нитей. Тихару установила тонкую металлическую конструкцию в виде фортепиано, и, таким образом, воплотила образ органа, что наполнял капеллу своим звучанием столетиями. Именно здесь множество людей слушали концерты, обручались, крестили младенцев и отпевали усопших, и художница прочувствовала это. Через белые нити, «струны», как часто называет их Тихару, своды словно наполнилась звучанием музыкального инструмента, и с этой музыкой сплелись воедино людские истории, эмоции и мысли. Среди белых нитей можно увидеть «взрыв» таких же белых страниц: художница провела некоторые исследования в Национальном архиве искусств и отсняла полторы тысячи копий различных ценных исторических бумаг, создав аллюзию на звучащие колокола; песни, что пелись прихожанами под аккомпанемент органа; и на всех тех людей, что прошли путь от колыбели до могилы [4].

Следующая инсталляция запомнилась зрителям надолго: «В тишине» («In Silence», 2008) окунает каждого в мрачную меланхолию. Неподготовленному зрителю отчаянно захочется потребовать контекст, и он его получает. Атмосфера инсталляции навеяна травмирующими воспоминаниями из детства художницы. В возрасте девяти лет у Тихару Сиоты появилась психологическая травма: однажды глубокой ночью она проснулась от звука горящего дерева и с семьей она стала свидетелями пожара, в пламени которого горел соседский дом. Позже юная Тихару увидела обугленное фортепиано, хранившего молчание. «Я испугалась и быстро убежала домой, - вспоминает Тихару. - там я попыталась сыграть на своем фортепиано, но моя мать сказала, что я не должна играть тогда, когда дом нашего соседа сгорел дотла. Но я чувствовала то, как если бы мой голос был сожжен точно так же, поэтому продолжила играть. Меня победила тишина. «...» Каждый раз, когда я чувствовала дым, я теряла способность говорить» [5]. Черная паутина, тянущаяся от обугленного рояля и сожженных стульев, будто связывает метафизический дух каждого отсутствующего зрителя, пианиста и самого инструмента. В то же время работа создает экзистенциальное напряжение между присутствием и отсутствием, полнотой и пустотой. По мере продолжительного рассмотрения инсталляции растет слегка беспокойное чувство: время будто останавливается, создавая ощущение неподвижности, в то время как объекты кажутся менее отчетливыми из-за расстояния между ними, они затемнены и до них невозможно дотронуться. Создается впечатление, что в этой работе Тихару сосредотачивается на отсутствии бытия, измерении памяти; она экспериментирует над зрительским восприятием пространства и времени, которые художница дает нам увидеть [6].

И, наконец, самая знаменитая инсталляция Тихару Сиоты, с которой художница представляла Японию на 56-й Венецианской биеннале – «Ключ в руке» («The Key in the Hand», 2015). В работе представлены две лодки и более пятидесяти тысяч ключей, собранные по всему миру; пространство заполняет нить красной пряжи. Идея инсталляции — заставить зрителя размышлять о важности воспоминаний и неизвестного, а так же помочь людям лучше понимать чувства друг друга. Тихару показывает, что ключи — очень ценные вещи, так как они вдохновляют людей открывать двери в неизвестное, в новые миры. Для этого проекта множество людей делились своими старыми ключами, тем самым привнося свои уникальные воспоминания. По мнению художницы, ключи, используемые ежедневно, покоятся в тепле наших рук, тем самым накапливая чувства и воспоминания своих хозяев. Так же она представляет ключ в качестве человека, отмечая, что верхняя часть — это голова, а нижняя – тело. Люди являются стражами общего будущего и каждый человек имеет место и цель в этом самом будущем. Устанавливая инсталляцию, Тихару Сиота соединяет все ключи красной нитью, тем самым объединяя воспоминания как и свои, так и все те, что заключены в них. Лодки здесь символизируют руки, ловящие дождь из воспоминаний, возможностей и надежд. которые и олицетворяют эти ключи. «Посетители могут почувствовать, будто они идут вокруг океана памяти», - такого эффекта и хотела добиться художница. Удивительно, что хоть в выставке и использовалось пятьдесят тысяч ключей, всего Тихару собрала около ста восьмидесяти тысяч и четыреста километров красной нити [7].

Инсталляции Тихару Сиоты поистине уникальны и глубоки, самобытны. Они приковывают к себе взгляд и заставляют задуматься. Ее творчество бесспорно соответствует нашему времени, а такое видение и восприятие мира должно стать близким каждому, потому что людей, думающих о друг друге и о будущем в целом, на данный момент не так много, как хотелось бы.

Список литературы

1. Сайт о современных художниках. – URL: http://contemporary-artists.ru/Chiharu_Shiota.html.

2. YouTube, интервью с места проведения инсталляции. – URL: https://youtu.be/L51F-Tll_Tk.

3. Официальный сайт Chiharu Shiota. – URL: https://www.chiharu-shiota.com/profile.

4. Yorkshire Sculpture Park. URL: https://ysp.org.uk/exhibitions/chiharu-shiota.

5. Detached Cultural Organisation. – URL: https://www.detached.com.au/in-silence.

6. Centre for Contemporary Culture Strozzina. – URL: http://www.strozzina.org/en/artists/chiharu-shiota/.

7. Japan Pavilion at the 56th International Art Exhibition la Biennale di Venezia. – URL: https://2015.veneziabiennale-japanpavilion.jp/en/project/, свободный.

Приложение

1. «Вне времени» («Beyond time», 2018)

2. «Втишине» («In Silence», 2008)

3. «Ключвруке» («The Key in the Hand», 2015)

Просмотров работы: 58