Чтобы ясно понять, что есть цифровое искусство, необходимо для начала дать общее определение искусства.
Искусство – есть способ познания человеком мира и себя в нем. Чем же оно занимается?
Искусство познает внешний и внутренний, существующий и воображаемый миры или их части, находит и выделяет общие и особенные черты, создает образы этих миров.
Через созданные образы человек, общество и все человечество в целом присваивает, делает своей, близкой и понятной ту часть внутреннего и внешнего мира, для которой создан образ.
Через созданные по заказу общества образы идеального мира человек пытается влиять на внешний и внутренний мир, изменяя его так, чтобы он приблизился к идеалу.
Названы 3 главные функции искусства. Образ, который создает искусство, далеко не всегда оказывается красивым. В первую очередь он обязан отвечать задаче, которая стоит перед искусством в конкретное историческое время. Задачи эти изменяются, как и изменяется язык искусства.
В настоящее время вопрос – является ли цифровое искусство искусством? – решен в положительном ключе. На протяжении десятков лет ему было отказано в этом праве. По сей день, в особенности в нашей стране, невзирая на очень влиятельную и талантливую национальную школу цифровых художников, их деятельности многие воспринимают свысока. Впрочем, это не мешает признавать цифровое искусство по всему миру. Ко второму десятилетию XXI в. во всех уголках нашей планеты появилась тенденция открытия музеев и галерей цифрового искусства.
Появление термина Digital (рус. «цифровой») связано с тем, что любое действие, которое выполняет современное электронное устройство, является результатом операций, записанных с помощью двоичного кодирования. В целом, термин весьма условный для крупного направления искусства, и не исчерпывает содержания того, что создают художники с привлечением современных цифровых достижений. Данный термин можно отнести больше к технической стороне вопроса, чем к тому, что создает Digital Art. Вот почему нужно осознавать, что изучение и восприятие цифрового искусства должно происходить не только с позиции их происхождения, сколько в аспекте решаемой художественной задачи. Аналогично тому, как человек воспринимает картину, не столько чем она была написана и на какой бумаге, сколько со стороны ее содержания и наполнения. Конечно, технические особенности не менее важны, так как они определяют уровень возможностей, однако главным критерием является наличие художественной задачи и того, каким способом она может быть решена.
Mathematical Art (алгоритмическое искусство) стало одной из первых разновидностей цифрового искусства. Оно заключается в том, что изображения или звуки генерируются непосредственно компьютером через созданный человеком алгоритм. Отличительной его чертой является неполная предсказуемость. Запрограммировать конкретное изображение или звуковую дорожку возможно, однако целиком исключить воздействие случайных изменений не представляется возможным. Такое искусство обладает способностью создавать художественные работы невероятной сложности и живописности.
Алгоритмическое искусство является составной частью наиболее крупного направление – Science Art. Однако сближение цифрового искусства с наукой не исчерпывается только этим. Назовем, к примеру, Data Art (визуализация больших данных), где происходит создание 3-хмерных моделей биологических объектов, физических явлений и процессов и др. Примером является работа венгерского художника Роберта Сюча, создавшего карту водных систем планеты Земля, превратив географические объекты на ней в великолепные живописные полотна.
Следующий этап развития Digital – создание изображений в простых редакторах графики. Данная разновидность называется Pixel Art ввиду того, что изображение редактируется на уровне пикселя (точки). Основополагающим фактором служит разрешение экрана. В период, когда появилось данное направление, разрешение было очень маленьким, и каждый пиксель был четко виден. При приближении такая картинка рассыпается и оказывается похожа на мозаику. Скромные возможности, как по цветам, так и по работе с формами, заставляли авторов искать необычные решения, выделять самое характерное. И сегодня, независимо от обширных возможностей современных электронных устройств, некоторые графические дизайнеры продолжают создавать художественные работы в этом стиле.
Пиксельартот Waneella.
Иммерсивная инсталляция. Музей цифрового искусства (г. Токио).
Большая часть того, что можно сейчас назвать Digital Art и что широко представлено на современных художественных выставках, занимает интерактивное и иммерсивное (с более существенным контактом зрителя с художественным объектом) искусство – Immersive Art. Строго говоря, иммерсивное искусство – это тоже алгоритмическое, только запрограммированные алгоритмы включаются посредством каких-либо действий зрителя. Одна из новейших разновидностей – трехмерное рисование.
Среди наиболее распространенных разновидностей цифрового искусства необходимо назвать Digital Illustration (цифровая иллюстрация), где электронное устройство прекращает быть непосредственно задействованным в создании картинки, и становится лишь инструментом для создания работы, так сказать, «от руки». Цифровой художник-иллюстратор не погружается в изучение технических особенностей, а лишь рисует на экране так, как работал бы на листе бумаги. В данном случае он нисколько не отличается от классической картины, при работе над которой автор не погружается в то, как были созданы материалы, принадлежности для рисования или произведена бумага.
Ж. Гонсалес. «Imago Mundi».
У любого изображения, созданного классическим способом или с применением цифровых технологий, есть определенные законы, которые обозначат формат, и, в большей степени, композиционное решение. Иллюстрация сама по себе не вполне самостоятельна, как осуществление замысла художника, она характеризуется сильной связью с текстом или событием, однако, в итоге решает задачи, которые ставит время.
Краеугольным камнем среди цифрового искусство стоит наиболее «консервативная» (термин художника А. Андреева) его часть – Digital Painting (рус. цифровая живопись). Данное определение обосновано тем, что данный вид относится к графическим редакторам, как к утилитарному инструменту. Его главные представители ограничены скромным набором кистей и палитры, и работают на экране электронного устройства по классическим канонам живописи.
Особняком стоит цифровое искусство, в котором, при помощи редакторов графики, создается трехмерная модель, и встраиваются объемные фигуры – 3D Art. Таким способом создают свои работы современные цифровые скульпторы и архитекторы.
Ринат Хабиров. «Юлий Цезарь» из серии «Великие ораторы».
На данном этапе развития технологий наивысшей точкой возможностей цифрового искусства стало Video Games Art (видеоигры). Однако по сей день многие из них являются чисто конъюнктурным продуктом, далеко не связанным с произведением искусством как таковым. Однако существование данного способа единства картинки, аудиозвуков и процесса игры оказывается мощнейшим способом обозначения художественных задач и нахождения путей их решения.
Скриншотизвидеоигры The Witcher 3: Wild Hunt
Можно сказать, что видеоигры воплотили то, о чем писал немецкий композитор Р. Вагнер – создание универсального произведения искусства, которое соединит в себе все существующие виды. В самом деле, наиболее ценные из компьютерных игр воплощают синтез новых и искусных технических, визуальных и художественных находок, проработанным сюжетом, авторским музыкальным рядом.
Видеоигры на данном этапе своего развития могут выполнять функции, которые присуще искусству как таковому. Они становятся способом познания как мира реального, так и воображаемого. Видеоигра дает возможность игроку познавать созданный мир, присваивать его через непосредственное участие в действии. Через создание собственной виртуальной среды, они способны оказывать мощное воздействие на существующий мир. Видеоигры оказались способны выполнить глобальную задачу, над которой работали художники всех времен и народов – преодоление страха смерти и обеспечении бессмертия. Этот вид цифрового искусства дает игрокам хоть и эфемерную, но при этом достаточно ощутимую возможность познать ужас смерти и радость воскрешения.
Как несколько самостоятельное явление стоит упомянуть направление Fan Art (фан-арт) и культуру, как называемых, фанфиков, когда изображения и рассказы создаются по мотивам уже существующих игр и фильмов.
Михаил Mочкин «Ellejart». Танос на троне.
Как известно, к цифровому искусству также относятся и анимационные фильмы, и фильмы, создаваемые частично или целиком с элементами цифровой графики. На современном этапе к компьютерной анимации зачастую прибегают в индустрии кино, в мультипликационных работах. Благодаря ней цифровые дизайнеры оживляют своих героев и создают фантастические миры.
Список литературы
Digital-Art – новое направление в искусстве. – Текст: электронный // New Digital Media [сайт]. – URL: https://ndm.agency/design-reklama/digital-art-novoe-napravlenie-v-iskusstve/ (Дата обращения: 09.12.2020).
Ерохин С. Цифровое компьютерное искусство. – СПб.: Алетейя, 2011 – 188 с.
Михайлов М., Спиридонова А. История становления цифровой иллюстрации в рамках искусства в целом и в рамках цифрового искусства в частности // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. №5 (48). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-tsifrovoy-illyustratsii-v-ramkah-iskusstva-v-tselom-i-v-ramkah-tsifrovogo-iskusstva-v-chastnosti (Дата обращения: 09.12.2020).
Рабчук Н. Что такое цифровое искусство? – Текст: электронный // Virtual Museum of Digital Art [сайт]. – URL: https://museumofdigital.art/chto-takoe-digital-art/ (Дата обращения: 09.12.2020).