КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ НА СЦЕНЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ НА СЦЕНЕ

Рубежанская А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для того, чтобы разобраться в том, как управлять своими эмоциями на сцене, необходимо понять, что же это такое — эмоции. Согласно словарю психологических терминов, это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и в ходе процесса удовлетворения актуальных потребностей. Эмоции недостаточно хорошо изучены, поэтому специалистами понимаются по-разному.

Музыканту важно рассмотреть эмоции в контексте концертного исполнительства, а именно управление волнением и страхом как реакцией на сцену.

С самого детства, выступая перед публикой, музыканты учатся выражать эмоции. В самом крошечном произведении ученик старается передать характер, задуманный автором. И все детали (штрихи, динамика и др.) помогают ему в этом. Реакция на концертные выступления (а следовательно и эмоциональный отклик) заметен с детства. Для одного ребенка сцена – это возможность, а для другого – стресс.

По мере взросления и продвижения по «учебной лестнице», отношение к сцене у музыканта может трансформироваться. Вместе с усложнением программы усложняются и оттенки эмоций, которые нужно передавать в произведении. Ответственность за исполнение выше, что требует эмоциональной регулировки и подготовки.

В классе по специальности исполнитель вместе с педагогом точно определяет, какие эмоции он должен выразить в данном произведении, и почему. Это может быть и радость, и печаль, гнев или удивление. Важность такой подготовки сложно переоценить. Как итог, при выходе на сцену, перед музыкантом уже имеется так называемый «план эмоций». Но со многими волнение и страх вносят свои коррективы.

Волнение – такая же эмоция, как радость или гнев, встречающаяся почти у каждого исполнителя. И, как известно, «эмоции захлестывают», в основном, именно из-за волнения. И здесь возникает вопрос: «Как сохранить исполнение эмоциональным, но при этом волнение исключить? Или хотя бы свести к минимуму?». Ответ не будет лежать на поверхности. Отчасти потому, что каждый исполнитель на сцене переживает разные оттенки чувств и эмоций, присущие только ему самому. В данном случае не будет общего решения этой проблемы.

Страх, в отличие от волнения, воздействует не на каждого исполнителя. Это более эмоционально-окрашенное чувство. Психологи говорят о двух реакциях на возникновение страха: «бей или беги»1. Например, реакция студентов на потерю нотного текста из памяти может быть абсолютно разной. Если один студент, почувствовав, что не помнит нот, пропустит фрагмент и продолжит играть, то другой прекратит и уйдет со сцены. Можно заметить, что первый студент сумел изменить свое восприятие ситуации с помощью внимания. Он либо сфокусировал его на деталях обстановки, либо наоборот, на них не сосредотачивался, таким образом ослабив интенсивность страха и найдя путь к решению проблемы.

Важно помнить, что у управления эмоций нет ничего общего с подавлением эмоций. Когда мы учимся управлять ими, мы получаем контроль над собой, а когда подавляем — заглушаем чувства и не решаем проблему. Подробнее это описывает американский психолог Пол Экман в своей книге «Психология эмоций». Он говорит о том, что эмоции имеют свойство подавлять информацию, которая из-за эмоционального возбуждения становится нам недоступной [4, с. 33]. Для многих музыкантов знакомый момент: когда ты ошибся, испытал стеснение и волнение из-за этого, и далее уже не можешь вернуться к характеру произведения, продолжить выражать свою мысль и нужную эмоцию.

Навык управления эмоциями следует осваивать не только находясь на сцене, но и задолго до выступления. Расмотрим способы, которые помогут его обрести.

Первый способ, который можно использовать – это «выявление и обозначение эмоциональной реакции» [1, с. 271]. Когда, в спокойной обстановке, задолго до выступления, музыкант задается вопросами: «Что я чувствую, когда выхожу на сцену? Что это значит для меня? Какие лишние движения появляются? Какой(ая) я на сцене?». Психологи полагают, что этот способ помогает снять физическое напряжение, снизить уровень тревожности, повысить осознанность. Важно регистрировать, признавать и позволять себе проживать ту или иную эмоцию. Осознавать наличие этой эмоции.

Еще одним способом является «допуск переживаний». Можно попробовать позволить этому волнению существовать в теле. Не пытаться избавиться от него, как от чего-то ненужного или лишнего. Следует помнить, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций. «Убрать» волнение не удастся, но попробовать научиться жить вместе с ним необходимо. Этот способ можно, хоть это и непросто, применять в момент исполнения.

У каждого музыканта, да и обычного человека, существуют барьеры, которые не так просто обозначить. Следующий способ «выявление барьеров» как раз направлен на это. Следует ответить себе на вопросы: «Почему я испытываю волнение на сцене? Что мешает мне изменить свое отношение к этому? Что влияет на меня?». Такой анализ может помочь выявить причину, так и лучше узнать себя и особенности своей личности. Также появление волнения на сцене может быть связано с чувством страха. В этом случае можно задаться такими вопросами, как: «Что именно меня пугает на сцене? Что самое страшное может произойти? Будет ли это так важно для меня через 10 лет?», а затем разобрать всевозможные реальные действия, которые этот страх исключат.

Теперь рассмотрим, как же можно попытаться управлять своими эмоциями прямо перед выступлением. Самая большая особенность подготовки к выступлению заключается в том, что она сугубо индивидуальна. Те, кому подходят одни способы управления, другому абсолютно не помогут. Уменьшить силу волнения может помочь техника мышечной разрядки. Необходимо, почувствовав волнение или страх, напрячь все мышцы тела. Когда сил находиться в напряжении не останется, следует себя отпустить. Вместе с мышечным напряжением может уйти и часть эмоционального. Некоторым музыкантам помогают легкие физические упражнения: приседания или прыжки. Чтение аффирмаций или молитв также может помочь снизить эмоциональное напряжение перед выходом на сцену. Религиозные и верующие исполнители утверждают, что этот способ способствует успокоению, замедлению сердцебиения и появлению веры в свои силы.

Одним музыкантам помогает концентрация на самом музыкальном произведении и его авторе, другим же наоборот – лучше, когда они отвлекаются на непринужденную беседу, как бы «забывая», что им сейчас нужно выходить на сцену. Известные музыканты-исполнители часто делятся своими методами борьбы с волнением. Кто-то из них, кланяясь, мысленно обнимает зрителей, а кто-то советует абстрагироваться от всех и представить, что ты играешь в комнате один. Но вывод един – для каждого этот «рычаг управления» разный.

Навык управления эмоциями необходим каждому музыканту, ведь именно эта профессия так тесно связана с чувствами и эмоциями человека. Найти для себя способ регулировки, значит найти ключ к осознанному исполнению, чувству удовлетворения после выступления, а также к принятию своих чувств не только на сцене, но и в жизни.

Список литературы

Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие по направлению 050100 «Педагогическое образование» / Е. П. Ильин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 782 с.

Кертисс Джошуа Э., Клемански Дэвид Х. Не позволяйте тревоге рулить вашей жизнью. Наука управления эмоциями и осознанность для преодоления страха и беспокойства / Пер. с англ. В. Куприяновой. – СПб.: ОАО Издательская группа «Весь», 2019. – 220 с.

Управление эмоциями – ремесло актера. URL: https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/emotions.php (Дата обращения 30.12.2020).

Экман П. Психология эмоций / Пер. В. Кузина. – СПб.: Питер, 2018. – 334 с.

1Впервые термин был употреблен американским физиологом и психофизиологом Уолтером Кенноном.

Просмотров работы: 66