ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ АНСАМБЛЯ ШУМОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ АНСАМБЛЯ ШУМОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Гагарина Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ансамбль и оркестр входят в общеразвивающую и предпрофессиональную программу обучения в музыкальных школах наравне с индивидуальными занятиями исполнительством на музыкальных инструментах, сольфеджио и музыкальной литературой. Коллективное исполнительство позволяет сделать процесс приобщения ребёнка к музыке более эффективным и развивает необходимые музыканту качества: умение слушать не только собственное исполнение, но и других участников ансамбля, общее звучание музыкальной ткани пьесы. Совместная работа над ритмом, исполнительскими приёмами, артикуляцией, фразировкой, агогикой вкупе с дружественной, творческой атмосферой предполагают ещё и социальное развитие в ансамблевом и оркестровом классах. Освоение разнопланового репертуара расширяет музыкальный кругозор обучающихся, а меньшая сложность исполнительских партий позволяет принять участие в концертах даже тем ученикам, которые показывают средние результаты в классе по специальности.

Одной из возможных форм ансамблевой музыкальной деятельности является ансамбль шумовых и ударных инструментов. Данная форма нечасто встречается в качестве вида дополнительного образования. Она призвана, чтобы разнообразить, в первую очередь, ритмическое воспитание детей, научить воспринимать музыку, развить музыкальный вкус. Музыкально-ритмическое воспитание дисциплинирует юного исполнителя, а полученные ритмические навыки реализуются в занятиях в классе по специальности.

Для того, чтобы не объединять в одном составе ансамбля учеников разного возраста и с разным уровнем подготовки, педагог распределяет детей по группам: возраст учеников младшей группы – шесть-девять лет, средней –десять-четырнадцать, старшей – пятнадцать-восемнадцать. Так дети разных возрастов осваивают необходимые навыки постепенно и целесообразно потребностям и возрастным возможностям.

Если в средней и старшей группах возникает вопрос выбора репертуара, то в младшей группе актуален поиск формы обучения, которая поддержит интерес ребёнка к музыке и поможет освоить азы музыкальной теории.

Возраст обучающихся первой группы – шесть-девять лет. В это время формируется фундамент, обеспечивающий развитие ребёнка на следующем этапе. Изменяется и социальная ситуация развития: ребёнок становится «общественным» субъектом, у него появляются социально значимые обязанности, за выполнение которых он получает общественную оценку. Потому на ансамбле важно сформировать положительное отношение ребёнка к занятиям музыкой и поддерживать дружественную, комфортную атмосферу на репетициях.

Уровень музыкальной подготовки участников ансамбля соответствует первому-второму классам (курсам) общеразвивающей программы дополнительного образования. Ребёнок только начинает осваивать нотную грамоту или освоил её на начальном этапе, у него ещё не сформированы исполнительские движения и эффективный режим домашних занятий. Потому первостепенными задачами педагога по ансамблю становятся ознакомление обучающихся с основами музыкально-ритмической грамоты (повторение ритмических рисунков, исполненных педагогом, написание ритмических рисунков, чтение ритма с листа, знакомство с динамикой и тембрами, определение на слух звучания различных шумовых инструментов) и подготовка исполнительского аппарата к последующей игре на музыкальных инструментах (упражнения для свободы рук, предплечья, плечевого пояса).

Изучение музыкальной теории, и координация движений – непростые задачи для младшего школьника. Чтобы не отбить у ученика желание заниматься и помочь усвоить сложный материал, педагог обязательно включает в программу занятий развивающие игры. Можно выделить различные виды игр, грамотное сочетание которых помогает сформировать у юного исполнителя представления о музыке, которые помогут ему в дальнейшем развитии.

Игры, которые помогают развить музыкальный слух, предполагают определение на слух высоты звука, тембров, воспроизведение предложенных мелодий или ритмов. Например, игра «Музыкальный зоопарк» – определение на слух высоких и низких звуков, исполненных педагогом на музыкальном инструменте и ассоциирование их с животными: в высоких звуках можно услышать пение птицы или крик мартышки, в низких – львиный рык, уханье совы. Эта игра помогает развить и ассоциативное мышление, которое в дальнейшем пригодится уже в интерпретации музыкальных пьес, поиску конкретных музыкальных образов.

Игра «Эхо» – повторение ритмических рисунков. Поначалу ребёнок учится отличать длинные и короткие звуки, затем пробует повторить предложенный педагогом ритмический рисунок хлопками или стуком карандаша.

Знакомство с разными ударными инструментами тоже проходит в игровой форме: тембр инструментов можно угадывать, такая игра – «угадайка» способствует развитию – тембрового слуха.

В игре «Поймай пульс» дети учатся определять пульс, метр, сильную и слабую долю в незнакомой музыке. Ученик постепенно узнаёт основные музыкальные жанры и характерные для них размеры и ритмы.

«Ритмическое лото» – игра в формате детского лото с карточками с изображением простых ритмических рисунков. Ребёнок учится визуально находить одинаковые ритмические комбинации, это помогает сформировать навык чтения с листа.

Ещё один способ развития чувства ритма – речевые упражнения. Их также можно проводить в игровой форме: проговаривать одновременно с хлопками имена, детские стихотворения и песни.

Игры, направленные на формирование двигательной базы, предполагают обязательную разминку в начале занятия. В качестве разминки могут быть вращения кистями рук, вращения руками в локтевой и плечевой частях, пальцевые упражнения, наклоны головы, вытягивание рук вверх и выпрямление спины, прыжки под музыку на разный счёт. Двигательные игры нужны, чтобы развить координацию движений и двигательную память, которые положительно скажутся на игре как на ударных инструментах, так и на инструменте по специальности. Ребёнок, который свободно владеет своими движениями, сможет быстрее и качественнее осваивать исполнительские приёмы.

Варианты таких игр-упражнений – ходьба под музыку, повторение движений за педагогом (поднятие и опускание рук, взмахи руками, наклоны, прыжки). Можно выбирать музыку разных танцевальных жанров: польки, вальса, марша. Это поможет ощутить различие разных музыкальных стилей, посчитать, сколько шагов приходится на один такт в разных пьесах, найти связь между количеством шагом и музыкальным жанром.

Сочетание игровой формы обучения с ритмическими упражнениями помогает маленьким музыкантам начать знакомство с теорией музыки, ритмом и коллективом в комфортном режиме. Навыки, сформированные в игровых заданиях, постепенно применяются в игре на шумовых музыкальных инструментах (маракасы, ложки, треугольник, румба, бубен, барабан, кастаньеты, коробочка) сольно и в ансамбле. Игровая деятельность ненавязчиво воспитывает в младшем школьнике музыканта, который сможет показать качественные результаты работы в классе по специальности, средней ансамблевой группе или другом ансамблевом, хоровом или оркестровом коллективе.

Список литературы

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 2008.

Пико С. А., Сахно Ю. Н. Авторская дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Инструментальное ансамблевое исполнительство» художественной направленности, МАУ ДО «Дворец детского творчества». – Таганрог, 2020.

Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. Кн. для учителя. – М., 2001.

Просмотров работы: 4