ВЛИЯНИЕ БЕССОНИЦЫ НА УРОВЕНЬ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССРОЙСТВ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЛИЯНИЕ БЕССОНИЦЫ НА УРОВЕНЬ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССРОЙСТВ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ

Алдамова А.А. 1, Магомедова З.М. 1, Мокашева Е.Н. 1, Мокашева Е.Н. 1
1ВГМУ им.Бурденко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сон - это состояние центральной нервной системы, которое занимает одну треть от продолжительности жизни человека. Также сон определяют как периодическое состояние, характеризующееся изменением сознания, ограничением почти всех произвольных мышечных движений и снижением взаимодействия с окружающей средой, а также угнетением сенсорной активности. Все реакции в организме во время сна направлены на регенерацию нервной, иммунной, мышечной и костной систем. Он необходим для должного функционирования следующих процессов: памяти, умственной деятельности, эмоций, также играет важную роль в функционировании иммунной и эндокринной систем. Таким образом, сон является одним из самых важных психофизиологических процессов, необходимых для нормального функционирования мозга и сохранения психического здоровья [1].

Однако до 30% населения страдает в той или иной степени от бессоницы. В полтора раза чаще этому подвержены женщины. Нарушения сна часто связаны с психическими, сердечно-сосудистыми, метаболическими или гормональными заболеваниями, вследствие этого инсомния проявляет себя на фоне какого-либо основного заболевания. Пациенты больше всего жалуются на трудности при засыпании, частые пробуждения, дневную сонливость, усталость и общее недомогание, сложности с концентрацией внимания, раздражительность и многие другие симптомы [2]. При инсомнии повышено возбуждение на уровне вегетативной и центральной нервной системы. Как следствие повышается частота сердечных сокращений, усиливается обмен веществ, повышается температура тела, увеличивается выделение адренокортикотропного гормона и кортизона особенно в вечернее время. В результате преобладает активность симпатической нервной системы, что неблагоприятно влияет на режим сна и бодрствования.

Когда говорят о патогенезе бессоницы, часто упоминают модель А. Шпильмана, в основе которой лежит взаимодействие трех факторов, играющих важную роль в формировании инсомнии: предрасполагающих (биологические - генетические, чрезвычайные раздражители, высокий уровень обмена веществ, тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы; психологические - структура личности, склонность к излишней тревожности), предрасполагающие (чаще всего - стресс) и поддерживающие (поведенческие реакции, эмоциональная и соматическая гиперактивация на фоне хронической бессоницы). Проведенные в последние годы исследования показали, что нарушения сна широко распространены при психических расстройствах и приводят к нарушениям в когнитивной и эмоциональной сферах, межличностном функционировании и даже являются значимым прогностическим фактором риска развития суицидального поведения [3]. Генерализованное тревожное расстройство часто сопутствует депривации сна, что может негативно отразиться на выполнении профессиональных обязанностей, принятии решений и повысит риск ошибок в ходе профессиональной деятельности. Вследствие того, что механизмы формирования инсомнии и тревожности схожи, очень сложно установить, какое из данных состояний сформировалось раньше. К сожалению, само беспокойство по поводу качества сна еще больше способствует становлению «порочного круга» самовозбуждения [4]. Также высокий уровень тревоги предрасполагает к снижению адаптационных возможностей. У учащихся вузов адаптационные механизмы не до конца сформированы, поэтому они подвержены нарушениям в вегетативной, центральной нервной и эндокринной системах, что в последствии может отразится в формировании психосоматических заболеваний и ухудшении работоспособности [5].

Вследствие вышеуказанного, прежде чем лечить невротические заболевания и нарушения сна, необходимо грамотно их диагностировать. Очень важно знать уровень тревоги, так как именно этот показатель обусловливает поведение индивидуума как реакцию на какой-либо внешний раздражитель (ситуацию).

Различные опросники и шкалы помогают определить степень выраженности тревожно-депрессивных расстройств. Когда тревога и депрессия переходят в умеренную или тяжёлую форму, не обойтись без помощи профессиональных психологов и психотерапевтов. Тревожно-депрессивные расстройства приводят к снижению уровня познавательных способностей учащихся [6]. Исследование снижения уровня когнитивных способностей студентов из-за бессоницы очень актуально на данный момент, так как нарушение сна в последствии оказывает влияние на способность студентов к обучению. Это особенно важно для студентов-медиков, потому что от уровня полученных ими знаний зависит качество оказываемой медицинской помощи в их будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования

Целью нашего исследования былоизучение влияния уровня бессоницы на тревожность и адаптационный потенциал студентов медицинского вуза.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 50 студентов 3 курса Воронежского медицинского университета имени Н. Н. Бурденко. Средний возраст студентов составил 19,9±0,9 лет. Учащимся было предложено ответить на вопросы нескольких опросников. Для диагностики наличия бессоницы использовали анкету балльной оценки субъективных характеристик сна, предложенную Я.И. Левиным (1995). Чтобы определить уровень выраженности тревожно-депрессивного синдрома у студентов-медиков воспользовались Госпитальной Шкалой тревоги и депрессии (HADS), которая содержит 14 вопросов: семь для определения симптомов тревожности и семь для оценки уровня депрессии. Тест Остберга использовали для определения хронотипа учащихся (утреннего или вечернего типа работоспособности).

Все студенты прошли измерение следующих физиологических показателей: частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), частоты дыхательных движений (ЧДД), роста и веса. Подсчитаны следующие физиологические индексы: фактический индекс кровоснабжения по формуле Старра, ударный объем сердца (УОС), коэффициент выносливости (КВ) и коэффициент экономичности кровообращения (КЭК).

Результаты исследования были статистически обработаны с помощью стандартных методов вариационной статистики: расчет средних значений, стандартного отклонения, ошибки средних значений осуществлялся с использованием прикладной программы Microsoft Excel 2011. Результаты анализа считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

По показателям анкеты балльной оценки субъективных характеристик сна, предложенной Я.И. Левиным (1995), все анкетированные были поделены на 3 группы (рис. 1). В группу I вошли 28 студентов (56%), набравших сумму баллов более 22, что соответствует норме. Результаты 13 анкетируемых (26%), сумма баллов которых равна от 19 до 22 (пограничные значения), составили группу II. 9 студентов (18%), средние значения баллов которых менее 19, выделены в группу III. Показатели данных респондентов можно интерпретировать как неблагополучие и наличие инсомнии [7].

Рис. 1. Процентное распределение студентов по группам.

Для определения психологического статуса использовали Госпитальную шкалу тревоги и депрессии HADS, которая включает 2 субшкалы: тревоги и депрессии. Каждая из субшкал содержит по 7 вопросов. Суммарный бал по каждой из шкал в пределах от 0 до 7 баллов соответствует норме, от 8 до 10 баллов расценивается как субклинически выраженная тревога/депрессия. Суммарный показатель от 11 баллов и выше интерпретируется как клинически выраженная тревога/депрессия [8]. По опроснику HADS средние значения баллов студентов группы I по шкале тревоги составили 7,1±0,3, а по шкале депрессии 4,4±0,2. В группе II значения аналогичных показателей респондентов следующие: 7,5±0,4 и 4,4±0,2. В группе III опрашиваемые набрали средние значения баллов по шкале тревоги 10,0±0,5, а по шкале депрессии 5,1±0,2. Все вышеперечисленные показатели находятся в пределах нормы. Исключением являются средние значения субшкалы тревоги учащихся, страдающих от инсомнии. Данный показатель можно интерпретировать как субклинически выраженную тревогу (рис.2). Стоит отметить также уровень тревожности в подгруппе учащихся с пограничными значениями по анкете Я.И. Левина. Он равен 7,5±0,4 и находится близко к границе значений, соответствующих субклинически выраженной тревоге.

Рис. 2. Средние значения групп по опроснику HADS

Тест Остберга состоит из 23 пунктов, в которых нужно выбрать одно утверждение. В конечном результате по сумме баллов можно определить хронотип [9]. Четко выраженный утренний тип определяется при сумме баллов более 92, слабо выраженный утренний тип от 77 до 91, индифферентный от 58 до 76. Слабо выраженный вечерний тип оценивается в границах от 42 до 57, а четко выраженный вечерний тип при сумме баллов ниже 41. По данному тесту студенты с нормальными значениями по анкете Я.И Левина набрали 63,9±3,2 средние значения баллов, что соответствует индифферентному типу. Средние значения показателей учащихся групп II и III интерпретируются как слабо выраженный вечерний тип и равны 55,5±2,7 и 57,6±2,9 соответственно.

Индекс Старра оценивает состояние сердечно-сосудистой системы человека и используется для оценки биологического возраста. Средние значения индекса Старра у учащихся группы I и II равны 76,3±3,8 и 72,9±3,6 и находятся в пределах нормы (возрастные рамки от 10 до 20 лет). В группе студентов, страдающих от бессоницы, данный показатель составил 66,8±3,3, что ниже границы нормы и соответствует возрастным рамкам от 20 до 30 лет. Можно предположить, что нарушения сна способствуют более быстрому старению организма (таб. 1).

Таб. 1. Показатели индекса Старра, ударного объема сердца, коэффициента выносливости и КЭК обследуемых студентов

Показатель

Индекс Старра

Ударный объем сердца

Коэффициент выносливости

КЭК

Группа I

76,3±3,8

55,2±2,7

25,2±1,3

2619,1±130,9

Группа II

72,9±3,6

55,3±2,7

21,0±1,0

2899,2±144,9

Группа III

66,8±3,3

52,6±2,6

28,9±1,4

2376,8±118,8

В группе I средние значения ударного объема сердца (УОС) составили 55,2±2,7, а у учащихся с пограничными значениями по анкете Я.И Левина 55,3±2,7. Оба показателя находятся в пределах нормы. У студентов группы III средние значения УОС равны 52,6±2,6, что интерпретируется как ниже нормы.

Коэффициент выносливости (КВ) считали по формуле Кваса. КВ = ЧСС × 10/ПД, где ПД-пульсовое давление. В норме значение данного коэффициентаравно 16 у.е. Если он выше, то можно говорить об ослаблении деятельности сердечно-сосудистой системы. Средние значения коэффициента выносливости в группе I и II находятся в пределах средних баллов и равны 25,2±1,3 и 21,0±1,0 соответственно. Данным студентам необходимо уменьшить силовые, скоростно-силовые и эмоциональные нагрузки. Количество аэробных нагрузок можно постепенно повышать. У респондентов, показатели которых по анкете Левина соответствуют наличию инсомнии, средние значения коэффициента выносливости равны 28,9±1,4, что интерпретируется как ниже среднего. В данном случае рекомендуется избегать целенаправленных силовых и скоростно-силовых нагрузок, больше уделять внимания дыхательной гимнастике [10].

При интепретации коэффициента экономичности кровообращения (КЭК) норма находится в пределах от 2500 до 3000 [11]. Показатели учащихся групп I и II находятся в границах нормы и равны 2619,1±130,9 и 2899,2±144,9 соответственно. Средние значения учащихся с инсомнией ниже нормы и равны 2376,8±118,8. Это говорит о необходимости дополнительных обследований сердечно-сосудистой системы.

Из вышеописанного видно, что у студентов с наличием инсомнии по анкете HADS определяется субклинически выраженная тревога и слабо выраженный вечерний тип согласно тесту Остберга. Средние значения индекса Старра, ударного объема сердца и КЭК у данных учащихся ниже нормы, а показатель коэффициента выносливости ниже среднего.

Выводы. Опираясь на результаты данного исследования,можно сделать предположение, что бессоница предрасполагает к развитию тревожных расстройств и снижает потенциал адаптации учащихся. Полученные результаты данного научного труда можно применить при диагностике и профилактике возможных заболеваний психической и сердечно-сосудистой сферы среди студентов-медиков.

Список литературы

1. Смиренский Е.А. Психическое здоровье различных социальных групп населения г. Нижнего Новгорода / Е.А. Смиренский, М.В. Святогор, М.В. Втюрина // Медицинский альманах. – 2015. – № 4 (39). – С. 186-189.

2. Стрыгин К.Н. Инсомния / К.Н. Стрыгин, М.Г. Полуэктов // Медицинский совет. – 2017. - № 0. - С. 52-58.

3. Касимова Л.Н. Оценка факторов суицидального риска у больных шизофренией / Л.Н. Касимова, М.В. Втюрина, М.В. Святогор // Социальная и клиническая психиатрия. – 2015. – T. 24, № 1. – С. 10-13.

4. Полуэктов М.Г. Расстройство сна и тревога / М.Г. Полуэктов, П.В. Пчелина // Эффективная фармакотерапия – 2017. – № 5. – С. 80-89.

5. Влияние выраженности тревожно-депрессивных расстройств на качество жизни студентов различного темперамента в системе высшего медицинского образования / Т.Н. Янковая [и др.] // IN SITU. – 2016 - №3. – С. 56-58.

6. Исследование влияния стресса на уровень когнитивно-аффективных и соматических расстройств у студентов медицинского вуза / Л.В. Богданчикова [и др.] // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. – N. 5-4. - С. 32-35

7. Полуэктов М.Г. Клинический алгоритм диагностического и лечебного выбора при инсомнии / М.Г. Полуэктов // Эффективная фармакотерапия. – 2013. – № 12. – С. 22-28.

8. Частота и выраженность тревожно-депрессивных нарушений у студентов медицинского вуза / Е.В. Деревянных [и др.] // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. – 2017. - № 9 (1). - С. 10-28.

9. Проданова Я.П. Связь между хронотипом, индексом работоспособности и посменной работой у специалистов в области здравоохранения // Я.П. Проданова, Г.Й. Гунова, Т.Г. Кундурджиев // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2017. - № 1. - С. 131-139.

10. Александров И.А. Особенности развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков 15-17 лет: выпускная квалификационная работа / И. А. Александров; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Ин-т гуманитар. и соц.-экон. образования, Каф. теории и методики физ. культуры. — Екатеринбург, 2016. — 56 с.

11. Рожкова С.В. Биоинформационный анализ морфофункциональных характеристик студентов северного вуза с разным уровнем физической активности: диссертация ... кандидата биологических наук: 03.01.09 / С.В. Рожкова; Сургутский государственный университет.- Сургут, 2015.- 125 с.

Просмотров работы: 14