Термин «филармония» происходит от греческого «phileo» – любить и «harmonia» — гармония, музыка. В целом ряде стран по всему миру понятие «филармония» закрепилось для обозначения музыкального общества или учреждения, занимающегося организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства [1]. Этимологическое происхождение термина указывает на то, что филармонии изначально формировались в качестве объединений деятелей музыкального искусства и слушательской аудитории, которых объединяла любовь к музыке как центральная ценность. Целью организации и развития филармонического движения, таким образом, была пропаганда ценностей музыкального искусства, в первую очередь – симфонической музыки.
Историческими предшественниками филармоний в Европе можно считать музыкальные академии. Первые Музыкальные академии появились в Италии в XVI веке, а затем в Германии и других странах возникли музыкальные общества «коллегиум музикум», им соответствовали хоровые общества, а позже и филармонические [2]. Филармонические общества в основном пропагандировали симфоническую музыку. Исторической эпохой образования филармоний в странах Европы и США (Петербург, Москва, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и др.) стал XIX век. Данное обстоятельство вызвано целым рядом причин:
смена условий финансирования с утратой возможностей поддержки со стороны монархии и аристократии (при смене политико-правовых режимов в большинстве стран Европы), что сформировало проблему поиска новых условий материального обеспечения деятельности крупных музыкальных коллективов, требующих эффекта масштаба со стороны спроса для достижения окупаемости;
демократизация европейского общества, активное вовлечение широких слоёв населения в потребление профессионального искусства;
становление и активное развитие институтов гражданского общества и профессиональных объединений, агрегирующих общественные интересы, что сформировало собственные потребности в интеграции деятелей музыкального исполнительского искусства;
множественные художественные тенденции в области музыкального искусства, прежде всего – выход симфонического жанра и других жанров, предполагающих массовое оркестровое и хоровое исполнительство, на первый план, а также интерес композиторов к политембровости и большой динамической мощи музыкальных составов, в связи с чем усилилась потребность в достижении окупаемости и создании профессиональных и организационных основ деятельности крупных коллективов;
потребность в строительстве и эксплуатации крупных концертных площадок, предназначенных для массового прослушивания музыки (и в условиях отсутствия возможностей звукоусиления – в крупных коллективах, достаточных для акустического объёма зала);
развитие проектного подхода в искусстве [3]
Соответственно, филармонические организации сформировались для того, чтобы взять на себя функции:
пропаганды ценностей музыкального искусства и трансляции профессиональной академической музыки как для массовой аудитории, так и для творческой элиты;
планирования, организации, мотивации и контроля, а также создания материально-технических условий и финансовой базы для деятельности крупных музыкальных коллективов;
эксплуатации крупных концертных площадок.
Филармоническое движение, организационно воплотившееся в западных странах в деятельности некоммерческих обществ, было активно воспринято в социалистических странах в начале ХХ века. Этому обстоятельству способствовал тот факт, что идеи массового, демократичного приобщения людей к искусству всецело вписывались в систему ценностей марксистского мировоззрения, основанного на позициях равенства, поддержки малоимущих трудовых слоёв населения. В связи с этим главную системообразующую функцию в процессе организации филармоний взяло на себя государство. Таким образом, они приобрели иной статус, нежели их европейские и американские аналоги, финансируемые, главным образом, за счёт привлечённых спонсорских средств в условиях частичной самоокупаемости. Советское государство стало главным источником финансирования, гарантом стабильного существования филармоний, а также главным субъектом контроля за их деятельностью. Также следует учитывать, что для него филармонии, как и другие учреждения культуры и искусства, стали одним из средств идеологической пропаганды, контроля за содержательной стороной художественного творчества.
В России филармонические общества появляются в 1802 году в Санкт-Петербурге «Петербургское филармоническое общество», а в 1803 году музыкальные общества появились и в Москве («Московское филармоническое общество»)1. Однако основной период становления филармоний в России приходится на XX век. Именно в советскую эпоху произошло формирование филармоний в их современном виде. Следует учитывать, что предшественниками многих из них были концертные организации аналогичного, но всё же отличного от них статуса и характера деятельности [4]. Главным образом, будущие филармонии в СССР ведут свою историю от концертно-эстрадного бюро.
В соответствии с целями массового просветительства, советской идеологией активного вовлечения широких рабочее-крестьянских кругов в сферу искусства, наряду со столичными центрами музыкального искусства, произошла постепенная профессионализация концертной жизни в региональной практике. Филармонии и их прототипы активно возникали в большинстве крупных городов. Так, например, в 1918 году в Новгороде появляется государственное концертное учреждение – «Областное концертно-эстрадное бюро», предшественник будущей филармонии [5].
Уже в этот период в практике деятельности таких организаций появляются первые проблемы организационного плана, потребовавшие правового, экономического и системно-управленческого решения. В частности, возникли сложности и вопросы с авторским правами и отчислениями за исполняемые произведения на концертах. Также важной проблемой было установление оптимальной организационной структуры и субординации в системе государственного управления. Областные концертно-эстрадные бюро были неразрывно связаны с областными Отделами по делам искусств, а их первый штат чаще всего состоял из директора, трёх администраторов (главный, городской, областной), бухгалтера, экспедитора, кассира-инкассатора, секретаря-машинистки, курьера-уборщицы, истопщика-сторожа. Данная структура в большей мере тяготеет к концертному агентству, поскольку в ней отсутствуют должности художественного руководителя и его функциональных помощников. В данном аспекте обнаруживается коренное отличие данной формы концертного учреждения от филармонии: концертные бюро занимались в большей мере организацией концертных и других зрелищных мероприятий. Наряду с музыкальным исполнительством организуемые ими мероприятия включали также театральные постановки, литературные вечера, иногда также цирковые номера и «оригинальные жанры», поскольку ещё не произошла специализация организаторских функций мероприятий данных сфер в регионах.
Тем не менее, концертными бюро был взят курс на всё большую профессионализацию в сфере музыкально-исполнительского искусства, а также расширение слушательских кругов. По сохранившимся свидетельствам, в регионах в этот период средний концерт привлекал 210-300 зрителей, каждый взрослый житель посещал концерты в среднем дважды в год [5]. С развитием концертной жизни, а также активной пропагандой классического и народного искусства посещаемость мероприятий возрастала. Концертная деятельность развивалась долгие годы. Одновременно возрастала и численность профессиональных коллективов в концертных учреждениях. Так, например, в 1924 году в Новгороде насчитывалось 26 музыкальных и хоровых кружков (667 участников) и 22 драматических коллектива (690 участников). Что интересно, получение статуса филармонии происходило не сразу. Региональные концертные бюро и аналогичные учреждения стремились развиваться как количественно, так и качественно: «право называться филармонией необходимо было заслужить» [5].
Советские филармонии объединяют первоклассные музыкальные исполнительские коллективы и ансамбли. В их числе: Русский народный хор им. Пятницкого; хор русской песни (худ. рук. А Свешников); Воронежский народный хор (худ. рук. К. Массалитинова); Украинский народный хор (под управлением Г. Веревки); Эстонский мужской хор (худ. рук. Г. Эрнесакс); грузинская, азербайджанская и др. хоровые капеллы; Ансамбль народного танца СССР (худ. рук. И. Моисеев); русский народный оркестр им. Н. Осипова; симфонический оркестр Ленинградской филармонии; Симфонический оркестр Украинской ССР, Московский молодежный симфонический оркестр (худ.рук. К. Кондрашин); народные оркестры: белорусский (рук. И. Живнович), азербайджанский (рук. С. Рустамов), казахский (рук. А. Жубанов), литовский (рук. И. Швядас) и др.; ансамбль песни и пляски Грузии; ансамбль песни и танца Литовской ССР; ансамбль песни и пляски Абхазской филармонии; ансамбли национальных инструментов: дутаристок (Узбекистан), рубобисток (Таджикистан), тюйдукистов (Туркменистан), чонгуристок (Грузинская ССР), «кантеле» Карело-Финск.ССР) и др. «В концертах филармонии принимают участие представители всех народов советского исполнительского искусства – певцы, пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на народных инструментах, православные исполнители народных песен и танцев»[6]. По жанровому разнообразию наполнение филармонических программ не уступает музыкальному театру [7].
О значимости профессиональной музыкальной культуры, осознаваемой в СССР, говорит уже тот факт, что в годы войны филармоническая деятельность не прекращалась. Коллективы крупных центров музыкального искусства подвергались эвакуации в другие регионы, где продолжали свою деятельность, в том числе способствуя творческому росту этих регионов.
Вторую половину XX века можно считать расцветом филармонической деятельности в СССР. Финансируясь за счёт государства, новообразованные (и преобразованные из других учреждений) филармонии имели соответствующие ресурсы к активному развитию. Наряду с пропагандой мировой классики, государственная политика СССР заявляла приоритеты патриотического воспитания, в связи с чем во многих филармониях были образованы профессиональные коллективы исполнителей на русских народных инструментах, ставшие равноправными по отношению к академическим симфоническим оркестрам. Также существовала ставка на вовлечение в исполнительскую практику произведений современных отечественных композиторов, так же пропагандировавших ценности советского общества и государства. Композиторская деятельность и исполнение новых произведений так же поощрялись и компенсировались за счёт государственного финансирования. Те же приоритеты и ценности сохранились в деятельности современных филармоний, как и традиционная организационная структура типовой филармонии и её включённость в государственную систему ведомственной субординации.
Период перехода России к рыночной экономике сопровождался одновременно и перестройкой организационно-правовых форм и форм поддержки и финансирования организаций культуры и искусства, и появлением рыночной конкуренции, распространившейся активно и концертно-зрелищную сферу. Сопутствовала данному этапу и модификация культуры российского общества. Филармонии слабо адаптировались к новой экономической и социокультурной реальности не только по причине сокращения государственного финансирования и необходимости самостоятельного налаживания маркетинга в конкурентных условиях, но и в результате того, что филармонии как исконные носители идеологических представлений (в советские годы – выходивших за пределы собственно сферы искусства).
Доля консерватизма, присущая филармоническим организациям в современной России, их неприспособленность к рыночным условиям существования, стали причиной многочисленных проблем. Когда в России происходило становление рынка музыкально-исполнительских услуг, рынка авторских прав на объекты музыкального искусства, а главное – рынка концертных и зрелищных мероприятий, на фоне существенного сокращения государственного финансирования в 1990-е гг. произошло снижение посещаемости, мотивации артистов. В отличие от европейских и американских аналогов, российские филармонии не имеют большого опыта деятельности в рыночных условиях, маркетинга, фандрайзинга, а в некоторых случаях и ограничены в правовом отношении, что лишь отчасти компенсируется созданием параллельных структур, например, клубов друзей филармонии, фондов и пр.[8]. В целом, посещаемость и окупаемость филармоний сохранялась лишь в наиболее престижных столичных центрах, а также отчасти в туристических городах. Современный этап можно считать периодом поиска новых путей адаптации к реалиям рынка и современной культуры (в рамках которой также наблюдается конкуренция с другими видами зрелищных мероприятий: как в рамках сферы искусства, так и со сферой развлечения в целом).
Таким образом, филармонии современной России являются результатом эволюции, в ходе которой на них отложили отпечаток как исконные ценности, заложенные в европейское филармоническое движение, так и постепенная «кристаллизация» из совокупности других аналогичных форм организаций концертной деятельности в России, а также период существенного государственного влияния (как в плане стабильной финансовой поддержки, так и в плане идеологической пропаганды) и современный переход к существованию в условиях рыночного уклада, к которому не все организации адаптировались в полной мере. В нынешней ситуации филармонии в России, с одной стороны, должны сохранять исконные ценности и традиции, с другой – включаться в пространство современной культуры и модифицировать свою структуру и принципы продвижения. Для решения данной проблемы необходимо чётко осознавать, какие из признаков филармонии могут считаться базовыми, нерушимыми устоями её деятельности, а какие могут подвергаться изменениям в соответствии с окружающими условиями.
Подытоживая проведённый обзор исторических вех филармонического движения, выделим наиболее существенные атрибутивные признаки филармонии через сравнение с другими аналогичными формами организаций концертной сферы (см. Табл. 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ филармонии с другими организациями музыкальной концертной сферы
Тип организации |
Музыкальный театр |
Концертное агентство |
Городское концертное бюро |
Дом творчества |
Филармония |
Наличие собственного творческого коллектива (коллективов) |
Обязательно |
Не обязательно |
Не обязательно |
Как правило, имеются |
Обязательно |
Наличие собственного здания |
Как правило, имеется |
Не обязательно |
Не обязательно |
Обязательно |
Как правило, имеется |
Главная цель |
Просветительство. Сохранение определенных жанров на концертных площадках |
Получение коммерческой выгоды |
Просветительство |
Просветительство для самого массового слушателя, доступная для любого слоя населения. |
Просветительство. Сохранение определенных жанров на концертных площадках. |
Репертуарный приоритет |
Обязательно |
Не обязательно |
Не обязательно |
Не обязательно |
Обязательно |
Целевая аудитория |
От 6 лет |
18-40 |
18-70 |
6-18 |
6-80 |
Профессионализм артистов |
Обязательно |
Не обязательно |
Не обязательно |
Не обязательно |
Весьма желательно |
Профессионализм маркетинга |
Весьма желательно |
Обязательно |
Весьма желательно |
Не обязательно |
Весьма желательно |
Предоставление дополнительных услуг |
Обязательно |
Обязательно |
Весьма желательно |
Не обязательно |
Не обязательно |
Наличие бренда |
Весьма желательно |
Обязательно |
Весьма желательно |
Не обязательно |
Весьма желательно |
На основании проведённого сравнения выделим основные критерии, которым должна соответствовать ныне образуемая организация (как относящаяся к государственному сектору, так и к общественному, некоммерческому), чтобы она могла быть с полным правом отнесена к категории филармонии и обладать соответствующим наименованием и статусом:
пропаганда ценностей профессионального академического искусства и приобщение к ним широкой аудитории;
приоритет просветительства над коммерческой окупаемостью;
сохранение и воспроизведение в современных условиях исторических практик музицирования, поддержание в концертной практике академического репертуара для крупных и малых профессиональных составов исполнителей (в особенности – больших и малых составов АСО, струнного, духового, народного оркестров, академического хора, квартетов, квинтетов и других ансамблевых составов);
профессионализм и квалификации сотрудников;
наличие собственных (действующих на постоянной длительной основе коллективов);
профессиональный ценз качества репертуара и качества исполнительства.
Соответственно, вновь образуемая организация для соответствия филармоническому статусу должна следовать указанным принципам. Обратимся далее к рассмотрению её нормативной составляющей и структуры в том случае, когда молодёжная филармония организуется в форме некоммерческого общества.
Список литературы
1. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. Ин-т «Сов. энцикл.», 1935–1940. (4 т.)
2. Филармония // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F (Дата обращения 25.03.2020).
3. Крылова А. В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция [Текст] / А. В. Крылова // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. – Ростов-на-Дону: Ростовская гос. консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова, 2012. – С. 7–15.
4. Крылова А. В. Практическое музицирование в контексте образовательного процесса Музыкальных классов Императорского Русского музыкального общества на Юге России [Текст] / А. В. Крылова // Проблемы музыкальной науки. – 2018. № 4. – С. 120–126.
5. Золин П. «Филармония» Взгляд историка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/doc-33050484_517316652 (Дата обращения 25.03.2020).
6. Островский А. Л. Краткий музыкальный словарь [Текст] / А. Л. Островский // Л.; М., 1949. – С.189–190.
7. Крылова А. В. Современный музыкальный театр в многообразии жанровых решений [Текст] / А. В. Крылова // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2017. № 4 (29). – С. 84–89.
8. Хабаровская краевая филармония [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://phildv.ru/novosti/upakuem-novogodnee-nastroenie (Дата обращения 25.03.2020).
1 Золин П. «Филармония» Взгляд историка [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/doc-33050484_517316652