ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФИЛАРМОНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ И В МИРЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФИЛАРМОНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ И В МИРЕ

Бахтияр Е.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «филармония» происходит от греческого «phileo» – любить и «harmonia» — гармония, музыка. В целом ряде стран по всему миру понятие «филармония» закрепилось для обозначения музыкального общества или учреждения, занимающегося организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства [1]. Этимологическое происхождение термина указывает на то, что филармонии изначально формировались в качестве объединений деятелей музыкального искусства и слушательской аудитории, которых объединяла любовь к музыке как центральная ценность. Целью организации и развития филармонического движения, таким образом, была пропаганда ценностей музыкального искусства, в первую очередь – симфонической музыки.

Историческими предшественниками филармоний в Европе можно считать музыкальные академии. Первые Музыкальные академии появились в Италии в XVI веке, а затем в Германии и других странах возникли музыкальные общества «коллегиум музикум», им соответствовали хоровые общества, а позже и филармонические [2]. Филармонические общества в основном пропагандировали симфоническую музыку. Исторической эпохой образования филармоний в странах Европы и США (Петербург, Москва, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и др.) стал XIX век. Данное обстоятельство вызвано целым рядом причин:

смена условий финансирования с утратой возможностей поддержки со стороны монархии и аристократии (при смене политико-правовых режимов в большинстве стран Европы), что сформировало проблему поиска новых условий материального обеспечения деятельности крупных музыкальных коллективов, требующих эффекта масштаба со стороны спроса для достижения окупаемости;

демократизация европейского общества, активное вовлечение широких слоёв населения в потребление профессионального искусства;

становление и активное развитие институтов гражданского общества и профессиональных объединений, агрегирующих общественные интересы, что сформировало собственные потребности в интеграции деятелей музыкального исполнительского искусства;

множественные художественные тенденции в области музыкального искусства, прежде всего – выход симфонического жанра и других жанров, предполагающих массовое оркестровое и хоровое исполнительство, на первый план, а также интерес композиторов к политембровости и большой динамической мощи музыкальных составов, в связи с чем усилилась потребность в достижении окупаемости и создании профессиональных и организационных основ деятельности крупных коллективов;

потребность в строительстве и эксплуатации крупных концертных площадок, предназначенных для массового прослушивания музыки (и в условиях отсутствия возможностей звукоусиления – в крупных коллективах, достаточных для акустического объёма зала);

развитие проектного подхода в искусстве [3]

Соответственно, филармонические организации сформировались для того, чтобы взять на себя функции:

пропаганды ценностей музыкального искусства и трансляции профессиональной академической музыки как для массовой аудитории, так и для творческой элиты;

планирования, организации, мотивации и контроля, а также создания материально-технических условий и финансовой базы для деятельности крупных музыкальных коллективов;

эксплуатации крупных концертных площадок.

Филармоническое движение, организационно воплотившееся в западных странах в деятельности некоммерческих обществ, было активно воспринято в социалистических странах в начале ХХ века. Этому обстоятельству способствовал тот факт, что идеи массового, демократичного приобщения людей к искусству всецело вписывались в систему ценностей марксистского мировоззрения, основанного на позициях равенства, поддержки малоимущих трудовых слоёв населения. В связи с этим главную системообразующую функцию в процессе организации филармоний взяло на себя государство. Таким образом, они приобрели иной статус, нежели их европейские и американские аналоги, финансируемые, главным образом, за счёт привлечённых спонсорских средств в условиях частичной самоокупаемости. Советское государство стало главным источником финансирования, гарантом стабильного существования филармоний, а также главным субъектом контроля за их деятельностью. Также следует учитывать, что для него филармонии, как и другие учреждения культуры и искусства, стали одним из средств идеологической пропаганды, контроля за содержательной стороной художественного творчества.

В России филармонические общества появляются в 1802 году в Санкт-Петербурге «Петербургское филармоническое общество», а в 1803 году музыкальные общества появились и в Москве («Московское филармоническое общество»)1. Однако основной период становления филармоний в России приходится на XX век. Именно в советскую эпоху произошло формирование филармоний в их современном виде. Следует учитывать, что предшественниками многих из них были концертные организации аналогичного, но всё же отличного от них статуса и характера деятельности [4]. Главным образом, будущие филармонии в СССР ведут свою историю от концертно-эстрадного бюро.

В соответствии с целями массового просветительства, советской идеологией активного вовлечения широких рабочее-крестьянских кругов в сферу искусства, наряду со столичными центрами музыкального искусства, произошла постепенная профессионализация концертной жизни в региональной практике. Филармонии и их прототипы активно возникали в большинстве крупных городов. Так, например, в 1918 году в Новгороде появляется государственное концертное учреждение – «Областное концертно-эстрадное бюро», предшественник будущей филармонии [5].

Уже в этот период в практике деятельности таких организаций появляются первые проблемы организационного плана, потребовавшие правового, экономического и системно-управленческого решения. В частности, возникли сложности и вопросы с авторским правами и отчислениями за исполняемые произведения на концертах. Также важной проблемой было установление оптимальной организационной структуры и субординации в системе государственного управления. Областные концертно-эстрадные бюро были неразрывно связаны с областными Отделами по делам искусств, а их первый штат чаще всего состоял из директора, трёх администраторов (главный, городской, областной), бухгалтера, экспедитора, кассира-инкассатора, секретаря-машинистки, курьера-уборщицы, истопщика-сторожа. Данная структура в большей мере тяготеет к концертному агентству, поскольку в ней отсутствуют должности художественного руководителя и его функциональных помощников. В данном аспекте обнаруживается коренное отличие данной формы концертного учреждения от филармонии: концертные бюро занимались в большей мере организацией концертных и других зрелищных мероприятий. Наряду с музыкальным исполнительством организуемые ими мероприятия включали также театральные постановки, литературные вечера, иногда также цирковые номера и «оригинальные жанры», поскольку ещё не произошла специализация организаторских функций мероприятий данных сфер в регионах.

Тем не менее, концертными бюро был взят курс на всё большую профессионализацию в сфере музыкально-исполнительского искусства, а также расширение слушательских кругов. По сохранившимся свидетельствам, в регионах в этот период средний концерт привлекал 210-300 зрителей, каждый взрослый житель посещал концерты в среднем дважды в год [5]. С развитием концертной жизни, а также активной пропагандой классического и народного искусства посещаемость мероприятий возрастала. Концертная деятельность развивалась долгие годы. Одновременно возрастала и численность профессиональных коллективов в концертных учреждениях. Так, например, в 1924 году в Новгороде насчитывалось 26 музыкальных и хоровых кружков (667 участников) и 22 драматических коллектива (690 участников). Что интересно, получение статуса филармонии происходило не сразу. Региональные концертные бюро и аналогичные учреждения стремились развиваться как количественно, так и качественно: «право называться филармонией необходимо было заслужить» [5].

Советские филармонии объединяют первоклассные музыкальные исполнительские коллективы и ансамбли. В их числе: Русский народный хор им. Пятницкого; хор русской песни (худ. рук. А Свешников); Воронежский народный хор (худ. рук. К. Массалитинова); Украинский народный хор (под управлением Г. Веревки); Эстонский мужской хор (худ. рук. Г. Эрнесакс); грузинская, азербайджанская и др. хоровые капеллы; Ансамбль народного танца СССР (худ. рук. И. Моисеев); русский народный оркестр им. Н. Осипова; симфонический оркестр Ленинградской филармонии; Симфонический оркестр Украинской ССР, Московский молодежный симфонический оркестр (худ.рук. К. Кондрашин); народные оркестры: белорусский (рук. И. Живнович), азербайджанский (рук. С. Рустамов), казахский (рук. А. Жубанов), литовский (рук. И. Швядас) и др.; ансамбль песни и пляски Грузии; ансамбль песни и танца Литовской ССР; ансамбль песни и пляски Абхазской филармонии; ансамбли национальных инструментов: дутаристок (Узбекистан), рубобисток (Таджикистан), тюйдукистов (Туркменистан), чонгуристок (Грузинская ССР), «кантеле» Карело-Финск.ССР) и др. «В концертах филармонии принимают участие представители всех народов советского исполнительского искусства – певцы, пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на народных инструментах, православные исполнители народных песен и танцев»[6]. По жанровому разнообразию наполнение филармонических программ не уступает музыкальному театру [7].

О значимости профессиональной музыкальной культуры, осознаваемой в СССР, говорит уже тот факт, что в годы войны филармоническая деятельность не прекращалась. Коллективы крупных центров музыкального искусства подвергались эвакуации в другие регионы, где продолжали свою деятельность, в том числе способствуя творческому росту этих регионов.

Вторую половину XX века можно считать расцветом филармонической деятельности в СССР. Финансируясь за счёт государства, новообразованные (и преобразованные из других учреждений) филармонии имели соответствующие ресурсы к активному развитию. Наряду с пропагандой мировой классики, государственная политика СССР заявляла приоритеты патриотического воспитания, в связи с чем во многих филармониях были образованы профессиональные коллективы исполнителей на русских народных инструментах, ставшие равноправными по отношению к академическим симфоническим оркестрам. Также существовала ставка на вовлечение в исполнительскую практику произведений современных отечественных композиторов, так же пропагандировавших ценности советского общества и государства. Композиторская деятельность и исполнение новых произведений так же поощрялись и компенсировались за счёт государственного финансирования. Те же приоритеты и ценности сохранились в деятельности современных филармоний, как и традиционная организационная структура типовой филармонии и её включённость в государственную систему ведомственной субординации.

Период перехода России к рыночной экономике сопровождался одновременно и перестройкой организационно-правовых форм и форм поддержки и финансирования организаций культуры и искусства, и появлением рыночной конкуренции, распространившейся активно и концертно-зрелищную сферу. Сопутствовала данному этапу и модификация культуры российского общества. Филармонии слабо адаптировались к новой экономической и социокультурной реальности не только по причине сокращения государственного финансирования и необходимости самостоятельного налаживания маркетинга в конкурентных условиях, но и в результате того, что филармонии как исконные носители идеологических представлений (в советские годы – выходивших за пределы собственно сферы искусства).

Доля консерватизма, присущая филармоническим организациям в современной России, их неприспособленность к рыночным условиям существования, стали причиной многочисленных проблем. Когда в России происходило становление рынка музыкально-исполнительских услуг, рынка авторских прав на объекты музыкального искусства, а главное – рынка концертных и зрелищных мероприятий, на фоне существенного сокращения государственного финансирования в 1990-е гг. произошло снижение посещаемости, мотивации артистов. В отличие от европейских и американских аналогов, российские филармонии не имеют большого опыта деятельности в рыночных условиях, маркетинга, фандрайзинга, а в некоторых случаях и ограничены в правовом отношении, что лишь отчасти компенсируется созданием параллельных структур, например, клубов друзей филармонии, фондов и пр.[8]. В целом, посещаемость и окупаемость филармоний сохранялась лишь в наиболее престижных столичных центрах, а также отчасти в туристических городах. Современный этап можно считать периодом поиска новых путей адаптации к реалиям рынка и современной культуры (в рамках которой также наблюдается конкуренция с другими видами зрелищных мероприятий: как в рамках сферы искусства, так и со сферой развлечения в целом).

Таким образом, филармонии современной России являются результатом эволюции, в ходе которой на них отложили отпечаток как исконные ценности, заложенные в европейское филармоническое движение, так и постепенная «кристаллизация» из совокупности других аналогичных форм организаций концертной деятельности в России, а также период существенного государственного влияния (как в плане стабильной финансовой поддержки, так и в плане идеологической пропаганды) и современный переход к существованию в условиях рыночного уклада, к которому не все организации адаптировались в полной мере. В нынешней ситуации филармонии в России, с одной стороны, должны сохранять исконные ценности и традиции, с другой – включаться в пространство современной культуры и модифицировать свою структуру и принципы продвижения. Для решения данной проблемы необходимо чётко осознавать, какие из признаков филармонии могут считаться базовыми, нерушимыми устоями её деятельности, а какие могут подвергаться изменениям в соответствии с окружающими условиями.

Подытоживая проведённый обзор исторических вех филармонического движения, выделим наиболее существенные атрибутивные признаки филармонии через сравнение с другими аналогичными формами организаций концертной сферы (см. Табл. 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ филармонии с другими организациями музыкальной концертной сферы

Тип организации

Музыкальный театр

Концертное агентство

Городское концертное бюро

Дом творчества

Филармония

Наличие собственного творческого коллектива (коллективов)

Обязательно

Не обязательно

Не обязательно

Как правило, имеются

Обязательно

Наличие собственного здания

Как правило, имеется

Не обязательно

Не обязательно

Обязательно

Как правило, имеется

Главная цель

Просветительство. Сохранение определенных жанров на концертных площадках

Получение коммерческой выгоды

Просветительство

Просветительство для самого массового слушателя, доступная для любого слоя населения.

Просветительство. Сохранение определенных жанров на концертных площадках.

Репертуарный приоритет

Обязательно

Не обязательно

Не обязательно

Не обязательно

Обязательно

Целевая аудитория

От 6 лет

18-40

18-70

6-18

6-80

Профессионализм артистов

Обязательно

Не обязательно

Не обязательно

Не обязательно

Весьма желательно

Профессионализм маркетинга

Весьма желательно

Обязательно

Весьма желательно

Не обязательно

Весьма желательно

Предоставление дополнительных услуг

Обязательно

Обязательно

Весьма желательно

Не обязательно

Не обязательно

Наличие бренда

Весьма желательно

Обязательно

Весьма желательно

Не обязательно

Весьма желательно

На основании проведённого сравнения выделим основные критерии, которым должна соответствовать ныне образуемая организация (как относящаяся к государственному сектору, так и к общественному, некоммерческому), чтобы она могла быть с полным правом отнесена к категории филармонии и обладать соответствующим наименованием и статусом:

пропаганда ценностей профессионального академического искусства и приобщение к ним широкой аудитории;

приоритет просветительства над коммерческой окупаемостью;

сохранение и воспроизведение в современных условиях исторических практик музицирования, поддержание в концертной практике академического репертуара для крупных и малых профессиональных составов исполнителей (в особенности – больших и малых составов АСО, струнного, духового, народного оркестров, академического хора, квартетов, квинтетов и других ансамблевых составов);

профессионализм и квалификации сотрудников;

наличие собственных (действующих на постоянной длительной основе коллективов);

профессиональный ценз качества репертуара и качества исполнительства.

Соответственно, вновь образуемая организация для соответствия филармоническому статусу должна следовать указанным принципам. Обратимся далее к рассмотрению её нормативной составляющей и структуры в том случае, когда молодёжная филармония организуется в форме некоммерческого общества.

Список литературы

1. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. Ин-т «Сов. энцикл.», 1935–1940. (4 т.)

2. Филармония // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F (Дата обращения 25.03.2020).

3. Крылова А. В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция [Текст] / А. В. Крылова // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. – Ростов-на-Дону: Ростовская гос. консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова, 2012. – С. 7–15.

4. Крылова А. В. Практическое музицирование в контексте образовательного процесса Музыкальных классов Императорского Русского музыкального общества на Юге России [Текст] / А. В. Крылова // Проблемы музыкальной науки. – 2018. №  4. – С. 120–126.

5. Золин П. «Филармония» Взгляд историка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/doc-33050484_517316652 (Дата обращения 25.03.2020).

6. Островский А. Л. Краткий музыкальный словарь [Текст] / А. Л. Островский // Л.; М., 1949. – С.189–190.

7. Крылова А. В. Современный музыкальный театр в многообразии жанровых решений [Текст] / А. В. Крылова // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2017. № 4 (29). – С. 84–89.

8. Хабаровская краевая филармония [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://phildv.ru/novosti/upakuem-novogodnee-nastroenie (Дата обращения 25.03.2020).

1 Золин П. «Филармония» Взгляд историка [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/doc-33050484_517316652

Просмотров работы: 516