ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, АДРЕСОВАННЫХ «СОЛНЕЧНЫМ ДЕТЯМ» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, АДРЕСОВАННЫХ «СОЛНЕЧНЫМ ДЕТЯМ»

Королева О.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значительную группу нуждающихся в образовательных услугах в общем перечне тяжелых детских недугов занимают дети с синдромом дауна. К 2020 году государством создано достаточно законных оснований для активной работы с детьми, страдающими данным заболеванием. Однако на практике наблюдается стабильная, годами неизменяемая ситуация: родители стесняются или боятся вести детей в школы общего образования и выходить с ними на улицу, педагоги школ не имеют достаточного образования, чтобы работать с такими детьми, а школы нуждаются в дополнительных ресурсах. То же самое можно сказать и об институциях среднего и высшего образования. В итоге целый сегмент общества вынужден обращаться в негосударственные структуры: фонды и организации, чтобы получить помощь. Задача статьи - осветить эту проблему в контексте музыкальных образовательных услуг, осуществляемых Ростовской государственной консерваторией им. С. В. Рахманинова для того чтобы еще раз привлечь к ней внимание государства.

Прежде чем перейти к сути проекта, следует подчеркнуть, что проблема «человек и социум» составляет важную часть современного контента научных проблем в рамках гуманитарного знания. Влияние масс медиа, рекламы, индустриального общества в целом на индивида – вот далеко не полный перечень аспектов, затрагиваемых во множестве современных исследований [см., например, 1, 2]. Особую область пристального внимания, на которую ориентирует политика государства в сфере культуры и образования, составляет бытие человека с ограниченными возможностями. В данной статье речь пойдет о создании особых условий и специализированных программ для качественного осуществления образования детей-инвалидов, то есть о проблеме, актуальность которой невозможно переоценить. Применение к ее разработке проектного подхода, с нашей точки зрения, наиболее эффективно, поскольку проектный подход в сфере искусства сформировался на современном этапе в тенденцию, позволяющую решать сложные и комплексные задачи [3]. Наш проект называется «Социализация “солнечных” детей посредством адресных арт-проектов». Целью проектаявляется помощь в социализации и развитии детей с синдромом Дауна посредством музыки.

К сожалению, полной и официально подтвержденной статистики о числе людей с синдромом Дауна в России нет. Процитируем данные сайта downsideup.org: «Из официальных источников в России существуют только данные в справочниках Минздрава РФ по заболеваемости. Сборник Минздрава РФ «Общая заболеваемость всего населения России в 2017 году» показывает, что в Российской Федерации зарегистрировано 18 385 больных с синдромом Дауна. Но если посмотреть данные Минздрава по отдельным регионам, например, по Москве – то видно, что приведенные цифры слишком малы. Например, в Москве указано всего 1030 человек с синдромом Дауна, включая и детей, и взрослых. Между тем как в базе данных фонда «Даунсайд Ап» только детей с синдромом Дауна в Москве – около 1100 человек» [4].

Итак, целевая аудитория предполагаемого, а также иных аналогичных, гипотетически и реально существующих проектов по стране огромна. Какова степень защищенности данной группы детского населения на уровне законодательных актов? На основе анализа информационно-справочного издания Комитета по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной Думе седьмого созыва [5], выделим ключевые направления, связанные с означенной проблемой:

Концепция информационной безопасности детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р);

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.02.2015 № 167-р);

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года №1726-р);

Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по ее реализации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 № 962-р) (ред. от 17.02.2014)

В методических рекомендациях по выявлению и распространению лучших инклюзивных практик образования детей с ОВЗ [6], утвержденных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей, приведено описание отдельных эффективных видов практик интеграции, инклюзии, обеспечения доступности среды для людей с ОВЗ и инвалидностью, реализуемых в некоторых субъектах РФ. В этом списке нет города Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Дети с синдромом Дауна – это необычная категория детей с особыми потребностями. Причиной синдрома Дауна является дополнительная копия 21-й хромосомы. Результат – задержка физического и умственного развития, специфическая форма головы и черт лица, часто низкий рост. Для каждого родителя это большая трагедия, узнать о том, что твой ребенок болеет неизлечимой болезнью. Поэтому существуют две точки зрения на этот счет. Ряд исследователей считают, что необходимо предотвращать рождение детей с синдромом Дауна, в частности, специалист по медицинской этике Рональд Грин называет сохранение таких детей «генетическим вредом». Клэр Райнер, руководитель Ассоциации Синдрома Дауна, также высказывается за пренатальную диагностику и прекращение беременности, считая, что забота о таких людях будет дорого стоить обществу, и что «люди, у которых ещё нет детей, должны задаться вопросом, имеют ли они право возлагать на других такое бремя, пусть даже сами они намерены нести свою часть этого бремени.» [цит. по 7 ].

Другие медики и специалисты по этике озабочены высоким уровнем абортов, связанных с синдромом Дауна. К примеру, консервативный журналист Джордж Уилл назвал это положение «евгеникой через аборты». Питер Сингер утверждает:

«Ни гемофилия, ни синдром Дауна не настолько ужасны для самих больных, чтобы сделать их жизнь безрадостной. Прекращать беременность при выявлении подобного синдрома — с намерением родить потом другого, здорового ребёнка, — значит расценивать плод как нечто заменяемое. Если мать заранее решила родить определённое количество детей, скажем, двоих, то, в сущности, она отказывается от одного возможного ребёнка в пользу другого. В свою защиту она может сказать: потеря жизни абортированного плода перевешивается жизнью здорового ребёнка, который будет зачат только в том случае, если неполноценный ребёнок не родится» [Там же].

Представляется, что вторая точка зрения более гуманна, потому что в двадцать первом веке, веке прогрессивного общества, мы имеем достаточно ресурсов, интеллектуальных и материальных, для обеспечения нормальной счастливой жизни «солнечным» детям.

Какова же во всём этом роль искусств?

В своем интервью изданию «News in Health» нейроученый из медицинской школы Гарварда доктор Готфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) утверждает, что у музыкантов нервная система устроена иначе, чем у людей, не связанных с музыкой [5]. При этом он ссылается на исследования, где говорится о том, что в мозгу музыканта больше сосудисто-нервных пучков, соединяющих левое полушарие с правым: «При сочинении музыки активизируются различные отделы головного мозга, включая зрительный, слуховой и моторный, – говорит Шлауг. – Именно поэтому написание мелодий представляет потенциальный интерес для лечения нервных расстройств» [5].

В 2010 году в Северо-западном университете США штата Иллинйс были проведены исследования, целью которых было выявление тго, в какой мере занятия музыкой влияют на развитие детей [6]. В частности, было выявлено, что музыкальные занятия влияют на деятельность тех отделов мозга, которые отвечают за прием и переработку речи, музыка выступает как своего рода «тренажор» по восприятию слуховых впечатлений.

Ученые объясняют это свойство человеческого головного мозга нейропластичностью, т. е. способностью мозга приспосабливаться и изменяться путем обучения в течение жизни человека. Музыка повышает нейропластичность. Исследования доказывают, что игра на музыкальном инструменте стимулирует развитие мозга и влияет на процессы обучения чтению, счету, на синхронизацию и координацию действий в совместной деятельности [7]. Музыкантам проще даются иностранные языки, а дети, занимающиеся музыкой, лучше читают, обладают большим запасом слов, чем дети, не имеющие музыкального образования. Кроме того, обучение музыке создает нервные связи, которых не хватает при дислексии или нарушении распознавания речи [8].

Таким образом, мы имеем серьёзный социальный запрос на развитие музыкального и общего образования для детей с синдромом Дауна. Сегодня энтузиасты-одиночки разрознены, как и информация об их методических находках. Возможно опыт такого рода и есть, но никем он не собирался и не обобщался.

Очертив общую ситуацию, можно перейти к предложениям проектного плана, нацеленных на решение данной проблемы с использованием творческих ресурсов РГК. В сотрудничестве с организацией «Лучики добра» планируется провести цикл встреч с детьми, цель которых – приобщение их к музыкальному искусству, подключение музыкальных событий к общему циклу развивающих мероприятий, которые организует центр «Лучики добра». Возрастная категория детей – 7-10 лет. Человеческий ресурс проекта – студенты-волонтеры с разных факультетов РГК. Предполагаемая тематика встреч: знакомство с инструментами оркестра; освоение в игровой форме важнейших элементов музыкального языка – ритма и мелодии; проведение небольших музыкально оформленных сказочных постановок, предполагающих опору на театрализацию, с интерактивным элементом [10], что важно для детей с такого рода недостатками.

В процессе этих занятий планируется изучение особенностей восприятия музыки «солнечными» детьми и, через полученный опыт, создание откорректированных с его учетом, сценариев музыкальных событий. Ключевая цель осуществления данного проекта, планируемого в сотрудничестве с организацией «Лучики добра» – музыкальное развитие и социализация детей с данным врожденным заболеванием через музыку. В перспективе на стадии развития проекта, представляется важным привлечь к нему внимание государства в рамках грантовых молодежных программ для дополнительного финансирования этой деятельности.

Список литературы

Крылова А. В., Смирнов В. Б. Человек в звуковом поле рекламы // Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках сборник статей. М: ООО «Композитор», 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21906792 (Дата обращения 25.03.2020).

Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества [Текст] / Пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1994. – 368 с.

Крылова А. В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция [Текст] / А. В. Крылова // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. сборник научных статей. Ростовская гос. консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 2012. С. 7–15.

Даунсайт ап [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://downsideup.org/ru/skolko-lyudey-s-sindromom-dauna-zhivet-v-rossii (Дата обращения 25.03.2020).

Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной Думе седьмого созыва. Информационно-справочное издание. – М.: Издание Государственной Думы, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://duma.gov.ru/media/files/sAvlaAIuhv5rJWWkKw1pGfvlCdpCYHCa.pdf (Дата обращения 25.03.2020).

Выявление и распространен лучших инклюзивных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc/ (дата обращения: 04.03.2020)].

Синдром Дауна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 01.03.2020).

Strike a Chord for Health. Music Matters for Body and Mind (January 2010). – URL: https://newsinhealth.nih.gov/2010/01/strike-chord-hea.

Kraus, N., & Chandrasekaran, B. (2010). Music training for the development of auditory skills. Nature Reviews Neuroscience11(8), 599–605. – URL: https://doi.org/10.1038/nrn2882

Крылова А. В. Современный музыкальный театр в многообразии жанровых решений [Текст] / А. В. Крылова // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 4 (29). – С. 84–89.

Просмотров работы: 13