Введение
В современных условиях разработки программных систем важное значение преобретают исследования в рамках этапа концептуального проектирования. Как показывают исследования, вопросом моделирования предметных областей уделяется всё больше внимания. Для формирования оптимальной модели исследуемой системы, важное значение имеет использование моделей, адекватных предметной области и процессам, подлежащим автоматизации.
В работах многих авторов, используются подходы, которые являются основополагающими при моделировании предметной области. Так, например, исследованию предметной области и анализу осуществимости разработки ПС веб-каталога студенческих мультимедийных проектов, посвещана работа Надирян А.Г. и Абрамовой О.Ф. [1, с.862-868]
Представляют практический интерес результаты исследования, связанные с изучением предметной области и анализом осуществимости разработки программной системы для автоматизации документооборота автошколы, продемонстрированные в работе Живодрова М.С., Абрамовой О.Ф. и Рыбанова А.А. [2, с.14]
Имеют практическую значимость результаты исследования предметной области и анализ осуществимости разработки программной системы для автоматизации проведения видеотрансляций, полученые авторами Борзиным Р.Ю. и Абрамовой О.Ф. [3, с.26]
Так же научный и практический интерес представляют результаты исследования авторов Д.О. Холкина, О.Ф. Абрамовой и А.А. Рыбанова касательно изучения предметной области для автоматизации процесса учёта материальных ценностей кафедры вуза. [4, с.14]
Все эти и аналогичные научные работы наглядно демонстрируют важность и необходимость разработки достаточного количества моделей разного типа и в различных нотациях, позволяющие провести всесторонний анализ процессов, подлежащих автоматизации.
Целью данной разработки является упрощение документооборота, создание онлайн-каталога, а так же улучшение взаимодействия с клиентом для частной картинной галереи.
Организационная модель
Организационная структура
Исследуемое предприятие представляет собой частную картинную галерею, в которой трудятся следующие сотрудники. Руководитель – занимается покупкой картин, подписывает договоры, следит за организацией выстовок, занимается выдачей заработной платы сотрудникам, ведёт статистику расходов и доходов,занимается организацией, управлением и контролем. Секретарь - занимается сбором и оформлением заказов, ведением документации организации, ведением бухгалтерского учёта. Куратор –занимается организацией и проведением выстовок. Экспозиционер – занимается подготовкой выставок.
Кадровая структура
Для каждого сотрудника важно определить значения определенных критериев, таких как: стаж работы, уровень образования и текущие должностные обязанности.
Руководитель :: специалист по управлению организацией :: стаж в фирме 6 лет, ведёт бухгалтерию фирмы;
Секретарь :: специалист по документационному обеспечению управления фирмы :: стаж работы 4 года
Куратор :: специалист по организации и проведению выставок :: стаж работы 12 лет
Экспозиционер :: специалист по подготовки выстовок :: стаж работы 8 лет.
В результате построена матрица организационных проекций.
Матрица организационных проекций
Для каждого сотрудника важно определить его роль и функции в системе, что явно представлено в матрице организационных проекций.
Должности/Функции |
Руководитель |
Секретарь |
Куратор |
Экспозиционер |
Продажа картин |
+ |
+ |
||
Покупка картин |
+ |
+ |
||
Организация выстовок |
+ |
+ |
||
Проведение выстовок |
+ |
+ |
||
Бух. учёт |
+ |
|||
Выплата зарплат |
+ |
|||
Маркетинг |
+ |
+ |
||
Складской учёт |
+ |
|||
Аренда картин |
+ |
+ |
||
Продажа картин на аукционе |
+ |
+ |
В результате анализа организационной структуры организации, было выявлено, что секретарь является самым перегруженным сотрудником. Для разргрузки секретаря требуется автоматизировать, как минимум, процесс архивации копий документов.
Частная картинная галлерея осуществляет продажу картин, и организовывает выставки. В результате исследования были выделены основыне бизнес-процессы.
Рассмотрим некоторые из них подробнее
Выделенный бизнес-процесс 1: Продажа картин
Продажа картин реализуется по следующему алгоритму, который представлен в форме табличной модели:
Бизнс-процесс |
Секретарь |
Руководитель |
Документ |
Время |
Ресурсы |
ПО |
Приём клиента и выбор картины |
+ |
Прайс-лист |
~ 30 мин. |
Стол, стул, ноутбук, принтер, бумага для печати |
Windows, MS Office |
|
Проверка наличии картины |
+ |
- |
~ 5 мин. |
- |
- |
|
Получение личных данных от клиента |
+ |
Личные данные |
~ 2 мин. |
Стол, стул |
- |
|
Оформление договора о продаже |
+ |
Договор |
~ 20 мин. |
Стол, стул, ноутбук, принтер, бумага для печати |
Windows. MS Office |
|
Подписание договора о продаже |
+ |
Договор |
~ 5 мин. |
Стол, стул, ручка |
- |
|
Составление квитанции |
+ |
Квитанция |
~ 20 мин. |
Стол, стул, принтер, ручка, бумага для печати |
- |
|
Архивация копии подписанного договора |
+ |
Договор |
~ 10 мин. |
Шкаф |
- |
|
Архивация копии квитанции |
+ |
Квитанция |
~ 10 мин. |
Шкаф |
- |
Выделенный бизнес-процесс 2: Покупка картин
Покупка картин реализуется по следующему алгоритму, который представлен в форме табличной модели:
Бизнс-процесс |
Секретарь |
Руководитель |
Документ |
Время |
Ресурсы |
ПО |
Запрос на покупку картин у художника |
+ |
- |
~ 1 час |
Стол, стул, ноутбук, смартфон |
Android, Windows, Internet |
|
Выбор картины |
+ |
Каталог |
~ 3 часа |
Смартфон |
Android |
|
Подписание договора от художника |
+ |
Договор |
~ 10 мин. |
Стол, стул, ручка |
- |
|
Производство оплаты |
+ |
Квитанция |
~ 3 мин. |
Стол, стул, ноутбук, смартфон, ручка |
Android, Windows, Internet |
|
Проверка оплаты |
+ |
Квитанция |
~ 3 мин. |
Стол, стул, ноутбук, смартфон |
Android, Windows, Internet |
|
Архивация оригинала договора |
+ |
Договор |
~ 10 мин. |
Шкаф |
- |
|
Архивация оригинала квитанции |
+ |
Квитанция |
~ 10 мин. |
Шкаф |
- |
Выделенный бизнес-процесс 3: Организация выставок
Организация выставок реализуется по следующему алгоритму, который представлен в форме табличной модели:
Бизнс-процесс |
Куратор |
Руководитель |
Экспозиционер |
Документ |
Время |
Ресурсы |
ПО |
Составление плана выставки |
+ |
План выставки |
~ 3 часа |
Стол, стул, ручка, блокнот |
- |
||
Соглосование деталей |
+ |
+ |
План выставки |
~ 2 часа |
Стол, стул, ручка, блокнот |
- |
|
Изложение деталей выставки экспозиционеру |
+ |
План выставки |
~ 1.5 часа |
Стол, стул, ручка, блокнот |
- |
||
Определение сроков выставки |
+ |
План выставки |
~ 2 часа |
Стол, стул, ручка, блокнот |
- |
||
Составление экспозиции |
+ |
План выставки |
~ 5 часов |
Блокнот, ручка |
- |
||
Развешивание картин |
+ |
План выставки |
~ 1 раб. день |
Блокнот |
- |
Выделенный бизнес-процесс 4: Проведение выстовок
Проведение выставок реализуется по следующему алгоритму, который представлен в форме табличной модели:
Бизнс-процесс |
Куратор |
Документ |
Время |
Ресурсы |
ПО |
Подготовка текста |
+ |
Текст |
~ 1 день |
Блокнот, ручка |
- |
Открытие выставки |
+ |
~ 10 мин |
- |
- |
|
Приём оплаты за посещение выставки |
+ |
Чек |
~ 1 мин. |
- |
- |
Экскурсия по выставки |
+ |
Текст |
~ 50 мин. |
- |
- |
Выделенный бизнес-процесс 7: Аренда картин
Аренда картин реализуется по следующему алгоритму, который представлен в форме табличной модели:
Бизнс-процесс |
Секретарь |
Руководитель |
Документ |
Время |
Ресурсы |
ПО |
Выбор картины/картин |
+ |
Каталог |
~ 2 часа |
Стол, стул, смартфон, ручка, блокнот, ноутбук |
Android, Windows, Internet |
|
Определение срока аренды |
+ |
План выставки |
~ 10 мин. |
Стол, стул, смартфон |
Android |
|
Подписание договора об аренде картины |
+ |
Договор |
~ 2 мин. |
Стол, стул, ручка |
Android, Windows, MS Office |
|
Подпись квитанции |
+ |
Квитанция |
~ 2 мин. |
Стол, стул, ручка |
- |
|
Оплата картины и выдача картины |
+ |
- |
~ 8 мин. |
- |
- |
|
Архивация договора |
+ |
Договор |
~ 10 мин. |
Шкаф |
- |
|
Архивация квитанции |
+ |
Квитанция |
~ 10 мин. |
Шкаф |
- |
|
Возврат картины по договору |
+ |
Договор |
~ 1 день |
Смартфон |
Android |
Выделенный бизнес-процесс 8: Маркетинг
Маркетинг реализуется по следующему алгоритму, который представлен в форме табличной модели:
Бизнс-процесс |
Секретарь |
Руководитель |
Документ |
Время |
Ресурсы |
ПО |
Выделение бюджета на рекламу |
+ |
Расчёты |
~ 2 часа |
Стол, стул, ручка, блокнот, ноутбук |
Android, MS Office, Windows |
|
Реклама в СМИ |
+ |
- |
~ 5 часов |
Смартфон, ручка |
Android, |
|
Ведение группы ВК |
+ |
- |
~ 1 час |
Стол, стул, ноутбук |
Android, Windows, Internet |
|
Ведение страницы в инстаграм |
+ |
- |
~ 40 мин. |
Стол, стул, ноутбук, смартфон |
Android, Windows |
|
Исследование рынка конкурентов |
+ |
- |
~ 2 часа |
Стол, стул, ноутбук, ручка, блокнот |
MS Office, Windows, Internet |
|
Составление отчёта по маркетингу |
+ |
~ 1.5 часа |
Стол, стул, ноутбук |
MS Office, Windows |
Выделенный бизнес-процесс 9: Продажа картины через аукцион
Продажа картин через аукцион реализуется по следующему алгоритму, который представлен в форме табличной модели:
Бизнс-процесс |
Секретарь |
Руководитель |
Документ |
Время |
Ресурсы |
ПО |
Заявка на аукцион |
+ |
- |
~ 1 час |
Смартфон |
Android, Internet |
|
Предоставление информации о картине |
+ |
Документы картины |
~ 5 мин |
- |
Android |
|
Подписание договора об участии в аукционе |
+ |
Договор |
~ 3 мин. |
Стол, стул, ручка |
- |
|
Получение результатов аукциона |
+ |
Результаты |
~ 2 дня |
Стол, стул, ноутбук |
Windows, Internet |
|
Подписание договора купли-продажи по фактической цене |
+ |
Договор |
~ 10 мин. |
Стол, стул, ручка |
- |
|
Проверка оплаты |
+ |
Счёт |
~ 3 мин. |
Стол, стул, ноутбук, смартфон |
Android, Windows, Internet |
|
Архивация договоров |
+ |
Договор |
~ 10 мин. |
Шкаф |
- |
|
Архивация счёта |
+ |
Счёт |
~ 10 мин. |
Шкаф |
- |
Процессные потоковые модели основных бизнес-процессов организации
Главный процесс «Функционирование орагнизации» состоит из подпроцессов:
1. Проведение сделок:
1.1. Покупка картин
1.2. Продажа картин
1.3. Продажа картин на аукционе
1.4. Аренда картин
2. Проведение мероприятий:
2.1. Организация выставок
2.2. Проведение выставок
3. Бухгалтерия:
3.1. Бухгалтерский учёт
3.2. Выплата зарплат
3.3. Складской учёт
4. Маркетинг
Функционирование организации
1. Проведение сделок
1.1. Покупка картин
1.2. Продажа картин
1.3. Продажа картин на аукционе
1.4. Аренда картин
2. Проведение мероприятий
2.1. Организация выставок
2.2. Проведение выставок
3. Бухгалтерия
3.1. Бухгалтерский учёт
3.2. Выплата зарплат
3.3. Складской учёт
4. Маркетинг
Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что предварительное моделирование предметной области сокращает время и сроки проведения проектировочных работ, а так же получение наиболее эффективного и качественного проекта.
Использование теоретических основ, изложенных в основах концептуального проектирования, помогает изучить требования к проектируемой системе и предпочтения пользователей. Применение современных методов моделирования предметной области имеет важное значение и большую практическую значимость для оптимизации бизнеса в современных условиях.
Список используемой литературы
1. Надирян А.Г. Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки ПС веб-каталога студенческих мультимедийных проектов [Электронный ресурс] / А.Г. Надирян, О.Ф. Абрамова // Форум молодых учёных : электронный журнал. - 2018. - № 6 (22), ч. 2. - C. 862-868. – Режим доступа : http://forum-nauka.ru.
2. Живодров, М.С. Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки программной системы для автоматизации документооборота автошколы [Электронный ресурс] / М.С. Живодров, О.Ф. Абрамова, А.А. Рыбанов // Форум молодых учёных : электрон. науч. журнал. - 2017. - № 6 (10). – 14 с. – Режим доступа : http://forum-nauka.ru/domains_data/files/10/Zhivodrov%20M.S.pdf.
3. Борзин, Р.Ю. Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки программной системы для автоматизации проведения видеотрансляций [Электронный ресурс] / Р.Ю. Борзин, О.Ф. Абрамова // Форум молодых учёных : электрон. науч. журнал. - 2017. - № 6 (10). – 26 с. – Режим доступа : http://forum-nauka.ru/domains_data/files/10/BORZIN%20R.Yu..pdf.
4. Холкин, Д.О. Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки программных средств для автоматизации процесса учёта материальных ценностей кафедры вуза [Электронный ресурс] / Д.О. Холкин, О.Ф. Абрамова, А.А. Рыбанов // Форум молодых учёных : электрон. науч. журнал. - 2017. - № 6 (10). – 14 с. – Режим доступа : http://forum-nauka.ru/domains_data/files/10/HOLKIN%20D.O.pdf.
5. Чурзина, Е.О. Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки ПС для автоматизации деятельности налоговой службы по работе с физическими лицами [Электронный ресурс] / Е.О. Чурзина, О.Ф. Абрамова // Форум молодых учёных : электрон. науч. журнал. - 2017. - № 6 (10). – 25 с. – Режим доступа : http://forum-nauka.ru/domains_data/files/10/ChURZINA%20E.O.pdf.