ПРОБЛЕМЫ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКИ М. Л. ТАРИВЕРДИЕВА НА ПРИМЕРЕ МОНООПЕРЫ «ОЖИДАНИЕ» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМЫ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКИ М. Л. ТАРИВЕРДИЕВА НА ПРИМЕРЕ МОНООПЕРЫ «ОЖИДАНИЕ»

Суздальцева М.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«После тихой коды, когда дирижер уже опустил руки, стояло гробовое молчание. Я видела слезы на глазах женщин. Я видела смущение мужчин. И лишь через паузу начались аплодисменты. Назвать это большим успехом, наверное, было бы неправильно. Это был не просто успех. Это была глубокая внутренняя реакция, когда тысяча человек, погруженных в одно состояние, не желали с ним расставаться. Эту паузу я слышала много раз, во многих залах. Она как будто бы была прописана композитором в нотах».

Вера Таривердиева1

Моноопера М. Л. Таривердиева «Ожидание» впервые была поставлена в Камерном Московском музыкальном театре Борисом Покровским и идет до сих пор, в паре с одноактными операми Россини, Моцарта. Но до театральной премьеры она несколько раз исполняли в концертах. Исполнителями были Мария Лемешева и Елена Комарова, певица из Ростова-на-Дону, которая записала оперу с Ростовским симфоническим оркестром на диск.

Мария Лемешева принимала участие в постановке оперы «Кто ты?» (опера Таривердиева для театра Б. Покровского, 1966). Потом она стала идеальной исполнительницей партии Прасковьи Петровны в «Графе Калиостро» и идеальным голосом, персонажем и человеком «Ожидания». Она исполняла монооперу в театре Покровского, пела ее на разных концертных сценах, «всегда поражая неисчерпанностью внутреннего смысла этого произведения, своим соответствием замыслу» [2]. Исполнительница каждый раз проживала тот внутренний текст, как будто она соприкасается с ним в первый раз.

В спектакле Камерного музыкального театра опера разбита на эпизоды, которые сценически решены как разные периоды жизни героини. Однако здесь дело не во внешних событиях, а в том душевном пути, который проходит женщина. В итоге было несколько мизансцен с переодеванием. Оркестр сидел за ширмой в глубине сцены. Героиня сначала появлялась под часами. Потом она переодевалась за ширмой и оказывалась как бы у себя дома, в комнате, потом она опять переодевалась и на финал выходила, повторяя первую мизансцену. К сожалению, видеозаписи спектакля с Марией Лемешевой не сохранилось, но есть аудиозапись, которая без сомнения является лучшим примером исполнения.

М. Таривердиев выступал с концертами в г. Ростове-на-Дону, в которых принимали участие певица Елена Комарова и пианист Дмитрий Дубинский. Они исполняли монооперу в сопровождении рояля.

Сегодня моноопера «Ожидание» все чаще появляется на афишах самых разных сцен. Из постановок последнего времени выделяется исполнение в рамках проекта «Последний романтик» – части масштабного Международного фестиваля «Запомни этот миг», посвященного 85-летию мэтра. В качестве солистки выступает Лилия Пивень (сопрано), выпускница Ростовского училища искусств, солистка Московский филармонии, режиссер театра Алексея Рыбникова – Радмир Шайхутдинов, дирижер – Камиль Абдуллин. Сценически постановка решена в одной мизансцене, как и предполагает сюжет произведения. На улице под часами стоит столик и стул. Кругом осенние листья, с которыми часто взаимодействует актриса, то рассматривая их, то отбрасывая. Важную роль в постановке играет световое сопровождение, которое ярко подчеркивает то или иное состояние героини.

Чтобы провести сравнительный анализ трех исполнений монооперы «Ожидание» выделим ряд объектов для непосредственного сравнения, а именно: темп и динамика, тембровая и агогическая окраска звучания голоса, а также индивидуальные находки воздействия на слушателя исполнителем.

Лейттема ожидания, открывающая монооперу после небольшого оркестрового вступления, у Марии Лемешевой и Лилии Пивень звучит более взволнованно и трогательно, чем у Елены Комаровой, у которой данная тема представлена сдержанно и более закрыто эмоционально, не показывая сразу большого волнения. Что касается тембровой окраски вокальной партии, то различия в звучании очень заметны, в первую очередь благодаря своеобразию голосов исполнительниц. Мария Лемешева и Лилия Пивень обладают легким лирическим сопрано и звучат светлее и легче по сравнению с Еленой Комаровой, обладательницей меццо-сопрано, имеющей более темный, плотный тембр звучания. Данное наблюдение можно отнести ко всему произведению в целом. Также такое впечатление усиливается разностью темпов: более медленный темп в исполнении Елены Комаровой придает некую статичность звучанию.

Яркое различие звучания голосов, эмоционального состояния и образов героини можно обнаружить в сравнении исполнения эпизодов «Скорая помощь…» и «Как детство ночь обнажена…». В первом из них стремительное появление скорой помощи выводит героиню из состояния размышления в реальное время и место. Пульсирующий ритм музыки и контрапунктные рваные речитативы, постепенно восходящие интонационно все выше, передают высокое напряжение, волнение героини о возможной опасности для ее спутника. Здесь Мария Лемешева находит очень яркое выразительное решение, последние слова фразы – «а у певицы горлом не песня – а кровь!..» уже не пропеть, а сказать, сохранив при этом темпоритм и напряжение.

Сравнивая исполнение эпизода «как детство ночь обнажена...», замечем более разнообразную градацию динамики у Лилии Пивень и желание равномерного, более тихого и однородного звучания у Елены Комаровой и Марии Лемешевой, что представляется более оправданным, так как создает эффект затишья перед бурей – следующим эпизодом «Птицы спрятаться догадаются».

В интерпретациях Елены Комаровой и Марии Лемешевой также встречаются разночтения нотного текста, обусловленные разным тесситурным удобством голосов. Данные изменения в вокальную партию были допущены самим композитором, и теперь чаще всего исполняется именно вариант нотного текста.

Часто моноопера «Ожидание» проходит в концертном варианте без каких-либо декораций и специального реквизита. Ее исполняют очень разные певицы, с разными красками в голосе, разным отношением к тому, кого они так ждут, в разных нарядах, но все единодушно стремятся к этой встрече и не оставляют в зале равнодушных.

Следует выделить три главных направления в работе над данным произведением: слово, интонирование, актерское воплощение. Сам автор замечал: «И, конечно, это опера для поставленного голоса, и могла ее исполнить только профессиональная певица» [1].

Обращение исполнителя к данному произведению уже предполагает высокий профессиональный уровень владения голосом (певческим дыханием, верным звукоизвлечением, высокой позицией, владением ровного звучания во всех регистрах, и многое другое).

Слово.

Творчество М. Таривердиева возникло на стыке двух полярных направлений музыки XX века – это классические формы и жанры и поп музыка. Сочетание всей сложности и многогранности накопленных выразительных средств музыкальных форм и жанров классической музыки предшествующих веков с простотой и непосредственной близостью к современному зрителю в творчестве Таривердиева требует от исполнителя особого, пристального внимания к слову. Во время непосредственной работы над интерпретацией смысловой нагрузки текста стоит тщательно проработать аспект четкой дикции. В качестве примеров работы можно предложить звучное проговаривание текста с большим вниманием к ударным слогам, первым и последним буквам, которые чаще всего бывают проблемными. При этом как бы нарочито «тянуть» гласные буквы, так как именно они могут быть долгими и помогут не превратиться речи в «скандированный» звук из-за чрезмерного старания в произношении согласных. На таком этапе также полезно проговаривать текст данной манерой в ритмическом рисунке мелодии. Что касается момента интерпретации текста, полезно, разбив текст на контрастные эпизоды, отражающие душевные состояния героини (что уже сделано Таривердиевым в музыкальной форме), прочитать их в нескольких разных эмоциональных оттенках. Для этого вспомогательным станет актерский метод продумывания жизни, характера, привычек и прочих черт нескольких разных по сути героев. Например, как бы произнесла эти строки юная, наивная девушка, что было бы характерно для ее речи и эмоций, а потом продумать и попробовать произнести этот же отрывок как женщина, смеющаяся над ситуацией, а не глубоко переживающая ее. Конечно же, верное состояние и отношение к слову подскажет музыка, но «примерив» разные образы, исполнитель сможет найти в них полезное, а также исключить «лишнее», противоречащее замыслу автора.

Интонирование.

Вокальная партия монооперы «Ожидание» требует от исполнителя полного диапазона. Но большая ее часть написана в так называемом «среднем» регистре – первой октаве, в котором себя уютно чувствуют крепкие, выносливые голоса. Однако сам автор отдал предпочтение лирическому голосу, на примере Марии Лемешевой. Драматические же и более низкие голоса звучат довольно грузно и мрачно, что противоречит музыкальному образу героини. Легкие же и высокие голоса в данной тесситуре сталкиваются с некоторыми физически обусловленными сложностями, которые «тянут» за собой фальшивые ноты.

Часто, желая звучать в этом регистре так же ярко, как более крепкие голоса, лирические сопрано начинают как бы «поддавать» звук, искусственно укрупняя его, перегружая грудной резонатор, и в это время, теряя головной. Такое звукоизвлечение неопытному певцу кажется решением данной задачи. Однако опытный певец знает, что это обманчивое заблуждение, и при такой манере исполнения он теряет полноту акустического звучания своих резонаторов, а также звуковую полетность, когда пространство зала становится продолжением резонаторов певца. Такое заблуждение неизбежно приводит к зажатию мышц гортани, что в результате может привести к охриплости или даже более масштабным голосовым потерям. При подобном звукоизвлечении голос становится «грузным» и «неповоротливым», что приводит часто к фальшивому звучанию. Так же, такая манера пения необратимо приведет к чрезмерному вибрато в звуке, что недопустимо в данном жанре и будет способствовать, в первую очередь, потере внятного слова, а также проведет жирную черту между исполнителем и слушателями, полностью разрушив концепцию творчества композитора быть близким современному зрителю. Данная моонопера часто исполняется на камерных, небольших сценах, в залах которых вполне будет достаточно естественно звучащего лирического голоса. В кульминационных же эпизодах, когда динамика возрастает, вместе с ней тесситура мелодии поднимается во вторую октаву, в которой лирические голоса по природе своей полноценно и естественно справляются с данной задачей.

Актерское воплощение.

Начать поиск образа и путей его воплощения следует в постоянном чутком анализе слова и партитуры. При тщательном рассмотрении, в нотном тексте Таривердиева можно найти все до мельчайших подробностей, в партитуре словно прописаны движения, жесты и даже мимика. Образ, воплощение которого будет неразрывно, как бы слито воедино с движущимися пластами музыки и мысли, произведет наибольшее впечатление на зрителя.

Целесообразно начать такую проработку отдельно с каждым эпизодом и рефреном, который, в свою очередь, претерпевает эмоциональное изменение, вытекающее как итог предыдущего эпизода. В каждом эпизоде полезно определить состояние героини в реальном месте и времени или же в измерении ее размышлений, эмоций и переживаний. После этого необходимо продумать различие возможных составляющих сценического действия, таких как шаги, движение корпуса и рук, мимика и жесты в этих двух реалиях. Полезно представить также несколько различных вариантов, выбрав в итоге наиболее подходящий. В последующем процессе важным будет аспект продумывания и проработки соединения отдельных эпизодов с рефренами или между собой, если рефрен пропущен. Следует определить, есть ли между ними контраст, резкая перемена, или же последующий раздел подготовлен предыдущим и плавно рождается из него. Так, например, эпизод «Скорая помощь...» появляется после рефрена решительно и неожиданно, неся совершенно новый музыкальный материал в мелодическом, ритмическом и фактурном планах. После мирной и тихой, лирической лейттемы мольбы с прозрачным и легким звучанием в музыкальную ткань резко и стремительно врывается отрывистый, колкий ритм, яркая динамика mf усиленная контрапунктом и диссонантными интервалами, а также скачками в партиях виолончелей и контрабасов. В сценическом же воплощении данная смена эмоционального плана пройдет в некотором отставании от музыкального перелома, так как необходимо некоторое время для осмысления появления скорой помощи и возможности какого-то трагического происшествия. Ярким эффектом будет скорее замирание исполнителя на сцене в первых тактах нового музыкального материала. Такое поведение только усилит передачу внутреннего состояния шока, ужаса, страха в то время, как движение в данный момент может привести к ощущению суеты и тем самым сделать невозможным передачу верного состояния. Переход же от лейттемы ожидания к эпизоду «Порой берет тоска…» полностью противоположно. В первую очередь это обусловлено сохранением тональности и малым изменением темпа эпизода (meno mosso), подготовленным замедлением последних тактов рефрена.

В процессе поиска верных решений актерского воплощения большую помощь исполнителю окажет запись репетиций на видео. Это позволит выявить недостатки, ошибки, а также эмоциональные провалы. Так, например, в записи исполнения монооперы «Ожидание» Лилией Пивень, внимание привлекает частый, как бы ироничный кивок головой, допустимый в некоторых случаях, как хорошая исполнительская находка, ярко выражающая отношение героини к теме размышления. Однако когда исполнительница применяет это несколько раз подряд или даже на протяжении всего эпизода, движение начинает становиться статичным и приводит к однообразию, которое тормозит естественное течение сценического действия.

Таким образом, рассмотрев главные направления работы над вокальным исполнением монооперы «Ожидание», необходимо подчеркнуть важность высокого профессионального уровня исполнителя, обращающегося к данному произведению. Неотъемлемыми требованиями к певцу становятся: владение вокальной техникой, умение анализировать смысловую и эмоциональную нагрузку литературного текста, его взаимодействие с музыкой, а также воплощать полученные результаты в актерском исполнении.

Сравнительный анализ интерпретаций вокальной партии оперы на примере Марии Лемешевой, Елены Комаровой и Лилии Пивень приводит к выводу о том, что при многообразии путей воплощения авторского замысла композитора более убедительным является исполнение Марии Лемешевой. Рассмотрев также основные направления работы над исполнительской интерпретацией образа героини монооперы «Ожидание», следует сказать о необходимости наличия у вокалиста высокопрофессиональных навыков владения голосом, умения анализировать произведение на всех его уровнях с целью наибольшего эмоционального воздействия на зрителя.

Произведения Таривердиева ставят перед исполнителями сложные задачи, осознать которые можно только в результате подробного изучения его музыки. То, что слухом воспринимается как единство целого, при более подробном вслушивании и изучении открывается как сложнейший живой организм, каждая часть которого неотделима от целого и существует только вместе с ним.

Список литературы

Таривердиев М. Л. Я просто живу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/ya-prosto-zhivu-read-272859-1.html (Дата обращения 18.02.2019).

Таривердиева В. Г. «Биография музыки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1513607-pall.html (Дата обращения 15.02.2019).

1 Цит. по.: [2].

Просмотров работы: 26