Социальное здоровье тесно связано с влиянием на личность людей, социума в целом, зависит от места, социального статуса человека, отношений с другими людьми и от нравственного здоровья общества. Институт спорта наравне с институтом образования являются сферой комплексного воздействия на личность.
Ощущение собственного благополучия является основой внутреннего равновесия человека, позволяющей ему эффективно функционировать и развиваться как личности. В середине XX в. внутреннее благополучие становится предметом исследования преимущественно зарубежных исследователей (М. Зелигман, М. Чиксентмихайи, М. Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, К. Хорни, У. Джеймс, Э. Эриксон, М. Кляйн, Д. Пайнз и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривался лишь опосредованно, в рамках психологии эмоций (Е. П. Ильин, К. Э. Изард, Ф. Е. Василюк, Л. М. Веккер, В. К. Вилюнас и др.) либо в рамках психофизиологии (В. М. Бехтерев, П. В. Симонов и др.). В настоящее время в отечественной психологии расширился терминологический репертуар понятия «благополучие», и ученые изучают такие его разновидности, как «личностное», «профессиональное», «психологическое», «психоэмоциональное», «субъективное», «эмоциональное», «гедонистическое», «эвдемонистическое» и др.
В научной литературе представлен ряд работ, рассматривающих благополучие как следствие положительного функционирования и накопленных позитивных аффектов, таких как счастье, удовлетворенность жизнью (A. S. Waterman, J. R. Chambers, S. J. Schwartz, R. Conti, A. Bergsma, E. Diener, S. Oishi, R. E. Lucas, M. Yuki, K. Sato, K. Takemura, Sh. Oishi, K. Kushlev, E. W. Dunn и др.). Вместе с тем исследователей интересует проблема выделения негативных предикторов переживания благополучия/неблагополучия (C. D. Ryff, C. L. M. Keyes, И. А. Джидарьян, Г. А. Глотова и др.).
Первоначально понятие «функцио-нирование личности» возникло в рамках зарубежных теорий личности в связи с описанием «здорового» (позитивного) и «нездорового» (негативного) функционирования. Понятие «позитивное функционирование личности» получило развитие в русле гуманистической психологии. Различные аспекты позитивного функционирования личности, такие, как личностные рост, позитивные отношения с окружающими, способность управлять событиями собственной жизни, осмысленность жизненных целей интегрируются в субъективном ощущении психологического благополучия личности.
В качестве структурных компонен-тов психологического благополучия исследователи выделяют: аффективный, метапотребностный, мировоззренческий, интрарефлексивный, интеррефлексивный компонент (О. С. Ширяева); актуальное и идеальное психологическое благополучие (П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова). В качестве факторов психологического благополучия выделяют: прямое удовлетворение потребностей, наличие смысла жизни и жизненных целей, оценку человеком себя, самоуспешности (М. В. Бучацкая). Личностные качества рассматриваются как детерминанты субъективного благополучия личности (Г. Л. Пучкова), как предпосылки психологического благополучия личности (А. Е. Созонотов).
На основании выполненного анализа можно констатировать, что на сегодняшний день в психологической науке пока не выработано единого общепринятого понятия «психологическое благополучие личности», определения его структуры и детерминант.
Так, структурными компонентами психологического благополучия являются: отношение к себе и другим как к ценности, имеющей богатый потенциал развития; отношение к условиям жизни как творчески созданным и переосмысленным самой личностью и отношение к эффективности собственного личностного функционирования в обстоятельствах, которые человек не в силах изменить. Субъективно психологическое благополучие переживается как удовлетворённость своими достижениями, уверенность в наличии собственных личностных ресурсов для создания оптимальных условий жизни и владение способами их актуализации в новых условиях жизни. Функциональный уровень анализа позволяет рассматривать психологическое благополучие личности как результат её позитивного функционирования. С этих позиций психологическое благополучие личности характеризуется следующими показателями: позитивные отношения с окружающими, управление средой, автономия, осмысленность целей в жизни, личностный рост и самопринятие (К. Рифф) [17].
В меняющихся условиях жизни дос-тижение психологического благополучия требует от личности активной систематической работы, направленной на саморазвитие, обеспечивающей формирование личностных качеств, которые поддерживают стабильность её позитивного функционирования. Мы согласны с необходимостью введения ещё одной психологической категории в контекст рассмотрения психологического благополучия личности – направленности личности на позитивное функционирование (П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова) [12]
Мотивирующие личностные качества спортсмена побуждают личность к позитивному функционированию, направляют на саморазвитие, характеризуют степень осознанности личностью своих сильных и слабых личностно-профессиональных качеств, способность к рефлексии, развиваются с детства под влиянием значимых других (родителей, родственников, педагогов) [8].
Стабилизирующие личностные качества спортсмена обусловливают устойчивость позитивного функционирования личности, обнаруживаются через качества, характеризующие интеграцию личности, субъектный уровень её проявления (баланс направленности на себя и на других: самоуважение, уверенность в себе, жизнестойкость, позитивное отношение к окружающим и потребность быть им полезным, внутренняя конфликтность, самообвинение), формируются у взрослого в процессе личностного саморазвития.
Но учеными выделяются и негативные предикторы, свойственные личности, например, пессимизм, отражающий негативное отношение к миру, связан с состоянием уныния, безнадежности, внутреннего дискомфорта. Однако пессимизм не рассматривается в психологии как явный антагонист оптимизма, может в равной степени проявляться (или не проявляться) вместе с ним и часто носит защитную функцию в ситуации неопределенности. Пессимизм предполагает у его носителя укороченную временную перспективу, сосредоточенность на настоящем и отсутствие желаемых ожиданий, целей, планов на будущее, что отражает индикаторную и прогностическую функцию пессимизма относительно благополучия [5].
Подводя общий итог, можно сказать, что описанные негативные предикторы переживания благополучия/неблагополучия связаны как с внутренним миром человека, так и с внешним миром и указывают на понижение общего уровня благополучия. Пессимизм, отражающий негативное отношение к миру, связан с состоянием уныния, безнадежности, внутреннего дискомфорта. Несчастье понимается как отсутствие счастья, субъективного благополучия, но не наличие страдания. завистливость рассматривается как склонность человека к негативным переживаниям, связанным с созерцанием успеха и благополучия других людей. Представления о себе как о пессимисте, несчастливом и завистливом человеке являются индикаторами психологического неблагополучия, с одной стороны, и позволяют спрогнозировать неблагополучие в будущем, с другой стороны.
Список использованных источников:
Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности : дис. … канд. психол. Наук. Хабаровск : [б. и.], 2004.
Бучацкая М. В. Психологическое благополучие работающих женщин : дис. … канд. психол. М., 2006.
Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискус-сия. 2012. № 2 (20).
Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилакти-ческой и коррекционной работы психологической службы : автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск [б. и.], 2002.
Карапетян, Л.В. ПРЕДИКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. ЧАСТЬ 3: НЕГАТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ / Л.В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – № 1(183). – С. 145-151. – ISSN 2227-2275. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311710 (дата обращения: 30.12.2020).
Лепшокова, З. Х. Взаимосвязь стратегий адаптации мигрантов с их психологическим благо-получием : дис. … канд. психол. наук. М., 2011.
Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. М. : Компания Спутник+, 2008.
Минюрова, С.А. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГА / С.А. Минюрова, И.В. Заусенко // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 94-101. – ISSN 2079-8717. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/289267 (дата обращения: 20.12.2020).
Панина Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного бла-гополучия личности : дис. … канд. психол. наук. Красноярск [б. и.], 2006.
Пучкова Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2003.
Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. : [б. и.], 2005.
Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности // Психол. диагностика. 2005. № 3.
Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago : Aldene Pub, 1969.
Diener E. Most people are happy // Psychological Science. 1996. Vol. 7.
Kahneman D. Well-being: The Foundations of Hedonic Psychology. N.-Y. : Russell Sage Found, 1999.
Ryan R. M. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social develop-ment, and well-being // American Psychology. 2000. Vol. 55.
Ryff C. D. The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69.