Дистанционное обучение, как развивающийся аспект образования студентов Арктического региона. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Дистанционное обучение, как развивающийся аспект образования студентов Арктического региона.

Анциферова Т.С. 1, Кольцова М.П. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данной работы является рассмотреть дистанционное обучение, как развивающийся аспект образования студентов арктического региона.

В современном мире у многих есть стереотип о том, что дистанционное образование уступает очному. В 2020 году все многим студентам выпала возможность проверить это. Выяснилось, что это далеко не всегда правда. Обучение в дистанционной форме учит студентов ответственности, ведь основным принципом такого обучения является самообразование, при том, что на экзаменах и зачетах, уровень знаний не должен уступать уровню студентов, которые занимались очно. [1]

Сегодня учиться онлайн можно практически, где угодно, используя разнообразные платформы для групповой работы и даже мессенджеры и социальные сети. Однако, обучение в таком формате — это дополнительная работа как для обучающихся, так и для преподавателей. Студенты больше работают самостоятельно. Если раньше у них была возможность оперативно, во время лекции или семинара, выяснять ответы на интересующие их вопросы, то сейчас они находят эти ответы сами, используя те источники, которые рекомендует преподаватель. Хотя в этом есть и свой “плюс” — существует большая вероятность того, что знания, полученные самостоятельно, дольше будут в оперативной памяти студента. Для преподавателей нагрузка увеличилась в связи с необходимостью дополнительных проверок полученных заданий.

Лабораторные работы проводились с использованием симуляторов, но они не всегда отвечают требованиям преподавателя, которому, нужно «поставить руки студента» на выполнение определенных работ, а также научить студента самостоятельно проводить определенные действия.

Во время дистанционного обучения были использованы действующие в САФУ онлайн-сервисы, электронные ресурсы Интеллектуального центра — научной библиотеки, а также вузовские платформы внешних российских и зарубежных партнёров САФУ.

Для оперативной поддержки участников образовательного процесса российских университетов была запущена «горячая линия» по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения.

Министр Валерий Фальков 15 марта 2020 года провёл совещание с ректорами, на котором обсудил вопросы использования различных технологий обучения и форматов организации образовательной деятельности, позволяющих обеспечивать взаимодействие студентов и преподавателей опосредованно (на расстоянии). [2]

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова был создан штаб по предупреждению и распространению нового типа коронавируса, издан соответствующий приказ ректора, организована работа по переходу на дистанционное обучение. Это позволило обезопасить студентов и сотрудников от рисков распространения коронавирусной инфекции и одновременно сохранить качество образования. [3]

Для того, чтобы подвести небольшие итоги, касающиеся мнения о дистанционном обучении, моим знакомым студентам было предложено ответить на вопросы и выполнить небольшое задание. Результат одного из студентов представлен ниже.

1. Вы обучаетесь дистанционно.

Сформулируйте главные достоинства такой формы обучения.

Ответ:

1. Отсутствие возможности подхватить коронавирус в учебном заведении.

2. Гибкость – возможность работать в удобном месте, в удобном темпе и в удобное время.

3. Доступность учебных материалов.

4. Учеба без отрыва от основной деятельности.

5. Экономия времени на переезды к учебе и с учебы.

2. С какими трудностями вы столкнулись при:

А) изучении теоретического материала (также расположите от наибольшего к меньшему)

Ответ:

1. Напряжение для глаз. Слушать лекции удобнее, чем их читать.

2. Восприятие учебного материала. На слух, лично я, воспринимаю материал лучше, чем когда его читаю.

3. При отсутствии мобильного интернета, нет возможности ознакомиться с материалами.

Б) выполнении практических заданий.

1. Отсутствие “живой” обратной связи с преподавателем. При выполнении практического задания в аудитории, есть возможность задать интересующие вопрос преподавателю.

2. Отсутствие коллективного общения с участниками, кто выполняет практическую работу. Общение с одногруппниками проходит лучше “вживую”, чем по видеосвязи.

3. Необходимость установки дополнительных приложений для выполнения работ и осуществления связи с преподавателем.

4. Постоянно зависающая платформа “Сакай”.

Задание.

- Сформулируйте проблему, которую вы считаете главной при дистанционной форме обучения.

Ответ:

Основной проблемой, я считаю, является отсутствие живого общения с преподавателем. Нет возможности, что то быстро обсудить, приходится все набирать текстом, отправлять, ждать ответа, соответственно, времени на написание вопроса уходит больше, чем на решение самого вопроса.

­- Заполните карточку по образцу:

Содержание проблемы:

Отсутствие возможности полноценно проконсультироваться с преподавателем по, возникшей в период выполнения заданий вопроса.

Причины и служба-виновник:

Большое число заболевших коронавирусом, что привело переводу на дистанционное обучение учеников заочной формы обучения.

Последствия проблемы:

У преподавателя может возникнуть необъективная оценка знаний студента. (Студен может списать, воспользоваться чужой работой, студент может на свое место посадить другого человека для выполнения задания).

Оцените проблему по 10-балльной шкале, балл:

А — важность проблемы для организации: большая — 10; Данный вид обучения впервые практикуется в нашем учебном заведении. Необходимо время, что бы наладить дистанционную систему обучения.

Б — реализуемость проблемы силами организации: средняя — 6; Коррективы в учебный процесс вводит система образования, а не само учебное заведение.

В — тенденция обострения проблемы в будущем: слабо обостряется — 5; со временем система дистанционного обучения нормализуется, усовершенствуется, что повлияет на дальнейшее обучение.

Спустя некоторое время, мною были опрошены студенты, которые участвовали в опросе ранее.

Первый вопрос звучал так: «Как Вы относитесь к дистанционному обучению?»

Результат получился следующим:

78% студентов согласны получать образование дистанционно, до улучшения эпидемиологической обстановки.

22% категорически против такого формата обучения.

Диаграмма 1 – Мнение о дистанционном обучении

Второй вопрос звучал так: «Как изменилось качество обучения в сравнении с началом дистанционного обучения??»

Результат получился следующим:

86% студентов ответили, что качество образования со временем улучшилось.

2% склоняются к тому, что качество образования стало хуже.

12% ответили, что качество образования осталось прежним.

Диаграмма 1 – Качество дистанционного обучения

Таким образом, на основании полученных данных можно заключить, что дистанционный формат обучения для получения образования студентов арктического региона, был со временем преобразован. Качество и доступность информации возросли. Мнения студентов о таком формате изменились в лучшую сторону.

Список литературы

1 Информационная платформа (https://студенту.рф/)

2 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397

3 Официальный сайт Северного Арктического Федерального университета (https://narfu.ru/)

Просмотров работы: 10