Мотивация учения в младшем школьном возрасте - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Мотивация учения в младшем школьном возрасте

Крыцова И.В. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в современной школе остро стоит вопрос повышения эффективности обучения. Это связано с тем, что каждый год растет объем информации, которую ученики должны освоить. Следовательно, проблема заключается именно в поиске таких средств и способов, которые будут способствовать прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств можно рассматривать формирование у учеников адекватной учебной мотивации уже с первых дней обучения в школе.

В психологии проблема мотивации изучается достаточно обширно. Несмотря на достаточное количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Нередко результаты конкретных исследований носят противоречивый характер.

Формирование мотивации учения у младших школьников можно назвать одной из ведущих проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного получения знаний и развитие познавательных интересов, а также развитие у них активной жизненной позиции. Эту проблему рассматривали И. Л. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания и является важнейшим аспектом современного обучения. Психолог не только занимается проблемами школьного обучения, но и происходящего в ходе учения личностного развития учащегося.

Определение мотивации различается в различных концепциях. Так, Л. С. Выготский одним из первых стал дифференцировать мотив и стимул, говоря о произвольности процесса мотивации. Мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д. Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает [1, с. 13].

Большое значение в развитии теории мотивации имело то, что С. Л. Рубинштейн развивал потребностный подход к рассмотрению мотивов. С точки зрения развития потребности автор анализирует понятие мотива и цели деятельности [2, с. 691]. А. Н. Леонтьев определяет мотив как тот предмет, который отвечая актуальной потребности, организует и направляет поведение. Он рассматривает механизм его формирования как «сдвиг» потребности человека на цель [3, с. 90].

Для выявления особенностей мотивации учения у младших школьников были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; тестирование (Методика «Мотивы учебной деятельности», анкетирование по Н. Г. Лускановой, методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга); качественный и количественный анализ результатов.

Экспериментальной базой исследования является 1«А» и 4 «Г» классы МБОУ «СОШ № 43» города Чебоксары Чувашской Республики. Всего в исследовании приняли 51 учащихся.

Для исследования уровня мотивации учения в младшем школьном возрасте использовалась методика «Мотивы учебной деятельности». Как видно из полученных данных у большинства учащихся 1А класса ведущей является узкая социальная мотивация, выявленная у 26%. Такие дети представлены желанием получить, главным образом, одобрение учителя. На втором месте мотивы благополучия, выявленные у 18% учащихся 1А класса, то есть младшие школьники хотят получить хорошую отметку любой ценой, заслужить по­хвалу учителя или родителей, избежать неприятностей.

У 15% опрошенных младших школьников выявлена престижная мотивация. Престижная мотивация характеризуется стремлением занять определенную позицию, место среди окружающих. Важным является стремление завоевать авторитет среди товарищей по учебе, желание быть первым в классе. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Мотивация содержания, что составляет 15%, как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне, к самому процессу овладения знаниями, стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе. Как правило,  мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места у детей младшего школьного возраста. 

У 14% опрошенных учащихся 1А класса выявлена мотивация «прессом». У учащихся с такой мотивацией в целом положительное отношение к школе, но школа их привлекает своей вне учебной деятельностью. Для таких детей школа – это то место, где можно пообщаться со своими друзьями, узнать от них много нового и интересного. Учебный процесс отходит на второй план, на уроке хочется разговаривать, заниматься своими делами, но только не учиться. Здесь играют роль родители, заставлявшие ребёнка посещать школу.

Широкие социальные мотивы составляют 12%. Широкие социальные мотивы: долг, ответственность, понимание социальной значимости учения. Прежде всего, это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус.

Мотивация содержания является ведущим мотивом у учащихся 4Г класса, что составляет 55%. Это связано со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. Большое значение имеют также личные успехи младшего школьника в изучении того или иного предмета.

Узкие социальные мотивы и мотив благополучия составляют 33%. Для младших школьников не маловажную роль играет одобрение учителя и хорошая отметка. Широкие социальные мотивы по сравнению с 1А классом составляют 26% опрошенных детей. Они развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться.

В 4Г классе мотивация престижа и мотивация «прессом» набрали достаточно маленький процент, всего лишь 4%. Это говорит о том, что стремление занять определенную позицию, место среди окружающих не играет главной роли в жизни младшего школьника.

Младшие школьники 1А и 4Г классов, судя по результатам исследования, имеют значительную разницу по мотивам учебной деятельности. У 1А класса важным еще является стремление завоевать одобрение учителя и получить хорошую отметку. Учащиеся 4Г класса более ориентированы на знания, их устремления направлено в будущее.

По результатам методики Н. Г. Лускановой, можно сделать вывод, что у 12 испытуемых 1А класса из 24 положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью, что составляет 50%, у 11 испытуемых хорошая школьная мотивация – 46%, у 1 человека высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности, что составляет 4%. У 10 испытуемых 4Г класса из 27 высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности, что составляет 37%, у 6 испытуемых хорошая школьная мотивация – 22%, у 8 младших школьников положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью, что составляет 30%, у 2 испытуемых низкая школьная мотивация – 7%, у 1 человека негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 4%.

Результаты тестирования по методике Н. Г. Лускановой позволяют сделать следующие выводы:

У учащихся 4 класса высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности, что составляет 37% по сравнению с 1-м классом. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

У младших школьников 1-го класса положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы в них развито мало. Затем я определила уровень мотивации учения в МБОУ «СОШ №43» с помощью методики «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что из 24 испытуемых 1А класса 58% учащихся имеют нормальный (средний) уровень мотивации учения, а 42% учащихся – сниженный уровень мотивации. По результатам данной методики можно сделать вывод, что у 17 испытуемых 4Г класса высокий и очень высокий уровень развития мотивации, что составляет 63%, у 9 учащихся нормальный (средний) уровень мотивации учения – 33%, у 1 человека сниженный уровень развития мотивации, что составляет 4%.

Сопоставляя результаты каждого ребенка группы с присущим ему уровнем мотивации учения, я получила следующие результаты:

Из общего количества детей 1 класса 58% имеют нормальный (средний) уровень мотивации учения и 42% имеют низкий уровень мотивации;

Из всех детей 4 класса 63% имеют высокий уровень мотивации учения, 33%% имеют средний уровень мотивации, 4% – низкий уровень.

При сравнении результатов между 1А и 4Г класса, я выяснила, что мотивация учения в каждой возрастной группе развивается неодинаково. У учащихся 1А класса положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало. У младших школьников 4Г класса высокий и хороший уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

Литература:

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 508 с. : ил. – (Мастера психологии). - Библиогр.: с. 481 – 501.

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 2011. – 115 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие для вузов по направлению и спец. психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 712 с. – (Мастера психологии). – Библиогр.: с. 670-679.

Просмотров работы: 18