ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ COVID-2019 - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ COVID-2019

Федорович Е.Е. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вспышка нового коронавируса, впервые появившегося в китайском городе Ухань в декабре 2019 года и быстро распространившегося на другие регионы, 30 января была объявлена чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а 11 марта – глобальной пандемией. Влияние COVID-19 на финансово-хозяйственную деятельность оказалось крайне велико: от резкого сокращения дискреционных издержек потребителей до замораживания деловой активности, включая капитальные бюджеты, наёмный труд и снижение денежных затрат, за исключением основных операционных расходов. Тем не менее, очевидно, что в текущих условиях некоторые виды бизнеса становятся более важными для нашей жизни, что, в первую очередь, отражается в увеличивающемся спросе, например, как в случае отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Во время глобальной пандемии цифровые технологии стали важнейшим средством, обеспечивающим дистанционную связь и взаимодействие с внешним миром [1]. В период локдаунов и ограничительных мер правительствами стран человечество обратилось к компьютерам и смартфонам. Следовательно, потребность в доступе к надёжной цифровой инфраструктуре обрела гриф «особой важности», поскольку некоторые аспекты ИКТ имеют решающее значение при режиме изоляции, такие как удалённая работа, телемедицина, онлайн-обучение, логистика, доставка еды, бесконтактные платежи, развлечения и др.

С одной стороны, пандемия стала катализатором развития инфокоммуникационных технологий, обеспечив общение на расстоянии и автономию процессов производства в разных индустриях, тем самым сделав необязательным присутствие человека; с другой, наряду с гетерогенностью по распределению доходов, по доступности социальных услуг и образования, по возможностям трудоустройства усилила уже существовавшее в докороновирусное время неравенство между сельской местностью и урбанизированными населёнными пунктами; а также оказалась повесткой информационной бедности селян, или так называемого цифрового разрыва, под которым понимается отсутствующий или ограниченный доступ к ИКТ.

Таким образом, объектом исследования выступают ресурсы сельской местности. В процессе проведения исследования использовались методы обобщения, причинно-следственного, логического, а также статистического анализа и другие общенаучные методы.

Основной путь мобилизации сельских территорий на протяжении десятилетий в России оставался узкоотраслевой аграрный подход, что привело к однообразному аграрному развитию сельских местностей в сопровождении иррационального распределения на них производительных сил и неразвитости социальной и бытовой инфраструктуры. XX век считался периодом возрастания роли в развитии общества городов, в которых происходило сосредоточение политической, культурной и экономической жизни общества [5]. Тем не менее, сельская местность, где сконцентрирована половина населения мира и производится сельскохозяйственная, рыбная, лесная продукция и весомая доля минерального сырья, не утратила своего потенциала: две трети площади страны занимает 27% жителей от общей численности, следовательно, конкурентоспособность государства немыслима без сохранности и модернизации «сельских глубинок». Нарушение местного уклада грозит потерями как в области продовольственной безопасности, так и культурных традиций, а также усиленным притоком малообеспеченных слоёв в города, ведущим к заброшенности масштабных территорий, т.е. к геополитическим рискам. Таким образом, возникает потребность поиска путей по стабилизации доходов сельчан и повышения их занятости в контексте меняющегося мира под влиянием пандемии коронавируса.

В долгосрочной перспективе последствия, сложившиеся от нынешней эпидемиологической ситуации, целесообразно рассматривать под лучиной положительных эффектов на сельскую экономику.

По статистическим данным потеря работы и выход в вынужденный отпуск в связи с ограничительными мерами не сильно затронула сельских жителей. Это связано с тем, что преимущественную долю возрастной структуры села образует часть населения, представленная неработающими пенсионерами. Если же в допандемическое время наблюдался заметный отток молодёжи, то в виду отсутствия технической оснащённости и высокоскоростного доступа к сети как школьников, так и студентов, вынужденных обучаться дистанционно на момент локдауна учебных заведений, только усилится цифровой разрыв, и, как следствие, заведомо образуется очередной поток миграции нового поколения из села в город. Такой разрыв между обучающимися городов и «сельских цивилизаций» косвенно влияет как на будущее образование, так и на карьеру учеников в целом [2]. Причём последствия будут носить региональный характер, поскольку некоторые сельские районы и бедные части городов пострадают больше, чем другие. К примеру, в Кении учащиеся будут обязаны повторить 2020 учебный год, независимо от онлайн-обучения.

В то же время, переселение городских жителей из-за карантинных мер может дать развитие сельским территориям при государственной поддержке, нацеленной на совершенствовании условий для жизни местного населения и приезжего. Это объясняется всеобщей обеспокоенностью стремительного распространения и эволюции вируса, в результате которого наблюдается растущий спрос на безопасные для жизни места. Поскольку инфраструктура сёл ограничена, местная жизнь подразумевает умеренные траты на базовые потребности. Это позволяет приезжим экономить средства, в т.ч. и тем, кто потерял работу в условиях падения рынка труда. Приток жителей возрастает и за счёт временно переехавших на период изоляции жителей города, а также специалистов «на удалёнке» и тех, кто работал за границей или в других регионах. Так, возникает необходимость повсеместного введения таких инноваций, как широкополосная сеть, облачные технологии, интернет-банкинг, 5G-связь т.д. Процесс деурбанизации и внедрение высокотехнологичного оборудования обеспечит развитие малого и среднего предпринимательства и диверсификацию областей экономики, в особенности, благодаря организации туризма и локальных точек общественного питания с использованием автоматизированных технологий.

Сфера услуг в аграрном секторе, с одной стороны, создаёт привлекательность для горожан, с другой, обеспечивает доступ к благам, ныне недоступных местному населению в рамках e-коммерции [4]. Жители города могут приобретать недвижимость как для постоянного проживания, так и для загородного отдыха. Перспективы сельского туризма объясняются спадом доходов населения и перекрытием международных границ странами, открытие которых будут происходить поэтапно и не скоро. Вследствие чего интерес будет обращён на внутренний туризм, при котором сельские территории будут пользоваться очевидным спросом по следующим возможным направлениям: агротуризм, этнокультурный, рекреационный и др. Вместе с тем, предприятиям общественного питания открывается возможность развития в условиях сельской местности международного движения Slow Food, концепция которого базируется на приготовлении национальных блюд с использованием натуральных ингредиентов, прошедших проверку на качество и сохранивших питательные и полезные вещества. Одним из немаловажных принципов Slow Food выступает производство продукции с минимизацией неблагоприятных последствий для экосистемы.

Мировой опыт сельскохозяйственных производителей демонстрирует, что адаптация современного цифрового оборудования позволяет сформировать оптимальные условия, способствующие увеличению урожайности и производительности труда в течение жизненного цикла продукции, а также сокращению материальных расходов на ГСМ, электричество, средства защиты растений и окружающей среды, сохранение плодородности почв. Вследствие чего отраслевые проблемы сельскохозяйственной деятельности как части агропромышленного комплекса России требуют возможности использования широкополосного Интернета, мобильной связи и инновационных информационных технологий (платформенные решения телеметрии и управления интернетом вещей, ИИ и Big Data) для повышения актуальности безопасности в сфере обеспечения продовольствием страны и развития экспортного направления [3].

Очевидно, пандемия коронавируса обнажила проблемы экономической диверсификации на селе, главенства узкоотраслевого аграрного подхода и отсутствия необходимой социально-бытовой структуры сельских территорий. Но при этом нельзя недооценивать совокупность факторов производства и областей приложения капитала, которые составляют инвестиционный потенциал сельской местности. В первую очередь, благодаря длительному или краткосрочному переселению городских жителей в сёла возрастает интерес к развитию внутреннего туризма, а вместе с тем и предпринимательской деятельности в несельскохозяйственной сфере (местная торговля, в т.ч. и интернет-торговля, закрытые локальные точки общественного питания и т.п.). Как следствие, актуализируется потребность в налаживании операционной деятельности медицинских и образовательных учреждений с применением ИКТ, а также активное восстановление социальной и коммерческой, транспортной и рабочей инфраструктур, необходимых для жизнедеятельности как для сельчан, так и для подготовки профессиональных кадров на вновь возникающие рабочие места.

Список литературы:

1. Дьяченко, О.В. Дефиниция категории «цифровая экономика» в зарубежной и отечественной экономической науке // Экономическое возрождение России. - 2019. - № 1 (59). - С. 86-98.

2. Зиброва Н.М., Симонян Л.Г. К вопросу о формировании цифровой экономики в России // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 1. С. 86-90.

3. Сальников С.Г., Тухина Н.Ю. Системы информационного обеспечения в АПК: анализ разработок и внедрений // Вестник МГЭИ (on line). 2018. № 2. С. 30-37.

4. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: офиц. изд. М.: ФГБНУ
«Росинформагротех», 2019. 80 с.

5. Чуб, А.А. Использование процессов цифровизации в целях развития российских регионов // Теоретическая экономика. - 2019. - № 2 (50). - С. 58-61.

Просмотров работы: 2