Специфика подготовки воспитанников детского дома к будущей семейной жизни - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Специфика подготовки воспитанников детского дома к будущей семейной жизни

Махмутова А.Д. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к будущей семейной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством»[1].

Общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. В Федеральном банке данных количество детей-сирот, проживающих в детских домах, уменьшилось в период с 2017 по 2019 годы на 11,4%, с 44,8 тыс. до 39,7 тыс. Так же в России, зафиксировано снижение количества несовершеннолетних, которые состоят на учёте в базе данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 11,5%, с 50 210 в 2017 году до 44 429 в 2019 году. По данным детского омбудсмена, на 31 декабря 2019 года в приемных семьях воспитывались примерно 164 тыс. несовершеннолетних, 277 детей - в патронатных семьях, порядка 96 тыс. - в семьях усыновителей, свыше 193 тыс. - в семьях, в которых обязанности по опеке и попечительству опекуном выполняются на безвозмездной основе.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в первую очередь заключается: в защите их прав; устройстве и контроле за условиями их содержания; социальной реабилитации и адаптации; помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к будущей семейной жизни. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшихся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

В Семейном кодексе РФ используются понятие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ст.121)[3]. Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Воспитанники сиротских учреждений испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью. Изучению проблем подготовки воспитанников детского дома к будущей семейной жизни посвящены работы Л. А. Байбородовой, А. Н. Ганичевой, И. А. Горчаковой, И. Ф. Дементьевой, И. В. Дубровиной, О. Л. Зверевой, Г. М. Иващенко, Т. А. Куликовой, М. М. Плоткина, А. М. Прихожан, Е. Е. Чепурных и др. Авторы указывают, что дети, воспитанные в условиях детского дома, особенно сильно испытывают потребность в создании собственной семьи. Однако, согласно статистике, воспитанники детских домов оказываются слабо подготовленными к созданию семьи и ее сохранению, поэтому количество разводов у детей-сирот достаточно велико. В первую очередь, у таких детей отсутствует возможность усвоения социального опыта родителей, который достигается путем подражания их поведению и способам преодоления трудностей, при наличии подобного опыта он зачастую является негативным. Ситуация осложняется особенностями, характерными для государственных учреждений. В их число входят вынужденное постоянное пребывание в коллективе, частая сменяемость воспитателей и их значительное количество, отсутствие личной территории, отсутствие взрослого человека, с которым можно выстроить доверительные и близкие отношения, примитивность общения со старшими людьми, которая ограничивается бытовыми навыками, групповой эгоцентризм, формирование чувства «Мы» [10]. Т. И. Иванова уточняет, что формированию одного из серьезнейших феноменов сиротства — утрате доверия к миру — способствует детский опыт ребенка, который несет на себе отпечаток материнской депривации. Это проявляется как неспособность к автономной жизни, агрессивность, подозрительность [10]. И.А.Плохова выделяет три основные проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты: сложности со становлением коммуникативно-развивающейся языковой личности, трудности бытового характера, правовая некомпетентность[8,с.172]. Исследования Т. И. Гагановой и К. А. Лебедевой показывают, что чаще всего дети-сироты моделируют два варианта семейных взаимоотношений: положительный и отрицательный. В первом случае ребенок идеализирует свой жизненный опыт проживания в семье, опуская негативный опыт: аморальность родителей, неблагополучие, добровольный отказ от ребенка. Это является следствием его фрустрированной потребностью в родительской любви. Но несмотря на то, что ребенок испытывает радостное эмоциональное состояние, но в то же время он не может конкретизировать свое понимание положительной модели семьи. Эталон семьи представляется им расплывчатым, без бытовых деталей [6]. Во втором случае у ребенка, напротив, формируется четкое представление о том, какие качества должны отсутствовать у матери, отца, жены, мужа, какими не должны быть их взаимоотношения между собой и с детьми. Н. В. Романовский считает, что зачастую для таких детей взрослый несет в себе угрозу, вызывает страх. Его авторитет строится не на доверии и уважении, а на силе и власти. В связи с этим у них формируется искаженная и обедненная родительская роль, что может повлиять на личную компетентность в роли родителя[9,с.30].

Необходимо признать, что, несмотря на негативную составляющую, образ семьи для детей-сирот является очень значимым и в ситуации объективного семейного неблагополучия опирается на защитные механизмы. Детям, оставшимся без попечения родителей, свойственно идеализировать семью, так как она связана с возможностью реализации собственных ресурсов. Сущность работы по подготовке детей-сирот к будущей семейной жизни в условиях детского дома заключается в выявлении особенностей их социального развития и проведении работы, направленной на развитие гендерных представлений детей-сирот и их знаний о социальных ролях мужчины и женщины в семье, развитие способности к эмпатии, развитие представлений об отношениях между полами, формирование навыков разрешения конфликтов между представителями разного пола. А. С. Шубина в своем исследовании сравнивает образы обычной и идеальной семей, характерные для детей-сирот. Если образ обычной семьи является неподатливым и фрагментарным и обладает большой степенью реалистичности, то образ идеальной семьи, напротив, более гибкий и целостный, менее реалистичный. Положительное отношение к семье сочетается с избеганием упоминания семейных ролей в структуре самоидентификации в настоящем. Представления об обычной семье соотносятся с дифференцированными связями, признанием иерархии и макродинамики, в то время как представления об идеальной семье включают в себя симбиотические связи, отрицание иерархии и макродинамики семьи.

Воспитанники детских домов и учреждений интернатного типа обычно не имеют возможности наблюдать за адекватным полоролевым поведением взрослых, когда женщина выполняет исключительно женские функции и не берет на себя выполнение мужских функций. В современных условиях детского дома сделать это бывает очень трудно, так как воспитателям, в основном женщинам, приходится выполнять разную работу (и мужскую, и женскую). Отсутствие эталонов мужественности-женственности у воспитанников детского дома может привести к проблемам в семейной жизни, связанным с выполнением ролевых функций. Естественно ожидать, что отсутствие эталонов мужского и женского поведения определенным образом скажется на характере психосексуальной идентичности воспитанников детского дома, на особенностях понимания детьми роли и функций мужчин и женщин в обществе, в особенности, в семье[5,с.29]. Семья оказывает огромное влияние на формирование жизненных ценностных ориентиров и морального облика детей, является первоосновой общества и одним из древнейших институтов воспитания. Так как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей воспитываются в государственных интернатных учреждениях их представление о семье и семейных ценностях искаженное[4,с.33].

Представления о будущей семье играет важную роль в процессе воспитания семейных ценностей, рассказывая о себе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто пишут, например, следующее: «Я кажусь себе будущей матерью и медсестрой», «Я выучусь в педагогическом институте и буду хорошо воспитывать своих и чужих детей». Воспитание семейных ценностей входит в программу социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни включают достаточно широкое содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, комнате, эстетика помещения и быта, элементы кулинарии; умение пользоваться разными инфраструктурами; формирование представлений об экономических процессах и явлениях, экономического поведения.

Особым видом работы является подготовка воспитанников к созданию будущей семьи и семейной жизни. Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот понимается многими педагогическими коллективами учреждений как подготовка к индивидуальной жизни и направлена на преодоление противоречия между коллективной формой жизни в условиях учреждения и индивидуальным характером жизни за его пределами. Многие ценности во время проживания в детском доме у воспитанников вырабатываются иные, отличающиеся от семейных ценностей, поэтому подготовка к самостоятельной жизни лежит в основе воспитания семейных ценностей. Семейных ценностей масса, но в условиях детского дома должно происходить воспитание всех основных семейных ценностей: общение, уважение, традиции, ответственность, чувство значимости в семье, умение прощать. Нет готовой системы ценностей, которые в дальнейшем будет культивировать в своей семье воспитанник-выпускник, поэтому воспитание семейных ценностей в детском доме должно происходить в масштабном объеме. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой. На основании вышеизложенной проблемы определена следующая цель: создание условий для подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме. В настоящее время во многих учреждениях разрабатываются и реализуются различные программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением и т.д. Такие программы социальной адаптации выпускников детских домов включают довольно разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения и т.п. Особым видом работы является подготовка выпускников к созданию собственной семьи и семейной жизни.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что воспитание семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является неотъемлемой частью процесса воспитания в детских домах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XLVI, 1993; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – С. 4398. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – URL:https://base.garant.ru/10105807/

Литература

Актуальные проблемы современного детства: Сборник научных трудов / под общ. ред. Е.М. Рыбинского. М.: НИИ детства РДФ, 2016. 158 с.

Гаганова, Т. И., Лебедева К. А. Образ семьи в картине мира воспитанников детского дома // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. – Вып. 2 (14). С. 29–35

Дегтярева, О. В. Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни / О.В.Дегтярев // Молодой ученый. 2015. №3. С. 758-761.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.10: Гендер.Семья.Брак./ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-Москва: ИНФРА-М,2006.1094 C.

Плохова, И. А. Социальная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в замещающую семью//Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 7. № 10. С. 170–174.

Романовский, Н. В. Представления об образе взрослого у детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома: автореф. дисс. … канд. психол. н. – М., 2010. – 32 с

Электронные ресурсы

Пожарова, И. Е. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни / И. Е. Пожарова. – Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. – 2019. – № 18 (256). – С. 40-43. – URL: https://moluch.ru/archive/256/58596/ (дата обращения: 20.12.2020).

Просмотров работы: 114