Аукционная торговля имеет древнюю историю. Так, сохранились записи Геродота, датированные 500 г. до н.э., описывающие аукционную торговлю девушками для замужества в Вавилоне. В Римской империи аукционная торговля использовалась при покупке-продаже военных трофеев, рабов, для реализации имущества должников. В 193 году н.э. имел место случай выставления на торги самой Римской империи, что привело к кратковременной гражданской войне и обезглавливанию победителя торгов [2]. Интерес к аукционной торговле, а вместе с ним и ее развитие, имели непостоянный характер. После падения Римской Империи, в связи с «варваризацией» Европы, заинтересованность в аукционной торговле стремительно угасает. Лишь на рубеже XVII-XVIII веков, вслед за эпохой Возрождения, аукционные торги вновь приобретают широкое распространение. С этого периода начинаются повсеместная диверсификация торгуемых на аукционах товаров и заметный рост видов аукционной торговли. Со временем аукционы трансформировались из узко локальных центров торговли в межрегиональные или интернациональные, благодаря мировым процессам интеграции, глобализации и развитию телекоммуникационных технологий. С развитием глобализации мировой экономики и упрощением доступа предпринимательских структур к возможностям сети Интернет, стало очевидным, что сайты Интернета можно использовать для рекламы и продажи товаров и услуг. Сегодня обороты купли-продажи товаров и услуг в Интернете исчисляются в миллиардах долларов в год, и, согласно статистике, коммерческий сегмент Интернета «бумирует», показывая стабильный рост из года в год [3][5]. Всё больше и больше компаний - традиционных производителей открывают свои сайты-представительства в сети, ориентированные как на информирование потенциального покупателя о предоставляемых товарах и услугах, так и предоставляющие возможность непосредственного заказа и/или покупки желаемого товара. Отношение к Интернету как к некой прихоти узкого круга лиц, или некой игрушке, давно сменилось пониманием того, что это такой же инструмент продажи и рекламы товаров, как и реальные магазины, вывески, рекламные щиты и т.д. Стоимость размещения рекламы на крупных Интернет-ресурсах вплотную приближается к стоимости рекламы на телеканалах и в других СМИ. Численность аудитории крупных сетевых порталов превышает сотни тысяч посетителей в день, что позволяет рекламодателям отбирать тематически подходящие интернет-площадки и направлять рекламу целенаправленно на потенциального покупателя [1][7]. Не обошла данная тенденция стороной и аукционную торговлю. На сегодняшний день, благодаря удобству использования и гибкости ценообразования, аукционный способ реализации товаров в Интернете является одним из наиболее распространенных и востребованных. Оборот средств и число торговых операций, проводимых в системе интернет-коммерции, так высок, что порою перекрывает все показатели обычной торговой сферы.
Интернет-аукционы (часто называемые электронные, онлайн, сетевые или виртуальные аукционы) — достаточно молодая, но перспективная сфера электронной коммерции. Оборот Интернет-аукционов ныне превышает оборот всей остальной розничной Интернет торговли. Если в 1998 году в американских сетевых аукционах покупки совершили 1,2 млн человек, то в настоящее время это число увеличилось почти в 10 раз, что позволяет сетевым аукционам стать независимой сферой розничной торговли.
Интернет- аукционы дают пользователям возможность не только реализовывать товары и услуги через Интернет, но и производить их тестовые продажи. Многие компании используют эти аукционы как инструмент маркетинговой оценки, с помощью которого можно определить величину первоначального спроса и рыночную цену для нового продукта. Особенностью таких аукционов является то, что они проводятся в сети Интернет при помощи специального программного обеспечения (базы данных), установленного на сайте организатора торгов. Покупателю, победившему в аукционном торге, сообщается об этом по электронной почте или по телефону, при этом он получает данные о том, как он может оплатить и получить купленный товар. Продавец, в свою очередь, получает сообщение, в котором ему говорится, как он может связаться с пользователем, купившим его лот. Конечно, участвуя в аукционных торгах, обе стороны несут определенные риски (например, покупатель может оплатить не существующий товар). Для их снижения рекомендуется применять некоторые приемы проверки надежности своего оппонента.
Особенности интернет-аукционов и контрактации сделок.
Интернет-аукционы, как и обычные аукционы, имеют свои особенности. Их отличительной чертой является то, что момент окончания интернет-аукциона заранее назначается самим продавцом в момент выставления товара на торги. Хотя практически все интернет-аукционы продлевают торги, если ставка была сделана за небольшое время до их окончания. Это даёт возможность другим участникам аукциона ответить на данную ставку. Иными словами, завершающая ставка за лот должна продержаться некоторое время и не быть «перебитой» ставкой другого участника. В обычных аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются или понижаются аукционные ставки. Стартовая цена за лот в интернет-аукционах либо указывается продавцом, либо покупателю предлагается самому назначить её. Так же может существовать опция продажи товара участнику, первому предложившему заявленную продавцом стартовую стоимость. Для участия в крупном интернет-аукционе продавцы и покупатели должны быть зарегистрированы в системе. Регистрация обеспечивает гарантию исполнения сделки, т.е. поставки товара и платежа за него. При регистрации запрашиваются данные, которые позволят идентифицировать покупателя и продавца, определить их местоположение в случае возникновения претензий [9]. Обязательным условием регистрации является подписание публичной оферты, или условий пользования ресурсом, или соглашения о предоставлении услуг. Публичная оферта включает все существенные условия данного аукциона, определяющие особенности условий продажи, платежей и, следовательно, заключаемого контракта. Регистрация и выставления ставок на интернет-аукционах, как правило, бесплатны. Плата может взиматься за размещение товара (так называемый «listing») или в виде процента от суммы продажи, либо в обоих случаях. По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу установленным способом. Обычно это безналичный, реже наличный расчет, например, при получении товара персонально. Продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения аукциона или мира. Границы возможной пересылки товара определяются продавцом заранее [10].
Приобретение товара дистанционно в последнее время очень распространено. Сказывается занятость современного человека, когда любая минута используется для выполнения намеченного плана. Поэтому интернет-аукционы популярны и удобны. [9]
AY. BY. Для жителей Беларуси эта площадка продажи и покупки товаров достаточно известная. С помощью онлайн-аукциона приобретается самое необходимое: бытовая и электронная техника, мобильные телефона, компьютеры, одежда, коллекционные предметы. Этот список большой и разнообразный.
Karl&Faber. Карл и Фабер – очень знаменит и популярен. На сайте пользователь знакомится с выставленными лотами, регистрируется и участвует в онлайн-аукционе. Живописные картины известных мастеров могут попасть в ваш дом, если вы сможете выйти победителем, предлагая за шедевр кругленькую сумму.
Heritage. Американская компания имеет много лотов. Чтобы пользователи смогли участвовать в аукционе, существует специальная программа, позволяющая приобретать понравившийся товар, не выходя из дому. Предметами продажи являются классические и современные произведения искусства.
Bid or Buy. Южноафриканский онлайн-аукцион завоевал популярность своей универсальностью. Пользователь, зайдя на сайт, обязательно выберет какой-либо товар, потому что разнообразие позволяет. 100 тысяч лотов. Такое количество подчеркивает обдуманную программу, где каждый покупатель – желанный клиент.
WebStore. Старейший американский аукцион, где, возможно, современный пользователь не будет чувствовать себя комфортно. Созданные годами схемы больше нравятся консерваторам, которые ценят постоянство и неизменность. Здесь лоты – классические. Почтовые марки, открытки, бижутерия и многое другое.
Allegro. Польская площадка, где продаются и покупаются электронные товары. Это достаточно сильный конкурент. Миллионы лотов, ежедневные сделки, когда пользователь интернета без труда приобретает все, что захочет.
Catawiki. Европейский современный аукцион, обладатель престижной премии Accenture Innovations Award. Его необычный подход предлагает не просто продажу или покупку. На сайте можно пообщаться с коллекционерами, любителями антиквариата, договориться о выгодной сделке. Все лоты очень ценные и уникальные.
Hampel. Только пользователь заходит на сайт, сразу становится понятно, кто может участвовать в аукционе. Большая цена вполне оправдана. Представленные лоты не простые. Картины старых и современных мастеров, предметы античности, антиквариат, эксклюзивный фарфор, ювелирные украшения и многое другое.
Amazon. Это второй по величине аукцион. Основана компания в 1994 году. Предприниматель Джефф Безос решил запустить продажу книг. Благодаря удачной идее, Джефф занимает первую строчку богатейших людей мира. Возможности расширились. Сейчас сайт имеет большой ассортимент товаров и услуг.
Ebay. На сегодняшний день – это самая крупная торговая площадка в мире. В задачу организации входит заключение договора купли-продажи. За выставленный товар продавец платит определенный взнос. Покупателям сделка обходится бесплатно. Чем больше объем продаж, тем выше полученный сбор.[8]
Интернет-аукцион заинтересован в прозрачности торгов. От этого зависит дальнейшая репутация и завоевание популярности. Поэтому любая из перечисленных организаций старается отслеживать рейтинг и репутацию участников сделки.
В современных условиях развития мировой экономики электронная коммерция всё больше и больше привлекает людей, желающих заняться торговлей, чему значительной мере способствует развитие интернет технологий. И с каждым днём, ведение бизнеса в интернете становится всё доступнее. [4]
Роль аукционов в международной торговле некоторыми товарами особенно велика. Например, через международные аукционы в США и Канаде реализуется свыше 80% продаваемой этими станами пушнины, в Дании – 90%, в Швеции и Норвегии – примерно 95%. Первые аукционы были созданы ещё сотни лет назад и с тех пор их популярность только растёт.
Наиболее известные аукционные дома посвящены миру искусства, такие как Кристис, Сотбис, Филлипс. Самый старейший из них Кристис был основан в 1766 году антикваром Джеймсом Кристи в Лондоне. С появлением интернета, аукционная торговля вышла на новые рубежи. Аукционы стали бурно развиваться, и на сегодняшний день существует не мало видов интернет-аукционов.
Современный аукционный рынок России зависит от общего экономического состояния государства. Общие итоги 2019 г. для российской экономики можно назвать довольно противоречивыми. Относительная стабильность экономики, во многом зависела от редкого сочетания высоких цен на экспортное сырьё и низкого курса рубля. Соответственно, конъюнктура экспорта давала намного больший приток рублевых доходов в страну и в бюджет. Экспорт способствовал и относительно неплохому темпу роста ВВП. Однако более сильному росту препятствует неблагоприятный инвестиционный и производственный климат, низкий уровень спроса и доходов людей, западные санкции и многое другое.
Интернет-аукционы представляют собой площадку в глобальной сети Интернет, где цены на товары фиксируются во время открытых публичных торгов на основании предложения и спроса на них. Ряд интернет-аукционов предусматривает обязательную регистрацию участников, в том числе с внесением денежного залога.
Существует два типа интернет-аукционов: от бизнеса к человеку или от человека к человеку. Продавцы сайтов аукционов «один на один» имеют физический контроль за предлагаемым товаром и принимают оплату за товары. В личных аукционах отдельные продавцы или малые предприятия предлагают свои товары на аукцион непосредственно потребителям. Как правило, продавец, а не сайт, имеет физическое владение товаром. После того, как аукцион закрывается, продавец несет ответственность за непосредственное обращение с самой высокой ценой за организацию оплаты и доставки.
Несмотря на определенную степень риска, торговля посредством интернет-аукционов продолжает завоевывать все большую популярность. На мировом рынке как продавцы, так и покупатели уже смогли оценить такие преимущества аукционной торговли через интернет, как возможность дистанционного участия, гибкость системы проведения, доступность, широкий ассортимент предлагаемых лотов по относительно низким ценам. Для многих такая форма организации торговли стала серьезным прибыльным бизнесом. Ежедневно на онлайновых аукционах совершаются миллионы сделок и количество их приверженцев только растет. Это порождает многообразие форм проведения торга, развитие упрощенных систем регистрации и платежей, подключениe различных дополнительных решений электронной коммерции. Нет сомнений, что продажа посредством интернет-аукционов будет и в будущем набирать обороты и являться одной из наиболее привлекательных форм организации торговли.
Список использованной литературы
Википедия - свободная энциклопедия. Аукцион // http://ru.wikipedia.org/wiki.
Википедия - свободная энциклопедия. Аукцион // http://en.wikipedia.org/wiki/Auction
Школин А., Орлов А. WEB-ДЕНЬГИ // http://www.finansmag.ru/93403
Алымов М.О. Направления совершенствования механизма развития аукционной Интернет-торговли в России // Вопросы современной экономики. 2017. № 1 (5). С. 75-103.
Internet World Stat // http:// www.internetworldstats.com/emarketing.htm
Аналитическая группа департамента маркетинга компании «Яндекс». Информационный бюллетень «Электронные платежи в Рунете: магазины» // http://download.yandex.ru/ company/yandex_on_emoney_autumn_2019pdf
Прайс на размещение рекламы на проектах «Яндекса» // http://advertising.yandex.ru/ i/price2020.pdf
Официальный сайт eBay Inc. История / / http://www.ebayinc.com/list/milestones
Официальный сайт eBay Inc. О компании // http://www.ebayinc.com/who
Зимина Л.В. Российский рынок информационных технологий: состояние, тенденции//Актуальные аспекты фундаментальных и прикладных исследований: сборник научных трудов/под общ. ред. И.Г. Паршутиной. -Орел: Изд-во ОрелГУЭТ, 2016. - С. 85-90.