В настоящее время современное общество нуждается в непосредственных людях, в выдающихся талантливых личностях, умеющих непрерывно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, к увеличивающемуся объему информации, которые смогут способствовать развитию прогресса. И не важно, какую профессию выберет ребенок в будущем, будет ли он парикмахером, архитектором или педагогом. Творческий подход к своей работе, поможет человеку относится к своему делу с любовью, фантазией и вдохновением.
Если человек смог освоить творчество в полном объеме, значит он вышел на уровень духовного развития. Такой человек всегда чем-то увлечен. Общество тянется к творческой личности, поскольку такие люди могут удивлять, вдохновлять и научить чему-то новому.
Проблема развития творческого потенциала личности ребенка неизменно считается одной из самых перспективных в педагогической науке. Ее актуальность еще более возрастает в связи с тем, что в новых социальных условиях произошла переоценка представлений о наиболее желательных социально значимых качествах личности в сторону повышения рейтинга творчества, определяющих всеобщее движение к прогрессу в любой области жизни социума [2, с. 19].
По мнению генетиков, психологов, предпосылки развития способностей заложены в самой природе ребенка. Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. От воспитания зависит, будут ли вообще развиваться природные способности малыша. Зависит и направление развития этих способностей.
Детство представляет собой начальный этап становления человеческой личности. В данный период имеет место закладывание основы личностной культуры. Весьма большую роль в формировании духовного развития личности, в осмыслении явлений жизни и природы, в совершенствовании человеческих чувств играет искусство.
Современные дети оторваны от общества и нуждаются в постоянной загруженности. Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые неотделимы друг от друга. Независимую, творческую личность формирует только творческая деятельность. Вероятность для такой деятельности могут предоставить учреждения культуры [1, с. 488].
Общение с искусством способно совершенствовать эстетический вкус, активизировать творческий потенциал, и чем раньше заложены основы данного потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Творчество представляет собой высший уровень познания, высшую и наиболее сложную форму деятельности, которая присуща человеку, предполагает мобилизацию всех его основных психических процессов, всех умений, знаний, всего жизненного опыта, духовных, а иногда и физических сил и порождает нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, а также общественно-исторической уникальностью.
Одним из направлений работы учреждений культуры является развитие творческого потенциала, поскольку это помогает более успешному вхождению в социум.
Современные учреждения культуры в условиях динамичного развития общества не может функционировать вне общих инновационных процессов. Стратегическим ориентиром кардинальных преобразований в воспитании подрастающего поколения выступает направленность на раннее выявление и создание условий для развития творческих способностей детей.
Основная задача культурно-досугового учреждения: развивать социальную активность и творческий потенциал личности, организовывать различные формы досуга и отдыха. Условия развития творческих способностей детей в культурно-досуговом учреждении:
1) стимулировать творчество детей посредством системы оценивания, которая учитывает специфику творческой деятельности;
2) создавать проблемные ситуации творческого характера;
3) организовывать творческую деятельность, где специалист является творцом, который взаимодействует с детьми и направляет их творческую активность;
4) организовывать самостоятельную творческую работу детей.
Успех деятельности учреждений социокультурной сферы зависит от того, насколько увлекательно и многообразно содержание их деятельности. Содержание деятельности определяется интересами и требованиями аудитории, событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; величиной профессионализма работников клубного учреждения, его материально-техническими и финансовыми возможностями [3, с. 87].
В связи с этим проблема формирования творческого потенциала детей приобретает исключительно важное значение в деятельности учреждений культуры, что требует применения современных и прогрессивных технологий социально-культурной деятельности.
Вместе с тем, еще недостаточно используются потенциальные возможности социально-культурной деятельности в процессе формирования творческого потенциала его субъектов, что актуализирует тему, избранную нами для исследования.
Актуальность проблемы развития творческого потенциала детей обусловлена, на наш взгляд, общественной необходимостью в конкурентоспособном молодом поколении, радикальным обновлением ценностных ориентиров и установок в содержании учреждений культуры, обеспечением личностного развития и индивидуализации потенциала ребенка.
По нашему мнению, формирование творческого потенциала детей средствами социально-культурной деятельности приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что без максимального использования созидательных возможностей детей невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современного общества.
Список литературы:
Ананьев, Б.Г. Избранные педагогические труды: в 2-х т. / под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980. – 588 с.
Браже, Т. Г. Развитие творческого потенциала личности / Т.Г. Браже // Сов. педагогика, 1989. – 94 с.
Салахутдинов, Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Р.Г. Салахутдинов. – Казань, РИЦ «Школа», 2012. – 216 с.