Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.
Все мы живем сегодня в не простое время, время переосмысления этических и нравственных норм. Многие семьи, воспитывающие детей, испытывают бытовые и материальные трудности не имеют возможности, а зачастую и желания уделять должное количество времени детям. На сегодняшний день дети стали одной из наиболее уязвимой категорией общества. Выход из сложившейся ситуации, по мнению ряда специалистов, может быть найден на занятиях арт-терапией, организованных в учреждениях культуры. Предоставляющие возможность скрасить детский досуг осуществить необходимую коррекционную помощь. Поскольку арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик [1, с. 138].
Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для развития творчества ребенка.
Одним из перспективных направлений в деятельности специалистов социально-культурной сферы является использование в своей практике технологий арт-терапии, которая в современных психологических и педагогических науках получает все большее признание.
Арт-терапия – это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства. Данный метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне [2, с. 64]. Л.С. Выготский, рассматривая биологическое значение искусства, отметил: «...то, что остается не реализованным в нашей жизни, должно быть сублимировано.
Арт-технологии – это терапия искусством. Она направлена в целом на более ясное, тонкое выражение своих переживаний, внутренних противоречий, с одной стороны, а также на творческое самовыражение ребенка. В работе с детьми в направлении арт-терапии используют краски, глину, карандаши, фломастеры. Все, что нарисовал ребенок в попытке выразить себя, свой мир, является конфиденциальным.
Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь человеку в «самораскрытии и самореализации», стимулирование «личностного роста».
Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия [3, с. 29].
Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, которые не оставляют нас равнодушными, волнуют и задевают, через которые происходит эмоциональное общение между людьми, и наше сознание взаимодействует с бессознательным. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, созданные чтобы рассказать языком образов о страданиях и радостях душевной жизни.
Использование арт-терапевтических техник в организации свободного времени личности ориентировано на эмоциональную поддержку, достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении и выработку у участников гуманных моделей поведения с учетом реальностей окружающего мира. В этой связи актуальным является включение спецкурсов по арт-педагогике и арт-терапии в систему подготовки специалистов социально-культурной деятельности.
По нашему мнению, формирование нравственных ценностей у детей средствами арт-технологий приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что без максимального использования творческих возможностей детей невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современного общества.
Список литературы:
Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании : учебник для вузов / авторы сост. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М. : Академия, 2009. – 248 с.
Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – СПб. : Питер, 2007. – 330 с.
Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д. Лебедева. – М. : Педагогика, 2010. – № 9. – С. 27-34.