В настоящее время проблема экологии чрезвычайно актуальна и важна, привлекает в свою сторону всё больше внимания. Жизнь современного человека, его деятельность и образ жизни оказывают на экологию воздействие, нарушая естественные процессы природы. Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Антропогенный фактор является ведущим, и без его учета невозможно понять и оценить, что еще произойдет с нашей планетой. Уровнем человеческого влияния на окружающую среду определяется и то, как измененная природа воздействует на дальнейшее развитие нашего общества.
Обеспечение устойчивого развития страны предполагает реализацию политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов для населения. Решение экологических проблем принципиально важно и для обеспечения здоровья нации. Экология сейчас определена в качестве одного из приоритетов развития страны [1, c. 12].
Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Между культурой и экологией существует прочная, неразрывная связь: взаимодействие человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является сам. Формирование у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек – природа».
Любой уровень экологической культуры личности – это результат воспитания, овладение системой нравственных норм по отношению к миру, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в природе, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни [3].
Поиск новых форм организации экологического воспитания и образования личности является одной из актуальных социально-культурных проблем современности. Для привлечения внимания личности к существующим экологическим проблемам современности необходимо постоянно искать и находить все новые и новые формы и методы организации экологического воспитания и образования.
Развитие у личности чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность [2, c. 68].
Очевидно, что формирование экологической культуры личности – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.
Формирование экологической культуры личности в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экоправил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды [4, c. 51].
Важными факторами, влияющими на формирование экологической культуры личности, являются: экологическая ситуация в регионе и стране; интересы, потребности личности в экологической деятельности; поликультурные условия жизнедеятельности; уровень экологической культуры общества; отношение человека к экологическому образованию; практический опыт экологической деятельности и др.
Передача человеку социального опыта, регулирующего его взаимодействие с многообразием жизненной среды, создание безопасной, комфортной, экологически сообразной социокультурной среды становится важнейшей задачей общества в целом.
Большими возможностями в контексте формирования экологической культуры личности наделены рекреационные зоны.
Рекреационные зоны – специально выделяемые территории в пригородной местности или в городе, предназначенные для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.
Рекреационные зоны занимают особое место в системе рационального природопользования. Именно в них происходит воспроизводство трудовых ресурсов и оздоровление населения страны (региона, муниципального образования), что делает их экономически, социально и экологически значимыми.
Сегодня остро встаёт вопрос не только о сохранении окружающей среды – как жизненно необходимой среды обитания всего человечества, но и о создании обустроенных рекреационных зон – необходимых для психоэмоциональной разгрузки человека. Создание рекреационных зон позволяет сохранять как природные, так и исторические объекты, делает города и поселения социально и экономически привлекательными, развивает туристическую и парковую инфраструктуру.
Список литературы:
Алексеев С.В. Концепция программы формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни / С.В. Алексеев // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 11-14.
Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В. Гагарин. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2012. – 232 с.
Гирусов Э.В. Гуманистический потенциал экологической культуры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/interevents/crimea2004/197.pdf.] (дата обращения: 02 12. 2020).
Гришаева Ю.М. К вопросу о сущности понятия «экологическая культура личности» / Ю.М. Гришаева // Среднее профессиональное образование. 2011. – № 11. – С. 48-51.