Автомобильный транспорт вместе с другими видами транспорта железнодорожным, водным, воздушным составляет основу транспортной системы страны, обеспечивающей транспортные потребности населения и экономики посредством услуг и работ в области автотранспортной деятельности. Автомобили как транспортные средства, можно охарактеризовать как высоко мобильные и способные напрямую доставлять грузы и людей, без других видов транспорта. Автомобильный транспорт характеризует множество преимуществ, благодаря которым их широко используют при перевозках пассажиров и грузов, как в районах, так и в межрайонном, междугороднем и международном сообщениях. На коротких расстояниях автомобильный транспорт, по существу – монополист на перевозках грузов и пассажиров, а на средних и дальних расстояниях он – конкурент железнодорожному транспорту.
Важность грузового автомобильного транспорта в экономике страны доказывает доля автотранспортных издержек в стоимости продукции в различных ее секторах: в промышленности она составляет не менее пятнадцати процентов, в строительстве – до тридцати, в сельском хозяйстве. Автотранспорт, реализовывающий перевозки грузов для производственных предприятий разных отраслей, входит в состав системы товародвижения, которая понимается как логистика. Следуя организационным подходам и развивая хозяйственные отношения, предприятия при обслуживании заказчиков конкурируют друг с другом в области повышения качества доставки продукции с наименьшими затратами.
Автомобильный транспорт в перевозках пассажиров, без сомнения, очень значим. Население пользуется пассажирским автомобильным транспортом при поездках на работу и обратно, а также при поездках на отдых, учебу, лечение. Также они активно используют автомобили для других личных целей. Отсюда, необходимо заметить, что пассажирский автомобильный транспорт является социально значимым. В маленьких городах автобусы являются единственным видом массового общественного транспорта, обслуживающим внутригородские и пригородные перевозки пассажиров [1, с.2; 2, с. 37].
Разработка оптимальных маршрутов движения транспортных средств является одной из важных задач транспортной логистики. Как показывает практика, маршрутизация перевозок сводится к задачам оптимизации.
В области автомобильного транспорта возрастает роль конкуренции, поэтому, прибыль снижается, а иногда снижается и качество предоставляемых услуг. Вследствие этого доступ к профессии на автомобильных перевозках должен основываться на более жестком качественном критерии. Это необходимо для того, чтобы каждый транспортный оператор был настоящим профессионалом в своем деле, был способен обеспечить качественное и результативное обслуживание, одновременно повышая безопасность дорожного движения, и достигая, цели стабильного развития [3, с.73; 4, с.88].
Прежде чем говорить о классификации маршрутов перевозок, давайте определимся с понятием «маршрут». Под этим термином подразумевается путь движения транспортного средства от одного пункта к другому и в обратном направлении.
Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте выполняют маршрутные и заказные автобусы, маршрутные таксомоторы и легковые автомобили-такси (см. Табл.).
Таблица 1
Классификация пассажирских перевозок
Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте |
|||||||
Перевозки маршрутными (сдельными) автобусами |
Перевозки заказными (повременными) автобусами |
Таксомоторные перевозки |
|||||
Внутригородское сообщение |
Пригородное сообщение |
Междугородное и международное сообщение |
Внутригородские, пригородные и междугородние перевозки |
Туристско-экскурсионные перевозки |
Перевозки маршрутными таксомоторами |
Перевозки легковыми автомобилями такси |
Автомобильные перевозки осуществляются на международных автобусах, туристических автобусах для поездки на дальние расстояния, городских и пригородных пассажирских автобусах, чартерных и экскурсионных автобусах, автомобилях с водителями и без водителей, то есть в прокат, такси.
Рассмотрим основные понятия, связанные с автомобильными перевозками. Внутригородское сообщение (городские перевозки) – это перевозки, которые осуществляются на маршрутах в пределах города. Пригородное сообщение – это перевозки за пределы города (населенного пункта) на расстояние до пятидесяти километров. Междугородные перевозки – перевозки за пределы города на расстояние выше пятидесяти километров. К междугородным перевозкам относятся перевозки между Россией и зарубежными странами.
Автомобильные перевозки – это основной вид пассажирских перевозок. Достоинства автомобильных перевозок заключаются в мобильности, высокой скорости, низкой стоимости, гибкости в установлении графиков движения [5, с.78; 6, c.89]. Следует отметить и их преимущества, которые заключаются в том, что транспорт является средством всеобщего применения (трансферты, экскурсии, перевозки автобусами внутри маршрутов, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе), а также, в том, что автомобильные перевозки – экономический вид транспорта, доступный широким слоям населения. Сервис, используемый в туристском обслуживании, включают следующие основные направления: организацию автобусных путешествий; организацию путешествий на личном автотранспорте туристов; прокат автомобилей.
Международный автобусный туризм – это сравнительно молодой вид туризма. Он начал развиваться в семидесятых годах двадцатого века. Ранее в разных странах автобусы использовались в основном для трансфертов, экскурсий и местных поездок.
Объединенные в глобальные сети международных и городских маршрутов автобусы перевозят множество людей. Автобусами обслуживается гораздо больше населенных пунктов, чем поездами и самолетами вместе взятыми. При перевозе путешественников на дальние и короткие расстояния заработок автобусной промышленности составляет миллиарды рублей каждый год.
Сезонность при организации автобусных туров не играет большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры имеют место весь год. Несколько убывает спрос в январе и феврале, когда на одном маршруте «занят» один автобус [7, c.70]. Специалисты считают, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров прослеживается в разнообразии маршрутов и качестве обслуживания.
Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируют двусторонние правительственные соглашения. А транзит через третьи страны необходимо согласовывать с Комитетом по транспорту Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций, то есть Комитет должен дать разрешение. Для облегчения пересечения границ должны быть устранены искусственные преграды на пути развития торговли и туризма за счет увеличения пропускных возможностей, снижения объема ненужной «тяжелой» бумажной работы и налогообложения для пассажиров, товаров и автотранспортных средств.
Также должна быть упрощена визовая процедура для профессиональных водителей, а также повышена эффективность и безопасность таможенных транзитных систем с помощью укрепления сотрудничества между правительством, транспортной отраслью, торговлей и туризмом [1, c.24].
Налоговое законодательство в автотранспортной отрасли должно быть гармонизировано на международном уровне, поскольку вводятся сборы за пользование дорогами. Поэтому оно должно поддерживаться стандартизованной технической базой по сбору платы и сопровождаться соответствующими эффективными государственными инвестициями в инфраструктуру и системы для автомобильного транспорта.
Таким образом, автомобиль – это одно из главных средств передвижения населения.
Массовая автомобилизация оказывает видимое влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на образ жизни многих россиян в целом. В большинстве секторов автомобильному транспорту нет другой альтернативы. Основной привлекательной чертой автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта долгое время остается более низкая стоимость проезда.
Современное транспортное планирование направлено на повышение мобильности, чаще всего для транспортных средств. Действительной целью транспорта является цель обеспечение доступа к работе и месту обучения, к товарам и услугам, к друзьям и семье. То государство, которое успешно повышает устойчивость своих транспортных сетей, создает, таким образом, динамичное, удобное для проживания, стабильное общество, то есть:
Обеспечивает доступность и удовлетворение потребностей отдельных лиц, компаний и общества надежным передвижением, без вреда здоровью человека и экосистемам.
Является доступным по средствам, работает четко и эффективно, предлагает виды транспорта на выбор, поддерживает конкурентоспособность экономики, а также сбалансированность регионального развития.
Минимизирует выбросы и отходы на уровне возможности природы поглощать их, использует возобновляемые ресурсы на уровне или ниже темпа их восстановления, использует ресурсы на уровне или ниже темпов развития возобновляемых заменителей, сводит к минимуму воздействие на занимаемую землю, заботится о снижении шума.
Таким образом, важная роль автобусных перевозок в туризме связана с главными особенностями автомобильного транспорта, которыми являются:
большая экономичность при перевозке определенных видов грузов на расстояние до 400 км, а также при перевозке срочных, ценных, скоропортящихся грузов на большие расстояния;
доставка «от двери до двери»;
большая мобильность;
регулярность и хорошая маневренность перевозок;
обеспечение сохранности количества и качества перевозимых грузов;
высокая скорость доставки грузов;
приспособленность к дорожным условиям.
Это и обеспечение перевозки пассажиров на небольшие и средние расстояния, транспортное обеспечение производственной логистики и малого бизнеса. Именно на развитие данных секторов должна быть ориентирована экономическая политика России. Значит, мобильность маршрута играет очень важную роль. Так как, чем проще и качественнее маршрут, тем меньше потерь и затрат у перевозчика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Афанасьев Л.Л. и др. «Единая транспортная система и автомобильные перевозки». Учебник для студентов вузов. – М.: Транспорт, 2016. – 333 с.
Ванчукевич В.Ф. и др. «Грузовые автомобильные перевозки». Учебное пособие. – Мн.: Выш. Шк. 2017. - 272 с.
Кочнев Ю.Г. Обеспечение мобильности маршрута автомобильного транспорта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №3-1. – С. 22-29.
Лазарев Ю.Г. Технология транспортных процессов. / Ю. Г. Лазарев, Е.Б. Синицына, С.В. Уголков // Учебное пособие.– Санкт-Петербург, 2016. –56 с.
Лазарев Ю.Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография – LAP LAMBERT, Германия: 2015. - 173 с.
Морозов А. Г., Логистика придорожного сервиса. / А. Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев / Технико-технологические проблемы сервиса. – 2015. – № 4 (34). – С. 77- 82.
Рустенбек С.Д. Формирование базы данных для тестирования дорожных одежд/ С.Д. Рустенбек, Д.Ю. Кириллова, Ю.Г. Лазарев// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 2-2. –С. 68- 72.