Толерантность молодёжи в современном обществе. Результаты психодиагностического исследования - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Толерантность молодёжи в современном обществе. Результаты психодиагностического исследования

Шульга Ю.И. 1, Черепкова Н.В. 1
1СФ МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Толерантность в молодёжной среде в наши дни остается одной из актуальных проблем. При переходе к рыночной экономике в 90-е г выявилась потребность бесконфликтного общения людей, проживающих в одной стране. Проблема заключается в том, что у молодого поколения не хватает достаточного опыта, чтобы понимать современные этнопроблемы, не имеют общей культуры и психологической готовности к участию в них. «Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения…»

В обществе толерантность не будет являться абсолютной ценностью, так как она имеет этические и правовые границы. В условии угрозы жизни или здоровья, вряд ли будет рациональным проявлять толерантность. Тем не менее толерантность – это есть нахождение компромисса, чтобы люди с разными предпочтениями, ценностями, взглядами могли преодолеть возникающий конфликт. Если человек имеет высокий уровень толерантности – это помогает ему быстро находить общий язык с окружающими. Сформированная толерантность выступает главным условием положительной коммуникации. Понимание того, что другой субъект – «иной», которое проявляет интерес и более терпимо относиться к нему, способствует снижению агрессивности и приводит отношения как к «равнодостойный» и приводит к взаимопониманию во время общения. 

Я считаю, что воспитывать толерантность необходимо именно в юношеском возрасте. Этот возрастной период (студенчество) имеет свои психолого –возрастные особенности, характеризуемые эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, малым жизненным опытом, самоидентификацией не на основе общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере культурных, национальных, социальных и других отношений. В этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. Именно в юношеском возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к представителю другой нации, религии, социальной среды. Особое значение для студенческой молодежи приобретает собственная жизненная позиция. Предпосылки этого: повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, стремление к отстаиванию своего собственного мнения.

Целью работы является выявление уровня коммуникативной толерантности (характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию) в студенческой среде. Объект исследования – студенты. Предмет – уровень коммуникативной толерантности современных студентов. В опросе приняли участие 5 студентов в возрасте от 18 до 20 лет, из них 20% респондентов мужчины, 80% – женщины.

Анкетирование проводилось дистанционно в социальной сети как «Вконтакте», методом отправления материала лично, для выявления уровня толерантности было использован 1.Экспресс-опросник «Индекс толерантности» 2. Диагностика уровня сформированности толерантности у студентов группы 3. «Опросник толерантности В.В. Бойко» 4.Анкета для выявления уровня толерантности личности (адаптивная).Из проведенного исследования были сделаны следующие выводы: Из 100 респондентов 90% выявилась высокая степень толерантности, что подразумевает респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности умеют прощать другим ошибки, неловкость, т.е. проявляютснисходительность, не стремятся перевоспитать партнеров, т.е. воспринимают их, такими, какие они есть, не имеют привычки поучать окружающих, также в большинстве случаев обладают выраженными чертамитолерантной личности. И только 10% имеют средний уровень, который характерен для респондентов, которым свойственно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Не считают себя эталоном при оценке поведения и образа мыслей других людей, следовательно, испытывают понимание и принятие положительно другого человека.

Многих настораживает «безупречный человек», т.е. у 70% не тяготит общение с «безупречным человеком». И 30% возникает дискомфорт при общении с таким человеком. 74% опрошенных выводит из равновесия несообразительный человек, 36% не сильно обращают внимания на этот факт.

Половина опрошенных 70% не хотели бы вступать в разговор с незнакомым человеком, 15% было бы комфортнее избежать общения с человеком более низкого уровня знания и 15% студентов избежали бы разговора с человеком иного уровня интеллекта. Из этого можно сказать, что половине студентов важен уровень знания человека, даже если общение длится недолго. При изучении коммуникативной толерантности были установлены следующие поведенческие блоки (по уровню значимости): категоричность или консерватизм в оценках людей (нехватка гибкости и широты кругозора); неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства (неумение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров); неумение прощать другому ошибки (неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности); неприятие или непонимание индивидуальности человека (неумение либо отсутствие желания принимать индивидуальные особенности других людей); использование себя в качестве эталона при оценках других (при оценке поведения, образа мыслей или отдельных характеристик людей, испытуемый рассматривает в качестве эталона самого себя); стремление переделать, перевоспитать партнера по общению (стремление переделать, перевоспитать, изменить своего собеседника); стремление подогнать других участников коммуникации под себя (стремление подогнать других к своему характеру, привычкам, притязаниям); нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению (нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался другой); неумение приспосабливаться к другим участникам общения (плохое приспособление к характерам, привычкам или притязаниям других).

Таким образом, уровень коммуникативной толерантности среди студентов очень высок. В современном мире толерантность является одной из важных характеристик, так как во многих странах высоко ценятся взгляды каждого индивида.  Коммуникативная толерантность, является важной составной для отношения людей с окружающими, одна из частной разновидности толерантности.

Можно сделать следующий вывод о том, что студенческая молодежь образована в межэтническом уровне толерантности. Студенты имеют высокий уровень терпимости, уважения к чужому мнению. Они имеют твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью ума. Учащиеся могут принять любую идею, с понимаем, относясь к её парадоксальности. Они критичны к себе, не считают свое мнение истиной в последней инстанции, способны твердо отстаивать свои убеждения, могут вести диалог. Но порой могут быть способны на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, обладают высокой степенью упрямства и непреклонности. Общий уровень толерантности у студентов проходивший тестирование просто отличное, что говорит нам о высоком уровне толерантности. Но для дальнейшего удержания такой стабильной коммуникативной толерантности следует проводить тренинги, лекции по принятию себя и пониманию, что у окружающих людей существует отличающийся от них взгляд на жизнь.

Список литературы.

1.«Психодиагностика толерантности личности» - Солдатова Г.У. Шайгерова А.А. 2016г, 172с. http://психологическая-лаборатория.рф/articles.php?article_id=20 (Дата обращения 17.04.2020г.)

2.«Толерантность» - Мчедлов М.П. Изд-во «Республика» 2015г., 17с.; https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/toler/01.php (Дата обращения 17.04.2020г.)

3. «Проблемы толерантности в молодежной среде» Материалы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 2015 г., Курск / отв. ред. Е.А. Никитина. – Курск: https://swsu.ru/structura/up/flmk/kip/folder3/sbornik_tol.pdf (Дата обращения 17.04.2020г.)

4. Зелова Т.П. Формирование толерантности «Толерантность – гармония многообразия». https://urok.1sept.ru/articles/411279 (Дата обращения 17.04.2020г.)

Просмотров работы: 33