Проблема толерантного отношения среди подростков. Результаты Психодиагностического исследования. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблема толерантного отношения среди подростков. Результаты Психодиагностического исследования.

Болхов С.В. 1, Бакунова И.В. 1
1СФ МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема толерантного отношения во все времена являлась актуальной. Понятие толерантности дополнялось длительное время. С позиции философии толерантность определяется как отказ от использования силы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей. Социологическое понимание определяет толерантность как культурную норму и политическую необходимость. С психологической точки зрения толерантность определяется как устойчивость: приобретенная и этническая. Устойчивость к неопределенности, стрессу, конфликту, поведенческим отклонениям».

В психологии выделяют основные виды толерантности:

1.Естественная толерантность определяется как позиция доброжелательного и доверчивого отношения ко всем людям, способствующая подавлению собственного «Я» личности. При таком виде толерантности человек не способен к отделению личного и социального опыта. Чаще всего естественная толерантность отмечается у маленьких детей. С одной стороны такая толерантность позволяет создавать психологическую защищенность, с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность.

2.Моральная толерантность – процесс подавления собственных эмоций при помощи механизма психологических защит. При данной модели толерантности человек старается не проявлять возникающую нетерпимость, объясняя это общими сложившимися обстоятельствами.

3.Нравственная толерантность характеризуется полным принятием себя как личности, своего внутреннего мира, ценностей и желаний. Человек не только принимает все аспекты собственного «Я», но и уважает ценности другого. Нравственная толерантность позволяет человеку проявлять стойкость в отношении напряженных и конфликтных ситуаций.

Проблема толерантности молодежи связана, прежде всего, с коммерциализацией отношений, утратой прежних идеалов и ценностей.

Так же проблему толерантности в Российском обществе легко объяснить низким уровнем культуры поведения и высокой агрессией, которые являются чуть ли неотъемлемой частью большинства ТВ-шоу. Для привлечения внимания аудитории используются оскорбление, унижение оппонентов. Известные ведущие В. Соловьёв, Д. Кисилёв опускаются до площадной брани для поддержания своей популярности. Самое постыдное, что их бесстрашие зачастую опирается на политические установки государственной машины. Таким образом, неприятие их неадекватности частью населения множится. И без того не стабильное мирное сосуществование людей с различными точками зрения буквально рушится под натиском «глашатаев истины». При этом зачастую с экранов телевизоров льётся этническая не толерантность в отношении Украинцев, Американцев, Евреев из уст «Российских патриотов». Порой это напоминает высказывание Бобби Фишера в отношении Евреев: В пылу облечения, какой либо национальности, человек забывает, о своей к ней принадлежности.

Навязанная модель поведения, тем опаснее для молодёжи, что отсутствие отпора со стороны униженных считается нормой, но сходные поступки в жизни могут привести к гораздо более трагичным последствиям, чем ролевые игры на ТВ.

Стремясь выяснить, насколько молодёжь имеет разную степень толерантности или нетерпимости, мы провели психодиагностические исследования. Согласно 3 из 4 методик, мы условно выделили четыре уровня: высокий и низкий уровень толерантности, высокий и низкий уровень ин толерантности. Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей других культур. Это отражается в склонности человека характеризовать культурные различия, как отклонения от нормы, в нежелании признавать равные права на существование тем, кто имеет разную физическую внешность или разделяет разные ценности. Это выражается в значительном негативном отношении к такому различию, в демонстративном противостоянии и похождении таких людей, в желании "очистить" от них пространство своего собственного существа. Это проявляется в нежелании даже пытаться взглянуть на определенные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это полностью осознанная, рефлексивная позиция. Студенты, занимающие такую экстремистскую позицию, обычно отличаются своим поведением, определенными видами публичных высказываний, а иногда и внешним видом. Низкий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек устно признает права других на культурные различия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной или религиозной принадлежности, но в то же время имеет личный опыт неприятия определенных социокультурных групп. Это несоответствие между декларируемыми гуманистическими принципами и реальной нетерпимостью людей, пытающихся оправдаться ссылкой на общественное мнение ("все так думают"), аморальным поведением, якобы характерным для этих групп ("они"), личным плохим опытом общения с ними ("я встречался с такими людьми, и я в этом уверен..."). Эта позиция основана на культурном центризме, ксенофобии и допущении вины последних. Этот вид толерантности проявляется не только в отказе от других культур, но и в отсутствии понимания, взгляде на своё убеждении с точки зрения собственных культурных установок. Высокий уровень это признание разных культур, признание права народа на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это позитивное отношение к культурным различиям, повышенная чувствительность к любым проявлениям культурной дискриминации, умение найти что-то полезное и полезное в другой культуре для себя. Это умение избегать культурных предрассудков и стереотипов, решение вопроса о том, хотите ли вы видеть другие культуры через призму ценностей и приоритетов этих культур, умение принимать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе. Низкий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к разнообразным социокультурным группам, но в то же время человеку свойственно разделять (зачастую бессознательно) некоторые культурные предрассудки, использование стереотипов в отношении представителей тех или иных культур. Он не видит для себя особых, особенно скрытых, проявлений культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему было трудно представить себе, с какими проблемами могут столкнуться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это происходит из-за непонимания другого, неспособности увидеть его изнутри, взглянуть на мир его глазами.

Исследования показали, что у большинства опрошенных средний уровень толерантности, низкий уровень был выявлен лишь у одного человека, то есть не высокий уровень интолерантности. При этом методика по исследованию типов этнической идентичности, обнаружила отклонение от нормы лишь у одного опрошенного.

Это свидетельствует о том, что социальную ситуацию молодежь воспринимает острее, чем этническую. Практически все согласились с утверждением: «С неопрятными людьми неприятно общаться». Данная группа испытуемых признает за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам, вести нетрадиционный образ жизни. Стоит обратить внимание на отсутствие респондентов с высоким показателем уровня социальной толерантности. Такие данные позволяют сделать вывод о том, что не все молодые люди готовы к позитивному восприятию и взаимодействию с различными формами проявления социальной нетривиальности.

Список использованной литературы.

Кемеров В. Е. Современный философский словарь /В. Е. Кемеров—М.: Акад. проект, 2018. —861 с.

Иванов В. Н. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов.—М.: Мысль, 2018.—863 с.

Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научно-публицистический вестник.–М.: МГУ, 2017. С. 8-18

Фадеева Л. А. «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика», 2015.

Просмотров работы: 2