«Потенциал» — общенаучное понятие, достаточно широко использующееся как в естественных, так и в гуманитарных отраслях научного знания. Данное понятие, происходящее от латинского слова potentia (сила, мощь, возможность), в справочной литературе толкуется, во-первых, как скрытая возможность, обладающая достаточной силой для проявления; во-вторых, как сила, источник, возможность, средство, запас, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; в-третьих, как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. [2]
Сущность и содержание понятия «творческий потенциал личности» ученые трактуют с различных позиций:
— как совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень ее развития [1]
— социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности [3]
— интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству [4]
В связи с этим приоритетным направлением образовательной политики вузов становится творческое развитие студентов в процессе профессиональной подготовки, предполагающее раскрытие их творческого потенциала.
Исследование, проведенное в рамках изучение творческого потенциала, было проведено на четырех девушках и одном парне в возрасте двадцати лет. Испытуемые являются студентами ВУЗов и участвуют в творческой жизни своего учебного заведения и края.
Данное исследование было направлено на выявление творческого потенциала, креативности для выявления потенциальных перспектив¸ возможностей роста и развития, расширение самосознания у испытуемых. Анализ проведенных методик для выявление творческого потенциала личности
Методики определения творческого потенциала ( по Л.Э. Уортмену ).
Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию..
Высокотворческая личностью дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих. Данный уровень развития проявляется в умении проектировать личность другого человека и прогнозировать его поступки, в умении отстаивать свою точку зрения.
Уровень выше среднего - характеризуются следующими показателями по сравнению с высоким: уже круг их интересов и знаний, их отличает более медленный темп решения творческой задачи, ограничено количество предлагаемых вариантов выхода из ситуации.
Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию.
Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию.
Тест на мышление и креативность: Опросник Определение типов мышления и уровня креативности Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Креативность - творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. Включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту. Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени.
Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода. Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление.
Исследование показало, что двое испытуемых – Гревцева и Иванова обладают высоким уровнем креативности и творческим потенциалом, что характеризуются широким кругом интересов, знаний, осознанным отношением к делу, самостоятельностью мышления, творческой активностью, дивергентностью мышления, быстротой решения проблемной задачи, критичностью ума, предложением многих вариантов решения проблемы.
Трое оставшихся испытуемых (Березова, Углицких и Конарева) обладают средним творческим потенциалом и уровнем креативности, характеризуется уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию.
При определение типов мышления было выявлено, что знаковым типом обладают Березова и Конарева. Он характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений.
Креативностью обладает Гревцева, творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей.
Образным типом мышления обладает Иванова, что означает ее типом отделением от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами.
А символическим типом мышления обладает Углицких, люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода.
Никто из испытуемых не показал низких результатов креативности и творческого потенциала.
Таким образом, наше исследование показало, что молодые люди сегодня умеют хороший творческий потенциал, реализация и развитие которого зависит от благоприятных условий в ВУЗ и поощрение со стороны педагогов.
Список использованной литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- М.: ИЦ «Академия», 2016. - 320с.
2. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. М.: Академический проект, Трикста, 2016. – 256с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : кн. для учителя. М. : Просвещение, 2016. 93 с.
4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления студентов. Л. : Знание, 2018. 167 с.