Адаптация студентов к учебе в вузе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Адаптация студентов к учебе в вузе

Кольцова М.П. 1, Дуркина Е.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день адаптация личности студентов является одной из наиболее важных задач высших учебных заведений. От того, насколько студенты будут расположены на начальном уровне, зависит степень их будущей специальной подготовки и профессионализм практической деятельности.

Начало обучения в высшем учебном заведении связано с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, привычек, множественными стрессами, эмоциональными нагрузками и т. д. Поступив в вуз, студент встречается с абсолютно новой для него системой академического процесса. С одной стороны, студент сталкивается с высокой интенсивностью изучения учебной информации, а с другой стороны, первокурсник не имеет достаточных навыков для самостоятельной работы, а также имеет привычку осваивать академические материалы в готовом виде. Вместе с тем студент имеет дело с незнакомыми родами деятельности (овладение профессией, ее изучение, практика профессиональной деятельности и др.), а также сталкивается с новым учебным коллективом (учебная группа и преподавательский состав). У некоторых студентов это может привести к пропуску учебных занятий (свободное посещение), пренебрежительному отношению к обучению. Это может превратиться в полное нежелание обучаться, посещать учебное заведение, а также принимать участие в общественной жизни университета.

В следствие этого можно выявить понятие «адаптация» (в данном случае) как процесс приспособления личности обучающегося к непривычным видам деятельности, к новым общественным обстоятельствам.

Студенческая жизнь берет начало с первого года, именно поэтому благоприятная адаптация обучающихся к учебе и жизни в высшем учебном заведении является гарантом последующего процесса становления студента как личности, будущего грамотного специалиста.

Пора резкой, глубокой адаптации приходится на первый и второй курсы. Ее длительность обуславливается своеобразными (личными) качествами студента, охватывающими психологические особенности, физические и умственные способности, финансовый достаток и др.

Адаптация студента продолжается в течение всего времени обучения. Лишь к третьему курсу возникают важные для обучающегося умения самодисциплины и ответственности.

Адаптация обучающегося на разных курсах имеет собственные характерные особенности:

Первый курс - решается проблема приобщения первокурсника к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов первого курса отличается высоким уровнем конформизма (пассивное поведение, приспособленчество);

Второй курс — это время наиболее накаленной академической деятельности студентов. В жизнь студентов усиленно вводятся все формы обучения и развития. Второкурсники проходят общую подготовку, у студентов увеличиваются культурные потребности, расширяется круг интересов. Процесс адаптации студента к учебной среде в основном завершается.

Третий курс — время начала специализации, развития заинтересованности к научно – исследовательским работам, профессиональных интересов студентов. Необходимость в специализации нередко порождает сужение круга интересов студентов. С этого времени формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс - первое существенное приобщение студента к специальности в во время прохождения учебной практики. В поведении обучающихся типично усиленное исследование более удобных, разумных путей и форм профессиональной подготовки, происходит переоценка ценностей.

Пятый курс — в это время возникают точные практические цели на дальнейшую профессиональную деятельность. У студентов явно выражаются новые, актуальные жизненные ценности, которые могут быть связаны с финансовым и семейным положением, местом работы и т.д. Обучающиеся с каждым днем отдаляются от общественных форм жизни вуза.

Уровень социальной адаптации студента – первокурсника в высшем учебном заведении обуславливает совокупность различных факторов:

деловые и поведенческие качества личности;

ценностные ориентиры;

академическая активность, заинтересованность в обучении;

состояние физического и психологического здоровья;

социальное окружение;

статус, социальное положение семьи и т.д. [2].

Общение является одной из основных потребностей студентов. С его помощью молодые люди познают не только себя самих, но и окружающих людей, таким образом они овладевают опытом общественной жизни. Общение позволяет студентам создавать многообразные связи между собой, это способствует развитию товарищества в коллективе, дружбы, общение подталкивает на обмен опытом и знаниями, настроениями и мнениями, переживаниями. Именно по этому молодым людям в период обучения важно именно окружение, в котором они находятся. Независимо от собственного социального происхождения и материальных ресурсов, студенчество является определенной социально – профессиональной группой за счет того, что оно сопряжено общим видом деятельности.

Общая деятельность и местная (территориальная) локация создает для студенчества такие характеристики, как: коллективное самосознание, единство интересов, отличительную культуру (субкультуру), схожий образ жизни, относительная возрастная однородность. Данные характеристики не присущи другим социально – профессиональным группам.

В произведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении подчеркиваются такие трудности:

• негативные чувства, вызванные сменой привычного учебного (школьного) коллектива (как ученического, так и преподавательского) и необходимостью присоединения к новому, ранее неизвестному, учебному (студенческому) коллективу;

• размытость, неточность мотивации выбора профессиональной подготовки, слабая психологическая готовность к обучению в вузе;

• недостаточный уровень самоконтроля и самоорганизации, ухудшаемый отсутствием ежедневного наблюдения со стороны преподавателей. неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями и справочниками. Испытывание трудностей в поиске оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

• Трудности с организацией быта (при выходе из условий домашних либо в условия общежития, либо в условия отдельного, самостоятельного проживания в съемном жилье). В связи с этим проявляется отсутствие навыков самообслуживания [2].

Все перечисленные трудности разнородны. Некоторых не избежать, а некоторые необязательны, они имеют индивидуальный характер и зачастую являются следствием слабой учебной подготовки, ошибками в воспитании ребенка как в семье, так и в и школе.

Сам обучающий процесс, пусть даже высочайшем уровне его организации не гарантирует адаптацию обучающихся в должной мере. В следствие этого выделяется следующая совокупность факторов, создающие благоприятный исход адаптационного процесса первокурсников:

качественная организация академической деятельности первокурсников;

эффективная деятельность кураторского отдела;

принятие участия в адаптационном процессе учеников первого курса органов студенческого самоуправления (студенческого совета, профсоюза и др.);

психологическое сопровождение обучающихся;

привлечение студентов ко внеучебной деятельности.

Кураторы студенческих групп имеют значимую роль в адаптационном процессе учеников первого курса. Благополучность студенческой социализации по большей части зависит от характера взаимоотношений первокурсников, поэтому куратор с самого начала обучения организует специализированную работу по созданию благоприятного социального и психологического климата в студенческих коллективах.

Многие вузы привлекают органы студенческого самоуправления, а именно – организуют студенческое кураторство. Однако первостепенное значение в вопросе организации студенческого кураторства имеют собственная инициатива студентов старших курсов. По наблюдениям, студенты третьего курса, уже овладевшие навыками самоорганизации, являются наиболее подходящими для этой роли.

Студенческое кураторство имеет положительные качества и имеет следующие функции:

интеграция студентов в корпоративную культуру вуза;

ознакомление первокурсников с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, проведение работ профессиональному ориентированию;

информирование о нормативно-правовых актах и мероприятиях в вузе;

ознакомление с социальными и демографическими характеристиками первокурсников, изучение особенностей характеров, имеющегося уровня знаний и общественной деятельности;

исследование складывающихся межличностных отношений в студенческих группах;

командообразующие мероприятия;

помощь в самоорганизации учебной деятельности;

помощь в планировании и организации времени [1][3].

Советуется проводить разного рода психологические упражнения, игры, интерактивы для построения позитивного обстановки среди студентов. Благодаря простым играм молодые люди знакомятся и узнаю друг друга, и, как следствие, учатся общаться и находить общий язык. Внимание, благосклонность и приветливость сокращают сроки адаптации студентов.

Участие студентов во внеучебной деятельности является эффективным способом обеспечения благополучности адаптационного процесса. Регулярная занятость во внеучебной деятельности позволяет студенту стать увиденным, замеченным, проявить себя, успешно влиться в новую среду.

Осуществление того или иного мероприятия (по внеучебной деятельности), воспитывает в студентах организаторские способности.

К числу наиболее важных мероприятий относятся:

работа по формированию и комплектованию учебных групп;

ритуал «Посвящение в студенты»,

выступления ведущих преподавателей в группах;

знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его;

организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-старшекурсников;

раскрытие перед студентами целей и структуры образовательного процесса в вузе, их прав и обязанностей;

улучшение условий, совершенствование методов и средств обучения, увеличение доли практических занятий;

помощь кураторов в организации академической группы в целом;

помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов;

консультативная помощь психолога;

введение межсессионной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь [2].

Совместная творческая работа формирует в студентах чувство коллективизма, товарищества. Чувство сплоченности с одногруппниками (и другими студентами) дает значительное душевное удовлетворение. К тому же, обоснованная гордость за итоги своей работы (и работы соучастников) в значительной степени отражается на чувстве собственного достоинства (что является немаловажным фактором для самоутверждения личности).

Участие в научных работах, практиках, в спортивных и творческих видах деятельности (занятий) позволяет личности студента раскрыться, позволяет ей приобрести те качества, которые в последствии будут использованы в практической деятельности [1].

Успешная реализация программы адаптации первокурсников возможна лишь при достаточной готовности членов педагогического коллектива к восприятию всех вероятных аспектов и факторов адаптации студентов к условиям вуза (включая их собственные педагогические ошибки) и к сотрудничеству с психологом, который, в свою очередь, должен иметь высокий уровень как профессиональной, так и социальной компетенции.

Таким образом, выявление возникающих перед студентами трудностей и проблем и определение способов их решения даст возможность повысить успеваемость студентов, их активность и качество знаний. Решение этих трудностей и проблем поможет развить в них дисциплинированность, а также избежать отчисления студентов на первом курсе.

Источники:

1. Кузнецова Галина Владимировна «Адаптация первокурсников к вузовской среде» [Электронный ресурс] / Кузнецова Г.В. – режим доступа https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k-vuzovskoy-srede Дата обращения: 20.11.2020

2. «Особенности развития личности студента» [Электронный ресурс] - режим доступа: https://studopedia.ru/11_146010_tema-osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta.html Дата обращения: 20.11.2020

3. Александрович Петр Иванович «Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении» [Электронный ресурс] / Александрович П.Е. - режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptatsiya-studentov-k-obucheniyu-v-vysshem-uchebnom-zavedenii Дата обращения: 20.11.2020

Просмотров работы: 144