Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации о котором пойдёт речь в данной работе заслуживает достаточно серьёзного исследование, в основе которого будет лежать анализ истории развития данного образовательного учреждения.
Если подробно анализировать исторический путь Финансового университета, то можно уже в самом начале прийти к определенному интересному выводу.
Финансовый университетпредставляет собой один из старейших российских вузов, который трансформируясь из одного состояния в другое сумел в отличном состоянии дойти в сохранности до наших дней.
Таким образом в том же 2019 году университет масштабным торжеством отметил свой почётный 100-летний юбилей со дня своего открытия.
Анализируя текущее состояние и положение можно прийти к выводу, что Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации объективно продолжает входить в плеяду ведущих вузов современной России благодаря своему сильному научному и преподавательскомусоставу, высокому качестве подготовки студентов, а также налаженным и эффективным связям с российскими и зарубежными вузами финансово-экономического профиля.
Произошедшие в стране крупны изменения политического и экономическогохарактера серьёзно повысили актуальностьряда специальностей, получаемых выпускникамиФинансового университета.
Прежде чем подробно анализировать текущее состояние Финансового Университета, корректным будет проанализировать исторический путь учреждения с самого начала его появления.
История Финансового университета берёт свой началос декабря 1917 года. Именно в это времяотдельным решением Народного комиссариата финансов согласованно создано первое в истории российского государства специализированного финансового вуза, которое получило название«Московский финансово-экономический институт». Датой открытия Университета согласно официальным источниками документам былоткрыт 2 марта 1919 года в центре Москвы по адресу Тверской бульвар, 12.
Почетную должность первого ректора Университет занял Д.П. Боголепов, который подо этого был выпускником МГУ, а также заместителем Наркома финансов РСФСР.
Важной исторической информацией являются данные о первом наборе. Так, например, документация свидетельствует о том, чтопервый набор в Финансовый университет в общей сложности составил 280 человек.
Перед Финансовым университетом ставилась серьёзная и достаточно амбициозная задача по подготовкецелой когорты опытных, образованных сотрудников финансовых учреждений страны.
Финансовый университет спустя достаточно короткое время сумел стать тем институтом, где максимально оперативно финансово-экономическое образование сумело обрести дальнейшее развитие уже непосредственно в эпоху НЭПа. [1, c. 244]
Переломными в судьбе учреждения стали 1923–1925 гг. Именно в этот временной промежуток университет сумел закрепиться в качестве ведущего московских вузов. Находясь в подчинении Правительства и Наркомпроса, руководство Финансового университета решилось на серьёзные действия по внедрению планов и учебных программ для 3-х и 4-х годичных курсов обучения, а также отдельным действием провели согласование всех необходимых условий приема на обучение, где ключевое значение имел результат вступительных испытаний (экзаменов).
В конце 20-х годов XXI века, начавшиеся в стране репрессии, также серьёзно затронули финансово-экономические вузы. Финансовый университет, который на тот момент назывался Московский промышленно-экономический институт, исключением не стал. В нём была осуществлена, серьёзная так сказать «чистка» аппарата профессорско-преподавательского состава.
В мае 1930 г. Московский промышленно-экономический институт был в конечном счёте окончательно расформирован.
С 1930-х гг. официально начался новый серьёзный этап в истории Финансового университета, который неразрывно был связан с формированием в стране командно-административной экономики и полным подчинением экономической науки интересам коммунистической партии и идеологии большевиком.
С 1946 г. по 1991 г. Финансовый университет развивался в статусе института, который имел название Московский финансовый институт (МФИ).
17 сентября 1946 года произошел процесс слияние двух московских вузов − Московского финансово-экономического института и Московского кредитно-экономического института.
После завершения процесса объединения двух вышеупомянутых вузов было образовано новое высшее учебное заведение 1-й категории − Московский финансовый институт, располагавшийся на Церковной горке, д.30 (в настоящее время ул. Кибальчича, д. 1).
Для осуществления такого рода достаточно серьёзной и масштабной процедуры должны были существовать серьёзные предпосылки и причины. Об этом я подробно распишу чуть далее.
Среди многообразия причин можно выделить одну главную. Она заключалась в том, что уже в середине 1940-х гг. ощущался острый дефицит специалистов для народного хозяйства, в т. ч. в финансовой и экономической сфере. Именно в ответе на сформировавшийся запрос и были проведены вышеописанные события.
Именно из-за этого уже при создании МФИ в 1946 г. был определен достаточно высокий контингент обучающихся: 2060 человек (из них 2000 – студенты, а 60 − аспиранты). Подобной планки достичь не удалось причине серьёзных комплексных послевоенных трудностей. Так в первом учебном году в МФИ количество обучаемых достигло всего лишь 1900 студентов.
К 1950 г. в вузе было уже 170 преподавателей, что является достаточно серьёзным результатом, достигнутым спустя несколько лет после войны.
Это стало возможным так как к педагогической работе начали активно привлекаться лучшие из окончивших аспирантуру, среди них: Г. И. Раздорский, П. С. Никольский, Н. П. Копейкина, Ф. П. Васин, Л. Н. Красавина, И. В. Левчук, Л. Д. Обломская и др.
Дальнейшие серьёзные изменения в структуре Финансового университета произошли уже в начале 90-х годов XX века.
Так серьёзное место в истории университета занимает важная дата − 25 января 1991 г. Именно тогда Кабинетом Министров СССР отдельно утвердил и согласованно принялпостановление о полном преобразовании МФИ в Государственную финансовую академию.
Таким образом, произошел процессюридического закрепления, реально достигнутогоза многие годы институтом высокого и лидирующего статуса в сфере финансово-экономического образования.
Следующий этап перестройки экономики России наступил в достаточно скором времени, а именно начале 1992 г.
Россия кардинально поменяла вектор развития иперешла на своеобразные рельсы,ведущие прямиком к зарождению и становлению рыночной экономике.
В стране начала возрастать потребность в специалистах-финансистах резко (она была на запредельному уровне и не планировала снижаться в обозримом на тот момент будем) и Академия вновь оказалась на переднем плане преобразований. [2, c. 480]
С учетом новой ситуации и соответственно иных требований времени к формированию специалистов для работы в принципиально отличающихся условиях были заново пересмотрены, серьёзно устаревшие на тот момент, учебные планы и программы всех крупнейших вузов страны в том числе и Финансового университета.
Университет и его преподавательский состав в этом трудоемком процесс сумел достичь серьёзных успехов, которые были положительно отмечены российской властью. Так 7 октября 1992 г. Президентом Российской Федерации был официально подписан Указ о начале преобразованиия Государственной финансовой академии в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации.
Следующей датой в истории Финансового университет, которая заслуживает отдельного внимания, является 22 сентября 2006 г.
Именно в это время в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации усилиямитогдашнего ректора Аллы Георгиевны Грязновой начался процессорганизации масштабной и важной академической конференции научно-педагогических сотрудников. Тогда новым ректором Финансового университета при Правительстве РФ был выбран Михаил АбдурахмановичЭскиндаров.
Алла Георгиевна Грязнова соотсевтенна была выбрана новымпрезидентом Финансового университета. Данные кадровые перестановки имели важное значение в дальнейшем развитии Финансового университета и достижение им текущего лидирующего положения
Имея достаточно серьёзное представление об истории зарождения Финансового университета и этапах его развития можно сосредоточиться нанастоящим моменте, чтобы корректнее оценить весь пройденный путь и подвести своеобразный итог.
В настоящее время, являясь федеральным государственным образовательным бюджетным учреждением высшего профессионального образования, Университет успешно и последовательно:
− осуществляет комплексную подготовку специалистов высшей квалификации по наиболее важным экономическим специальностям;
− выступает центром переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров в финансовой-банковской сфере экономике;
− проводи серьёзную подготовку научно-педагогических кадров;
− достойно выполняеткомплекс функций Всероссийского учебно-методического объединения;
− проводит научные исследования в сферах международных экономических отношений кредита, анализа и аудита;
Финансовым университетом выпущено в общей сложности около 10 000 специалистов, трудящихся во всех уголках Российской Федерации и успешно возглавляющие множество финансово-банковскихучреждений как в России, так и соседствующих с ней стран.
Особый акцент, при осуществлении множества перечисленных функций, Университет делает на кадровом обеспечении государственных органов исполнительной власти. С этой целей Финансовый университет он осуществляет целевую подготовку специалистов для федеральных и региональных структур государственной службы.
Финансовый университет на сегодняшний день уверенно занимаетпозицию одного ведущих и наиболее престижных высших учебных заведении России.
В Финансовом университете численность обучающихся по программам высшего профессионального образования увеличилась до 81453 чел., в том числе по очной форме обучения − до 23557 чел., около 14000 студентов по программам среднего профессионального образования, помимо этого− более 300 человек проходят обучение по программам МВА (Masterofbusinessadmiration) и до 20000 слушателей по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
К началу 2020 года Финансовый университет добился значительного успеха и прогресса в ряде важных для себя направлений. Для оказания своевременной и качественной поддержки талантливой молодежи в подготовке к поступлению в Финансовый университет профессорско-преподавательский состав проводит серьёзную икомплексную работу на довузовском уровне.
Так, например, Финансовым университетом были организованы серьёзные подготовительные курсы с различным сроком обучения, причем по нескольким направлениямикак по очной, так и по заочной форме обучения. Подобного рода серьёзная и комплексная работа дает свои серьёзные плоды и позволяет успешно сформировывать контингент студентов из способной молодежи.
Вузовская подготовка в определенном смысле является сердцевиной обучения в Финуниверситете на текущий момент.
Подробнее рассмотрю послевузовскую подготовку. Она в Финансовом университете представлена целым комплексом структурных подразделений.
Так, например, крупным учебно-научным центром стал Институт переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям, ежегодно 20 тысяч специалистов проходят повышение квалификации. В 1998 г. был открыт Институт государственной службы.[3, c. 573]
Важное место в структуре Финансового университета занимает Институт повышения квалификации преподавателей.
Начиная с 1970 г. в данном институт происходилопостепенное повышение квалификации почти 4000 преподавателей из 200 вузов России и других стран (преимущественно из стран СНГ).
Как было ранее упомянуто, на текущий момент Финансовый университет уверенно занимает лидирующую позицию в сфере подготовки научно-педагогических кадров по финансово-банковским специальностям. Также данный университет представляетсобой крупнейший научный центр и данному статусу успешно соответствует на протяжении длительного времени.
Для закрепления текущего лидирующего положения Финансовый университет, начиная с 2016 года,осуществляет серьёзнуюработу по экспертизе кандидатских и докторских диссертаций и присуждению соответствующих ученых степеней. Для осуществления данной цели отдельным положением в вузе были учрежденысемь диссертационных советов, которые успешные действуют и в наше время.
По итогу функционирования множества диссертационных советов и комплексной стратегии в этом направлении были получены серьёзные положительные результаты. Одним из таких результатов является значительное число талантливых ученых и финансистов-практиков.
Конкретнее стоит отметить работу профессорско-преподавательского состава финансового университета, который успешно:
− провел серию крупных фундаментальных исследований по многим важнейшим финансово-экономическим проблемам;
− внес весомый и солидный вклад в развитие теории финансов, денег, кредита, учета и др.;
− осуществил большое количество прикладных разработок, которые в большинстве своём были нацелены на возрастание роли финансово-кредитных рычагов в увеличении эффективности ряда производств.
По созданным коллективом Финансового университета учебникам учились и учатся студенты крупнейших экономических вузов России и других стран СНГ.
Многие ученые Университета входят в состав многочисленных редакционных коллегий и являются соавторами ряда серьёзных фундаментальных трудов и научных монографий.
Одним из наиболеезаслуживающих внимания направлений в деятельности Финансового университета является международное сотрудничество, которое за последние годы истории университет сумело претерпеть ряд серьёзных изменений, касающихся как масштаба, характеров так и формата проведения данных процессов.
Если в те 60-е годы XIX Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (на тот момент Московский Финансовый Институт) обладал непрерывной коммуникацией и соответственно сотрудничеством лишь с рядом вузов пяти стран.
Данными странами являлись:
− Болгария;
− Венгрия;
− ГДР;
− Польша;
− Чехословакия.
Много десятилетий спустя ситуация поменялась более чем полностью. Так на текущий момент времени, а именно 2020 год, Финансовый университет поддерживает деловые контакты с большим множеством структуру из более чем 50 стран.
Объектами сотрудничества для Финансового университета в формате международной коммуникации выступают:
− учебные заведения;
− научно-исследовательские организации;
− финансово-банковские учреждения;
− государственные и неправительственные организациями.
На данный момент Финансовый университет сумел развиться до такого уровня, что сумел наладить и продолжить сотрудничества с рядом ведущих международных организаций, наиболее серьёзными из которых являются:
− Всемирный банк;
− Международный валютный фонд;
− ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).
Из многочисленных, но достаточно инновационных форм сотрудничества можно отдельно упомянуть сформировавшуюся в последнее время практику получения выпускниками Финансового университета двойного диплома. [4, c. 8]
Например, учащиеся, высылаютсяотправляются прямиком во Францию в Высшую коммерческую школу г. Лиона, где успешно проводят защиту одновременно двух дипломных работою Специфика данных защита в том, что она проводится сразу на нескольких языках. В описываемом мною случае ситуация следующая.
Во Франции защита диплома проходит на французском языке,а в России соответственно на русском языке.
После завершения данных этаповпроисходит процесс официального окончании Финансовой академии и на выход из университета студент получает сразу два диплома: российский и французский.
На протяжении длительного временного промежутка Финансовый университет успешно занимается реализацией программы по обмену студентами, аспирантами и стажерами. В стенах Финансового университет были подготовлены тысячи качественных иностранных специалистов.
В целом за всю истории Финансового университета важной вехой является начало отлаженного и долгого (не ситуационного) сотрудничества в международном формате, которое смогло выйти на достойный уровень в начале XX века.
Подчеркнём отдельный заслуживающий внимания аспект Финансового университета, а именно его амплуа важного учебно-методического центра России. На базе такого крупного образовательного учреждения действует Учебно-методическое объединению вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики.
Образовавшееся объединение начинает играть все более заметную роль в координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей объединений работодателей в обеспечении качества подготовки кадров финансово-экономического профиля для развития инновационной экономики России.
В состав учебно-методического объединения помимо Финансового университета входят также в общей сложности 400 вузов России и их филиалов, которые осуществляют подготовку специалистов по определенным направлениям подготовки учебно-методического объединения.
В качестве ассоциированных членов в объединение также входит ряд экономических вузов таких стран как:
−Украина;
−Белоруссия;
−Казахстан.
Финансовым университетомосуществляется серьёзная и непрерывная разработка государственных стандартов по подготовке квалифицированных специалистов, типовых учебных планов.
Также Финансовым университетом происходит формирование межвузовских авторских коллективов по разработке учебников, а после этого проводится комплексный анализ по итогу которого даётсязаключение о целесообразности подготовки финансистов-экономистов.
В практике учебно-методического объединения традицией стало ежегодное проведение всероссийских и международных учебно-методических конференцийдляопределение актуальных проблем современности и рекомендаций по их решениям.
В 2011-2012 годах была осуществлена серьёзная реорганизация Финансового университета путем.
В ходе осуществления реорганизации к Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации были присоеденены:
− Всероссийский заочнофинансово-экономический институт;
− Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации;
− Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации и филиалов этих вузов.
Финансовый университет на текущий момент включает в себя 14 факультетов, 40 кафедр, 3 института, 2 вузов, 2 научно-исследовательских институтов, 8 центров, 2 учебно-научных лабораторий, сети региональных офисов − 11 филиалов и 4 офиса, открытых в семи регионах России.
Финансовый университет являлся вузом России, который раньше большинства остальных вузов сумел успешно интегрироваться в новые стандарты образование успешно перейти на уровневое образование.
Особенностью новой системы образования стало внедрение следующих образовательных ступеней:
−бакалавриат;
−магистратура.
По итогу завершения данного процессауниверситет сумелсформировать корректные учебные программыдля студентов, обучающихся как на бакалавриате так и на магистратуре.
Все вышеперечисленные усилия в конечном счёте были приняты для полного соответствия требованиям Болонской конвенции. [5, c. 43]
Отдельно стоит упомянуть что, начиная с 18 января 2014 года отдельным постановлением Правительства РФ, был определен порядок назначения ректораФинансового университета Правительством РФ.
23 апреля 2014 года в Финансовом университете был учрежден конкурс «Лауреат премии ректора Финансового университета», являвшийся достаточно важным мероприятия с точки зрения имиджа и образования.
Таким образом по итогу проделанной работы мною был успешно проанализирован более чем столетний период истории финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Выделены наиболее важные даты, а также проанализировано текущее состояние университета.
Финансовый университет на текущий момент времени сумел стать одни из крупнейших финансво-экономический университетов, успешно осуществляющиймнжество функций как в рамках российского, так и международного сотрудничества.
Библиографический список
1. Думный В.В. Истоки финансового образования в России. М.: Книга по Требованию 2017. 244 с.
2. Грязнова. А.Г. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: 60 лет со дня основания МФИ М.: Финансы и статистика, 2016. 480 с.
3. Лаптева Е.В. К 100-летию финансового университета при Правительстве Российской Федерации. История становления вуза // Историко-экономические исследования 2018. №4 C.573-599
4. Федотова М. А. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации: история и современность // Инновационное развитие экономики. 2015. № 18 С. 8-15.
5. Щербаков М.А. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва. // Проблемы современной науки и образования 2014. №6C.43-44
.