СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наркомания являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

В сфере образования профилактика является приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости: болезнь легче предупредить, чем лечить. Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а, следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению и злоупотребления психоактивными веществами.

Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Стрессы, гиподинамия, потеря смысла жизни – это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Профилактика наркоании» актуальной и своевременной.

Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos- усыпляющий). В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Один из наглядных признаков наркомании – неудержимое влечение к опьянению, эйфории, достигаемой посредством приёма наркотического вещества. С течением болезни способность к эйфоризирующему эффекту падает и влечение определяется лишь потребностью в наркотике как необходимом условии относительно удовлетворительного физического и психического состояния.

Факторы риска употребления наркотиков в школе.

Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем психоактивных веществ, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ. Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп или для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества.

Исследованиям факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. Н.А.Сиротой (1990) разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте.

1. Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности:

- патологически протекавшая беременность и/или роды у матери;

- хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности;

- отклонения нервно-психического развития в раннем возрасте;

2. Факторы наследственной отягощенности:

- психические заболевания;

- алкоголизм и наркомания.

3. Факторы нарушенного онтогенеза:

- черепно-мозговые травмы;

- психотравмы;

- тяжелые соматические заболевания.

4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания:

- неполные, распавшиеся семьи;

- отсутствие семьи;

- деструктивные семьи;

5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

- формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;

- избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

- снижение успеваемости, нарушение дисциплины в школе;

- конфликтность в отношениях со сверстниками, учителями и администрацией школ;

- уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними;

- отсутствие устойчивых увлечений;

- склонность к асоциальным формам поведения.

6. Психологические факторы:

- зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;

- тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания и принятия решения;

- игнорирование системы социальных установок и ролей;

- нарушения в сфере социальной перцепции (не соответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

- несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;

- отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;

- отсутствие сформированного представления о жизненных целях;

- отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

- неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Практически все антинаркотические мероприятия воспитательного характера (первичная профилактика), осуществляемые управлением образования, проводятся комплексно, совместно с управлением здравоохранения, внутренних дел и реализуются по следующим направлениям:

Поиск форм и средств повышения эффективности профилактической антинаркотической работы.

В Ульяновской области профилактическая антинаркотическая работа строится на основе статистического анализа данных по злоупотреблению наркотическими и токсическими средствами среди несовершеннолетних, на основе учета фактов задержания детей и подростков в наркотическом опьянении со сверкой данных между территориальными органами управления образованием и органами внутренних дел с выделением групп «детей риска».

2. Пропаганда здорового образа жизни через образовательную деятельность.

Во всех регионах в рамках учебных курсов ОБЖ, биологии, химии и других предметов педагоги регулярно обсуждают с учащимися проблемы профилактики наркомании. Общим недостатком этого подхода является широкая представленность в учебных программах медицинских аспектов наркоманий и недостаточная разработка методических основ формирования ценностей здорового образа жизни.

3. Последипломное обучение и переобучение специалистов образовательных учреждений по программам оказания первичной профилактической помощи.

В каждом регионе на постоянной основе проводятся обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по предупреждению злоупотребления наркотическими средствами в детско-подростковой среде. Программы большинства семинаров имеют практическую направленность, обучают навыкам первичной оценки токсико-наркотического опьянения, психологическим основам разъединения асоциальных групп, в которых практикуется прием наркотиков, навыкам противодействия агрессивному поведению детей, средствам восстановления школьного статуса ребенка, бросившего употреблять психоактивные вещества.

4. Проведение мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде.

Во многих регионах осознана необходимость мониторинга для планомерного развития первичной профилактической работы. Например, в Самарской области Комитетом по делам молодежи регулярно проводится социологический анализ состояния проблемы наркомании в области. В других регионах подобная работа проводится на основе разовых социологических опросов в школах, что в виде единичных срезов дает обобщенную характеристику уровня распространенности употребления наркотиков и отношения детей и подростков к этой проблеме. Следует отметить недостаточную методологическую разработку основ проведения этих опросов, отсутствие нормативной базы для проведения мониторинга на постоянной основе и малую значимость результатов единичных, малосовместимых друг с другом опросов, проводимых по разным методикам.

5. Разработка концепции первичной профилактики наркоманий в образовательной среде.

Разработка концепции осуществляется по инициативе Министерства просвещения научной группой специалистов с обсуждением ее ключевых положений с соответствующими управлениями Минтруда, Минздрава России, Госкомпечати России, заинтересованными общественными организациями. Одновременно Министерство проводит конкурсы авторских программ антинаркотического воспитания и профилактической помощи детям и подросткам. При этом особое внимание уделяется авторским программам, в которых развиваются методические приемы и средства для обеспечения перехода в антинаркотическом воспитании от установок на информирование детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к психолого-педагогическим технологиям формирования у детей активной психологической защиты от употребления ПАВ.

6. Разработка законодательных предложений и нормативных актов, регулирующих развитие первичной антинаркотической профилактической деятельности.

С позиций концепции первичной антинаркотической профилактической помощи медико-социальная реабилитация при наркомании должна учитывать особый возрастной, психологический и социально-правовой статус несовершеннолетнего, определяющий специфику реабилитационного процесса для детей и подростков.

7. Опыт разработки проблем первичной профилактики в зарубежных странах.

Первым существенным моментом зарубежного опыта в области профилактики является положение о том, что на государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80% всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана разветвленная социально-реабилитационная сеть помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

8. Профилактическая деятельность в семье.

В организационном плане необходимо в экстренном порядке отрабатывать реальные механизмы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовывать активность самих родителей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде становления и поддержки таких движений как «Родители против наркотиков», «Школа без наркотиков», «Чистый район» и т.п. В этом процессе велика информационная и организационная помощь постоянных газетных рубрик, обучающих семинаров местного, регионального характера. Не менее важным является параллельное создание широкой контактной сети консультативных пунктов. Именно они должны на профессиональном уровне обеспечить потребности семье в первичной помощи в проблемной сфере, именно они должны выступать первичными и эффективными посредниками между семьей и специалистами, работающими в наркологических учреждениях, учреждениях социальной помощи, правоохранительных органах.

Можно выделить тир ключевые проблемы первичной профилактики употребления наркотических веществ детьми и подростками в образовательной среде:

Первая проблема – как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к неподобающему стилю жизни?

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя наркомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу "риска" и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы.

Для активно направленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации и отклонений в поведении.

Вторая проблема – как и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, и какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?

Выделяют общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками:

- Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

- Появляется отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.

- Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

- Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

- Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.

- Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ.

- Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

- «Беспричинное» сужение или расширение зрачков.

Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания.

В настоящее время ведущей является диагностика наркотического опьянения психиатром-наркологом. Естественно, эта форма диагностики не может быть реализована в условиях образовательного учреждения.

Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается достаточно быстро, начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы. Столкнувшись с такими формами поведения, школа обычно переходит к тактике «активного выталкивания» трудного ученика с проблемами зависимости из школьной среды, оставляя ему своих учеников, все социальное пространство вокруг школы. Таким образом, школа проигрывает свою борьбу с начинающим наркотизироваться подростком за его судьбу и за судьбы других подопечных учеников.

Третья проблема – как и каким способом активно вмешиваться и коррегировать систематическое употребление наркотических веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших употребление?

Дети и подростки, систематически употребляющие наркотические вещества, как правило, характеризуется уже выраженными формами социальной дезадаптации с «домашним воровством», постоянными уходами из семьи, самовольным оставлением школы, стойкими асоциальными установками и склонностью к правонарушениям. Одновременно у них могут наблюдаться выраженные формы зависимости, т.е. начинается болезнь. Однако, в первую очередь это ребенок, а потом токсикоман или наркоман и он нуждается в оптимальной поддержке и эффективной реабилитации.

Основные направления активной антинаркотической профилактики в образовательной среде

В процессе организации работы по антинаркотической профилактике в образовательном учреждении, основными направлениями по организации профилактической работы с воспитанником (и по отношению к нему) могут выступать:

Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живет учащийся. При этом одновременно расширяются положительные связи ребенка – с окружающим миром, он вовлекается в активную деятельность по улучшению окружающей действительности, осуществляется оздоровление семьи и микрогруппы подростков. Расширяются социальные контакты воспитанника главным образом через деловые связи с коллективами взрослых.

В соответствии с законодательством предусмотрены принудительные меры воспитательного характера: обязанность несовершеннолетнего публично просить извинения за проступок, возмещение компенсации за причиненный ущерб (по достижении 15-летнего возраста), передача несовершеннолетнего под надзор и наблюдение коллектива или общественной организации, передача на поруки, поручительство старших или коллектива, направление в спецшколы и спецучилища.

3. Усиление профилактической работы в микрорайоне, целенаправленная организация свободного времени школьника. В любом случае должно осуществляться воздействие на ближайшее социальное окружение, если оно провоцирует школьников на негативное поведение. Часто родители и школа обвиняют во всех «бедах» улицу, забывая, однако, что она необходима детям для их нормального психического развития, что не улица сама по себе влияет отрицательно, а лишь отдельные группы детей с негативной направленностью, которые возникают стихийно. При правильной организации досуга дети проводят время в походах, играх, спортивных соревнованиях, работают в кружках – все это весьма сильно влияет именно на трудных детей, интересы которых слабо учитываются и удовлетворяются в школе.

4. Активизация социально полезной деятельности учащихся в первичном коллективе и в системе других коллективов. Занятые полезными делами, учащиеся меньше нарушают дисциплину, приучаются к четкости, порядку, у них вырабатываются навыки трудолюбия, честного отношения к делу, формируются все те качества, которые необходимы и для успешного в обществе человека. Диалектика всей этой работы такова: переключение сил, энергии, внимания детей сначала на полезные дела, а затем на учение.

5. Разрушение отрицательного типа поведения воспитуемой личности. Нейтрализуется ведущий признак негативно влияющий на ребенка. Эта работа требует большой осторожности. Наибольший эффект, как показали исследования, достигается доверием, уважением к воспитуемому, неожиданностью положительного отношения, т.е. создается ситуация, которая неизбежно вызывает у подростков недовольство собой, возбуждает желание избавиться от недостатков.

6. Организация нового образа жизни воспитуемого, в котором закрепляются, развиваются положительные качества. В практике отрицательное в личности разрушается иногда строгим наказанием, судом, всеобщим осуждением, изоляцией человека от общества. Но при этом нередко его образ жизни мало меняется. Если же стереотип воспитуемого находится в тех же условиях, он быстро восстанавливается, в своем прежнем виде. «Каким был человек, таким и остался», — жалуются подчас работники школ. А он и не мог измениться, поскольку не были созданы педагогически необходимые условия, в корне пресекающие прежний отрицательный стереотип.

7. Включение самой личности в процесс преодоления имеющихся у нее недостатков, отрицательных свойств. Это последнее звено в системе профилактической работы активно воздействует на личность лишь тогда, когда эффективно использованы предыдущие звенья системы. Ведущими условиями эффективной работы следует считать: хорошо организованный педагогический коллектив, действующий совместно с коллективом воспитанников; включение личности в разнообразную социально полезную деятельность, где она могла бы проявлять и развивать имеющиеся у нее необходимые положительные качества; нейтрализация и затем устранение вредных влияний, их преодоление позитивным воздействием на педагогически запущенных детей; нормализация отношений личности с окружающим миром, повышение уровня учебно-воспитательной работы в школе.

Необходимо понимать, что профилактика наркомании требует осуществления разнообразных мер, препятствующих употреблению и распространению употребления наркотиков. Это предупреждение отрицательного влияния микросреды, формирование у населения (особенно у подрастающего поколения) таких убеждений, которые исключали бы самую возможность употребления наркотиков. Другими словами, в основе профилактики наркомании лежит здоровый образ жизни.

Но ограничиваться только лишь пропагандой здорового образа жизни не стоит. Следует обратить внимание и на другие, не менее действенные способы и направления работы в рамках профилактики наркотической зависимости детей. Одним из немаловажных направлений работы в рамках осуществления первичной профилактики наркотической зависимости является работа с семьей и родителями. Шансы уберечь детей и подростков от наркотической зависимости возрастают, если внимание педагогов в работе с родителями в большей степени будет обращено на ряд направлений работы.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных "ключевых" проблем, сделает работу по профилактике наркомании среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в детско-подростковой популяции России.

Литература

1. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомнии //Журнал "Социологические исследования" Том 19 №6/2017. С. 29-42.

2. Анафьянова, Т. В. Особенности социально-медицинской работы с лицами и группами девиантного поведения в регионе: учебное пособие / Т. В. Анафьянова. – М.: Академия естествознания, 2011. С. 223-225.

3. История развития реабилитации наркозависимых [Электронный ресурс] : Собрание статей / Социальная работа. - 2010. - Режим доступа : http://soc-work.ru/article/522. (Дата обращения 23.12.2020)

4. Наркомания подростков [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://sairon.ru/narkotik/narkomaniya-podrostkov .(Дата обращения 23.12.2020)

5. Прусс, М.С. Как избавиться от наркотической зависимости: Скажи наркотику «прощай» / М.С. Прусс, Л.Л. Кельин, Ю.Л. Мучник, В.М. Володин. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002. С 160.

6. "Работник социальной службы №6 / ООО Издательство "Социальное обслуживание" / г. Москва. Автор статьи Жукова А.В., 2019. С. 84-87.

7. Социальная работа с наркоманами. Технология лечения и социальной реабилитации [Электронный ресурс] / Специальный проект РИА «Время Н». Всем миром против наркоагрессии. - Режим доступа : http://antinark.vremyan.ru/law/sotsialnaja_rabota_s_narkomanami_texnologija_lechenija_i_sotsialnoj_reabilitatsii. (Дата обращения 23.12.2020)

8. Специфика социальной работы с наркозависимыми [Электронный ресурс] : Социология: современные тенденции. - Режим доступа : http://www.sociodone.ru/codos-69-1.html. (Дата обращения 23.12.2020).

9. Устный журнал "Наркомания: Социальная болезнь" / Любецкая Т.В. 2017. С. 51.

10. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю.Шапиро. - М.: Академия, 2002. С. 192.

11. УК РФ //Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

12. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

Просмотров работы: 6