ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема трудных подростков актуальна не только потому, что их число постоянно растёт, но и ещё потому, что эта проблема ложится на плечи тех, кто с ней самостоятельно не справится. Одна из основных причин массовости этой проблемы – это социальная среда. Подростки должны быть заняты, в учебное и не учебное время. По данным МВД на 2019 год, преступность среди несовершеннолетних уменьшается, но всё же остаётся высокой. Но прослеживается опасная тенденция – число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних растёт: если в 2018 году их было 9716, то в 2019 году их 10113. Об этой проблеме стоит задуматься.

Социокультурная деятельность – это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои компоненты, характерные только для образовательного процесса:

-отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию;

-отношение к педагогу как к посреднику между учащимися и культурой;

-отношение к образованию, как социокультурному процессу;

-отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству.

Особое внимание стоит уделять учащимся с девиантным поведением, чьё внимание очень трудно завоевать. Прежде, чем говорить о том, как влияет социокультурная деятельность на реабилитацию трудных подростков, давайте разберём, кто относиться к данной категории. Как известно, многим подросткам свойственны временные отклонения от норм поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей и воспитателей. Но поведение некоторых подростков выходит за рамки допустимых проступков, и воспитательная работа с ними протекает с затруднениями. Подростковый возраст в различных источниках классифицируется как трудный в воспитательном отношении. Такие дети не имеют особого интереса к жизни школы. Социокультурную деятельность регламентируют следующие документы:

-Конституция Р.Ф.;

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;

-Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.05.2013 N 104-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Организационные формы работы с трудными подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. Педагоги-организаторы участвуют в создании благоприятной среды для социокультурной деятельности учащихся школы. Важность культурной деятельности в том, что это организация социально-значимых целей: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов учащихся, как отдельной личности, так и социума в целом. Творческое начало социокультурной деятельности включает в себя множество основных «опорных элементов» - это кино, телевидение, техническое и художественное творчество и многое другое. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение литературы, просмотр документальных фильмов, посещение выставок, музеев, театров). Их нужно адаптировать к социальной деятельности школы, опираясь на работу в команде, пусть будут это какие-либо соревнования, игры, тренинги или же брей-ринги. Работая с кем-то в команде, подростки раскрывают свои таланты и умения. Такие занятия как тренинги, хорошо раскрывают внутренний мир подростка, его желания, цели в жизни и страхи. Брей-ринги, направлены на проверку умственных способностей, тренировку памяти и получения новых знаний или интересной и полезной информации. Творческие школьные конкурсы, хорошо подходят для самовыражения подростков, каждый может показать себя, показать, что он умеет, и чему он хочет научиться. Концепция организации социокультурной деятельности в процессе реабилитации подростка предполагает создание мотивации подростка на изменение, самосовершенствование и изучение чего-то нового. Иногда подросток даже не знает, что бывает весёлая и интересная жизнь без алкоголя и наркотиков - наша задача, ему продемонстрировать эту жизнь. Таким образом, социокультурная деятельность с трудными подростками помогает их адаптации и социализации в обществе, способствует профилактике девиантного поведения.

В заключении можно сказать, что социокультурную деятельность в общеобразовательных школах, следует внедрять, расширять и совершенствовать, ведь их социальная жизнь начинается именно со школы.

Литература

Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростками // Сборник: Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.

Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д.Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.

Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.

Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т.В. Шипунова. – М.: Академия, 2011. – 240 с.

Просмотров работы: 11