Применение фитнес-технологий как способ повышения мотивации у школьников к урокам физической культуры. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Применение фитнес-технологий как способ повышения мотивации у школьников к урокам физической культуры.

Андреева С.Н. 1
1УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современное время средства массовой информации активно поднимают вопрос о состоянии здоровья школьников. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Объем интеллектуальной нагрузки влияет на уменьшение двигательной активности, а это, в свою очередь, приводит к ухудшению мозговой активности. Малоподвижный образ становится нормой, как для детей, так и для взрослых. Решение актуальнейшей для государства проблемы, необходимости улучшения здоровья подрастающего поколения носит комплексный характер, требующий привлечения организаций и специалистов разных научных направлений, и, в первую очередь, образования, здравоохранения и физической культуры. Анализ научных исследований в области теории и методики физического воспитания и оздоровительной физической культуры показывает, что в течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей и подростков. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья [1, 2]. Все это актуализирует поиск эффективных путей оздоровления и гармоничного физического развития детей и подростков, в частности, переход от сложившихся схем содержания и организации уроков физической культурой в общеобразовательных учреждениях к инновационным, что призвано содействовать разрешению накопившихся проблем и противоречий. Поддержание целеустремленности и интереса к занятиям физической культурой у школьников зависит во многом от того, насколько они испытывают удовлетворение в ходе урока, а также от того, получают ли они удовлетворение при занятиях физическими упражнениями. Основными причинами снижения удовлетворенности на уроках физической культуры большинство ученых называют такие факторы, как: отсутствие эмоциональности урока, скучное выполнение упражнений, низкая или чрезмерно высокая нагрузка, плохая организация урока. Успешное обучение школьников прямо зависит от мотивации, от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению новых знаний, к формированию умений и навыков к приобретению определенных личностных качеств. Условия обучения должны максимально обеспечивать самостоятельное стремление ребенка к развитию, которое, в конечном счете, становится личной потребностью в новых знаниях, умениях и навыках, в персональном росте и самосовершенствовании. Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Очень важно сегодня не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Одной из инновационной оздоровительной технологией, применяемой в современной образовательной системе физической культуры являются фитнес - технологии. Фитнес – технологии, на наш взгляд, можно определить как совокупность научных способов, шагов, приемов, сформированных в определенный алгоритм действий, реализуемый определенным образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного, осознанного и мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий, современного инвентаря и оборудования [6]. Фитнес-технологии сегодня являются одним из путей повышения интереса и творческой активности учащихся, создания и планомерного поддержания положительных эмоций, оптимизации условий проведения физкультурных занятий, повышения их общей и моторной плотности и привлекательности. Многие исследования, проведенные среди школьников, показывают, что дети с большим интересом занимаются на уроках физической культуры аэробикой и другими направлениями фитнеса. Эффективность внедрения различных технологий фитнеса в учебный процесс школьников доказана диссертационными исследованиями ряда учёных, изучавших эту проблему [3, 4, 5]. Современный фитнес многообразен - это комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес и др.), направленные на физическое совершенствование всех слоёв населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности, формирование физической и спортивной культуры. Благодаря этому многообразию, существует возможность подобрать такую программу, которая подходила бы для занятий в зависимости от уровня физического развития, физической подготовленности и преследуемых целей. Фитнес отличается высокой эмоциональностью и оздоровительной эффективностью, разнообразие и постоянное обновление программ позволяет на протяжении нескольких десятилетий удерживать высокий рейтинг среди других видов физической культуры. Занятия фитнесом развивают не только координацию движений, выносливость, силовые качества, но и чувство ритма, артистичность, формирует правильную осанку и красивую фигуру.

Практический опыт свидетельствует, что использование фитнес-технологий, позволяет изменить отрицательное отношение к урокам физкультуры на позитивное, увеличивает интерес к занятиям и их посещаемость, повышает нагрузку и плотность. Организация интересных, увлекательных занятий физической культуры в школе способствует тому, что двигательная активность становится для учащихся потребностью, помогающей им в будущем вести здоровый образ жизни. Таким образом, внедрение фитнес - технологий в систему физического воспитания значительно дополняет средства для решения поставленных перед школой задач. Грамотное применение средств детского фитнеса, наряду с традиционными средствами физического воспитания, будет способствовать укреплению здоровья воспитанников, привлечению детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, обогащению их двигательного опыта, повышению уровня физической подготовленности.

Список литературы:

1. Актуализация антропологического образования специалистов в сфере физической культуры и спорта в современном обществе О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 33–34.

2. Борисова В.В., Панфилов О.П., Шестакова Т.А. Фитнес-технологии – новый раздел в школьном физическом воспитании //Физическая культура в школе. 2013. № 4. С. 39–44.

3. Золотова, М.Ю. Содержание физического воспитания детей младшего школьного возраста на основе ритмической гимнастики : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.04 / Мария Юрьевна Золотова ; Коломенский государственный педагогический институт. – Москва, 2001. – 196 с.

4. Мельничук, М. В. Технология построения индивидуальных оздоровительных программ для учащихся общеобразовательных школ : На примере фитнесс-программ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.04 / Марина Владимировна Мельничук ; .Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - Москва, 2001. - 22 с.

5. Егорова, Н.В. Фитнес для занятий младших школьниц в системе дополнительного образования : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.04 / Надежда Вячеславовна Егорова ; Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. – Смоленск, 2012. – 24с.

6. Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / редкол. Г.Н. Пономарев, Е.Г. Сайкина. - СПб.: Изд-во РГПУим. А. И. Герцена, 2008. - С.124. – ISBN 978-5-8064-1339-1.

Просмотров работы: 451