Социально-культурная реабилитация лиц с нарушением слуха. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социально-культурная реабилитация лиц с нарушением слуха.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из основных задач развития современного общества является социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.Статья 30 Конвенции о правах инвалидов призывает государства наделить инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал – не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества.

Существующее положение по содействию инвалидам по слуху в реализации права на участие в культурной жизни:
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 9) определено право на социокультурную реабилитацию инвалидов.

Основными целями культурной политики являются сохранение и развитие культурного потенциала Общества, обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех социальных слоев граждан и нвалидов по слуху России. ВОГ проводит большую культурно-массовую работу среди неслышащих и, по сути, берет на себя решение государственной задачи по социокультурной реабилитации граждан с нарушениями слуха и слабослышащих граждан нашей страны, поскольку государственных специализированных учреждений, которые обязаны по действующему законодательству проводить эту работу, практически нет.
Одна из задач социокультурной реабилитации — приобщение инвалидов разных возрастных категорий к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни на основе включения в мир искусства и культуры. В качестве одного из главных компонентов данной задачи рассматривается культурно-досуговая деятельность. Содержание культурно-досуговой деятельности дает человеку возможность испытывать чувства и переживания посредством разнообразных занятий в свободное время и тем самым удовлетворять свои потребности в осмыслении воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания и оценки.

Организация досуговой деятельности (отдых, праздники, самообразование, творчество и пр.) представляет особую значимость для инвалидов в связи с их жизненными ограничениями, трудностями коммуникативной деятельности, обусловленными наличием дефектов физического и психического развития. При этом включение человека в разные виды творческой деятельности рассматривается как наиболее значимый вид организации досуговой деятельности, к которой относится театрализованная деятельность.
Окружающая среда с ее многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для лиц, страдающих глухотой, является нередко малодоступной. Требуются определенные реабилитационные меры для того, чтобы данная категория инвалидов имела равные возможности жизнедеятельности с обычными людьми. Как видим, нарушения слуха, могут вызвать специфические для данной патологии проблемы.
Важное значение в реабилитации слабослышащих имеет социокультурная составляющая. Так, опыт работы самодеятельных театральных коллективов инвалидов по слуху опровергает распространенное представление о том, что сложные, неоднозначные художественные литературные произведения неприемлемы для постановки в данных коллективах.

Организация театральной деятельности инвалидов по слуху предполагает учет специфических особенностей их познавательной, коммуникативной деятельности, опирается на компенсаторные возможности людей с нарушением слуха, использование возможностей их зрительной, осязательной, вибрационной чувствительности, письменной речи. Одним из важных принципов самодеятельных театров для людей с нарушениями слуха является взаимодействие специалистов разного профиля — логопедов, преподавателей жестомимической речи, психологии, русского языка, специалистов в области театральных дисциплин. Как можно увидеть, данное направление реабилитации, проводится с учетом специфических потребностей слабослышащих, и с участием специалистов разного профиля.

Таким образом, инвалиды с нарушениями слуха, испытывают специфические для данной категории проблемы. Реабилитация социокультурного направления, должна проводится с учетом специфических потребностей глухих и слабослышащих, и с участием специалистов разного профиля. Особая роль культуры в развитии и самореализации личности инвалидов по слуху позволяют рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в системе реабилитации инвалидов по слуху. В то же время особую актуальность представляет дальнейшее изучение психолого-педагогических и компенсаторных возможностей культурно-досуговой деятельности инвалидов по слуху для развития адаптационно-реабилитационного потенциала таких инвалидов.

Литература.

1. Закон Российской Федерации от 02.06.1999 о «О социальной защите инвалидов» [Электронный ресурс]

2. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. - М.: «МГУКИ», 2006. - 279 с.

3. Андреева О.С., Принципы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и медико–социальная экспертиза// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – М.: Академия, 2009.- №4. 214 с.

4. Ариарский М. А. Досуговая деятельность как ресурс социально-культурной интеграции инвалидов. - М.: Дошков и К, 1999. - 197 с.

5. Васильевна Н.В. Основы реабилитации инвалидов в системе социальной работы Развитие социальной реабилитации в России. М.: Академия, 2000.- 431 с.

Просмотров работы: 336